This version of the page http://rrmu.dn.ua/sv-tru.htm (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2006-10-13. The original page over time could change.
Донецкий областной комитет профсоюза "Радиоэлектронмаш"

 

Учеба профсоюзного актива 

Материалы шведско-украинского профсоюзного семинара,

О Шведском профсоюзе металлистов и его деятельности


Якобсон Бент

Мои друзья и я очень рады находиться здесь, в Луцке, счастливы, что имеем  возможность провести с вами несколько дней. Наш профсоюз за последние годы значительно расширил взаимодействие с профсоюзами стран СНГ.

До 1989 г. у нас были некоторые контакты с профсоюзами СССР, но не постоянные и непоследовательные. Это было обусловлено тем, что мы принадлежали к двум разным системам, которые находились в состоянии холодной войны. Швеция расположена по сравнению с вами на противоположном берегу Балтийского моря. Но она не так далеко от Украины, только и того, что через море. Мы почти соседи с вами и это замечатель­ный факт.

Все же наши контакты до 1990 г. ограничивались Бразилией, Японией, Китаем, Южной Америкой, но не странами бывшего СССР. Фактом является то, что люди в Швеции знают гораздо больше о странах Западной Европы, Азии, Африки, Южной Америки, чем о странах СНГ. Огорчительно, что об Украине, которая по размерам является второй страной в Европе, мы знаем гораздо меньше, чем о других странах. Мы надеемся, что сможем устранить эти проблемы и наладить лучшие контакты в будущем. Я не знаю, как вы осведомлены о связях Украины с Европейским Союзом, знаете ли вы о программах, которые разрабатываются в этом направлении. Вы об этом слышали. Хорошо. Но никто не слышал о программах сотрудничества Украины и Швеции. У меня в руках правительственный доклад о том, как будет развиваться сотрудничество Швеции с Украиной на протяжении нескольких последующих лет. В этой программе отображены вопросы экологии. Она небольшая по сравнению с программой сотрудничества с Европейским Сою­зом. Более объёмными являются программы сотрудничества Швеции с Литвой, Латвией, Эстонией, Россией, Польшей. Я думаю, что сотрудничество с Украиной тоже должно быть гораздо шире. Мне кажется, что Украина может иметь более широкие связи и с Европейским Союзом, но это вам решать, как вы будете относиться к указанным проблемам в будущем. Я только могу высказать свое мнение, что широкое международ­ное сотрудничество всегда приносит положительные резуль­таты. Когда я общался с людьми из наших правительственных кругов, то они отмечали, что Украина не охотно принимает участие в дискуссиях. Мне представляется, что Украине пора выходить из тени на широкую международную арену, более активно вступать в существующие программы международного сотрудничества. Говоря о Швеции, мы должны отметить, что она была инициатором более 50-ти серьёзных программ сотруд­ничества с Россией, Польшей, Прибалтийскими странами, не говоря о других европейских странах.

Если бы шла речь о моей стране, то мы, профсоюзы, отстаивали бы во внешней политике линию на широкое международное сотрудничество. Нам известно, что на пути вхождения Украины в Европейское сообщество существуют экономические, инвестиционные и исторические корни, но всегда есть путь для изменения всего этого к лучшему. Сейчас я разговариваю на 80% кaк швед и на 20% как европеец. Через 10 лет я буду уже на 60% шведом и на 40%п европейцем и, если вы сегодня разговариваете со мной, как 100-процентные украинцы, то, я думаю, что через 10 лет такая ситуация может улучшиться и вы будете на 90% украинцами, а на 10%о европейцами. Но вам к этому надо стремиться не только в разговорах, но и в конкретных делах.

Мы с вами вели разговор о международных политических проблемах, но говорили, как представители профсоюзов. Нас не могут не интересовать данные проблемы, но все же наша основная работа - профсоюзная.

Профсоюз «Металлист» Швеции, в который входят исключительно рабочие, развивался в условиях рыночной экономики с очень большим социальным сектором. Хотя в Швеции и очень большой социальный сектор, но 90% предприятий находятся в частной собственности. Частный сектор Швеции всегда находился в условиях жесткой международной конкуренции. Сложным путем мы достигаем баланса между частным, коллективным и государственным секторами. Это не просто, так как постоянно меняется международная и внутренняя экономическая ситуация. Никогда нельзя сказать, какой сектор лучше.

Первый серьезный контакт с профсоюзами стран бывшего СССР мы наладили в 1991 году, когда организовали двухднев­ный семинар в Швеции. На нем присутствовали представители профсоюзов всех этих стран.

Трудно вести диалог, когда мы разговариваем на разных языках. При этом информация передается, как бы через горлышко бутылки, которым является переводчик и по-своему трактует те или иные понятия. Ведь известно, что одно и то же слово на разных языках может определять разные понятия. Если наши переводчики являются наилучшими людьми и переводчи­ками в мире, если они очень стараются сделать точные и правильные переводы, все равно они остаются горлышком бутылки. Надо помнить, что если мой коллега Ленарт, который присутствует на семинаре, применяет здесь, в Луцке, очень высокий интеллект, то он это делает на шведском языке. Он должен перевести свои же мысли и чувства на английский язык, пропустить их через мозг и сердце, передать английскими словами переводчикам. Переводчики воспринимают понятия на английском языке, пропускают через свой мозг и сердце, а затем уже передают вам на вашем языке. Информация от вас пойдет тем же путем к нам и так постоянно. Это говорит о том, что у нас с вами нет одновременных понятий, необходимо время, чтобы обработать поступающую к нам информацию.

Имея ввиду такой фон семинара, мы продолжим разговор о шведском профсоюзе металлистов.

 Наш профсоюз «Металлист» имеет большую историю. Он основан в 1888 году. Еще в середине XIX столетия в Швеции началась индустриализация. Сегодня профсоюз насчитывает 420 тысяч членов, это только рабочие, как я уже говорил, кото­рые работают в машиностроении, шахтах по добыче руды, металлургии, на судоверфях, в автомобильной промышленности, электронике, сфере телекоммуникаций и иных отраслях, связан­ных с добычей и обработкой металлов, производством машин.

Швеция - небольшая страна. В ней живет 9 млн. человек, но она имеет мощную развитую промышленность. У нас сильный профсоюз. Видимо, вы слышали о таких фирмах, как «Вольво», «ABB», «СААБ», «Скания», «СКФ», «Эриксон» и др.

Швеция разделена на 24 лена, а профсоюз «Металлист» -на 120 локальных организаций. (Если провести аналогию с Украи­ной, то лен будет соответствовать примерно области, локаль­ная профсоюзная организация - обкому профсоюза. Но это приблизительно, так как в г. Стокгольме есть две локальные организации профсоюза «Металл» - примечание Зленко В. И.)

Локальная организация создается, если она может объединить не менее 3000 членов профсоюза (рабочих).

Имеется баланс в работе между центром и локальными орга­низациями. На уровне центра мы заключаем колдоговор с союзом работодателей. Таким образом, мы стремимся влиять на политику, законодательство. Для этого мы создали развитую сеть связей с парламентом (риксдагом) и правительством. С другой стороны, наши взаимоотношения на национальном уровне, наш колдоговор призваны помочь работе на местном уровне. Уделяется внимание взаимоотношениям с работодателями - главными нашими оппонентами. Наши локальные органы больше внимания уделяют работе с небольшими и очень маленькими предприятиями, которых в Швеции очень много. Часто в них работают по несколько наемных рабочих.

Баланс решаемых вопросов между центральным и локальным уровнями постоянно нуждается в обсуждении, так как он всё время изменяется. Если в промышленности происходят какие-либо изменения, то это отражается на работе как центрального, так и локального уровней. В отдельные периоды времени центр должен взять на себя больше работы, в другие -передать часть проблем для решения на локальном уровне. После войны много проблем было решено, как раз на неофи­циальном уровне, сейчас некоторые вопросы передаются на местный уровень. Безусловно, все звенья профсоюзной структуры нужны, они не могут действовать одна без другой.

На уровне предприятий работают профсоюзные клубы. (Профсоюзные клубы похожи на наши профкомы, но все же они имеют существенные различия - примечание Зленко В. И.).

Наш профсоюз входит в Конфедерацию рабочих профсоюзов Швеции (LO). Кроме профсоюза рабочих «Металлист», на промышленных предприятиях Швеции имеется профсоюз служащих, профсоюз инженеров с высшим образованием и профсоюз мастеров. Они входят в другие конфедерации. Мы сотрудничаем с ними, но во многом отличаемся. Одним из наибольших отличий является то, что профсоюз рабочих больше уделяет внимания политическим вопросам и почти однороден в политических симпатиях. Профсоюз служащих в основном занимает нейтралитет в политических вопросах, не поддерживает какую-либо конкретную партию. Что касается нашего профсоюза, то именно мы, рабочий профсоюз, почти 100 лет назад создали Социал-демократическую рабочую партию Швеции (СДРПШ).

Конфедерация (LO) занимается общими для всех проф­союзов рабочих вопросами, например, общим законодательством. Но, следует отметить, что основная работа ведется на уровне профсоюзов. Если говорить о тенденциях, то значение конфедерации постоянно снижается, но еще есть вопросы, которые лучше обсуждать на уровне конфедерации. Например, пенсионное законодательство.

Традиционно наш профсоюз имеет тесные связи с Социал-демократической рабочей партией Швеции (СДРПШ). Напри­мер, бывшего президента профсоюза, проработавшего президентом 10 лет, и которого нельзя было больше избирать на эту должность, партия использовала на других работах. Сразу он был ответственным за работу с эмигрантами в аппарате партии. Когда СДРПШ выиграла на выборах, его назначили мини­стром. Безусловно, это не профсоюз его назначал. Он имел опре­деленные способности и десятилетний опыт работы на должно­сти президента металлообрабатывающего профсоюза рабочих, поэтому его определили на такую должность.. Наши взаимо­отношения с партией сложные, но именно благодаря связям с партией профсоюз может сделать гораздо больше для рабочих. Профсоюз абсолютно независим от партии, иногда у нас с ней возникают разногласия по отдельным вопросам, мы спорим. В других ситуациях у нас с партией дружественные отношения.

Мы не являемся такой организацией, которая стремится только к борьбе. Да и общество наше устоявшееся, прогнозируемое, с высоким уровнем жизни, но мы все-таки знаем, как организовывать рабочих на самозащиту, на борьбу за свои инте­ресы. В конечном итоге многие вопросы носят именно политическую окраску, поэтому мы должны иметь право голоса в решении политических проблем. Наше сотрудничество с Социал-демократической рабочей партией Швеции - это фундамен­тальный и сложный вопрос деятельности нашего профсоюза.

Как пример, я расскажу о присутствующем здесь моем коллеге Ленарте. Он является президентом одной из профсоюзных организаций СКФ, президентом совета профсоюзных организа­ций СКФ в г. Гётеборге, президентом местного объединения социал-демократов, безусловно, он является членом СДРПШ. В своей работе он должен осознавать, кем он является в первую очередь: членом партии или членом профсоюза. В Гётеборге 70% членов профсоюзов поддерживают и голосуют за СДРПШ. Ленарт - своего рода гибрид, но, безусловно, он - скорее член профсоюза, чем член партии. Если он говорит о политике, то должен предупредить слушателей, что в данном случае говорит, как политик. Это должно быть очевидным, заметным для членов профсоюза.

Основой деятельности профсоюза, безусловно, является благополучие членов профсоюза. Наша организация - это инструмент для достижения конечной цели. Этот инструмент вписывается в определенные правила, в которых записана основная цель деятельности. Это - устав. Мы стремимся постоянно менять и улучшать наши правила, устав. Если мы стремимся к лучшей жизни рабочих, то должны вести переговоры о повышении зарплаты, развитии и совершенствовании систем защиты и условий труда. Мы стремимся построить государство, в котором не будет существенных экономических различий между людьми, а для этого должна эффективно работать налоговая система. Во время переговоров с работодателями мы постоянно включаем в повестку дня эти вопросы. Кроме того, мы обязаны бороться за достойное место рабочих и их организаций на политической арене. Никто лучше самих рабочих не скажет, чего они хотят и как на их жизнь влияют те процессы, которые происходят в обществе. Профсоюз использует мнение рабочих как инструмент.

В переговорах с работодателями мы не можем просто говорить о наших желаниях. Мы обязаны отталкиваться от фактов.

Одной из программ деятельности профсоюза мы утвердили программу «Хорошая работа», которая рассчитана на десять лет. Безусловно, перед ее разработкой, а затем утверждением мы провели исследования условий работы в шахтах, на металлургических и машиностроительных заводах и т.д., анализировали статистические данные по этим вопросам. Когда мы впоследствии работодателям и правительству представляем такие свои программы (цели), то мы становимся значительной, влиятельной силой в шведском обществе. Правительство и работодатели могут не соглашаться с нами, но они не могут не обращать на нас внимание. К переговорам они вынуждены готовиться также серьезно, иначе они не смогут с нами разговаривать. Мы почти всегда добиваемся того, чего желаем. Мы добиваемся результатов переговорами, лоббированием парламента и правительства, переубеждаем их, создали сложную сеть взаимодействия с работодателями и правительством, с одной стороны, и рабочими, с другой, пишем статьи, книги, создали забастовочный фонд и, главное, работают наши низовые профсоюзные звенья, нас поддерживают рабочие. Но базой для всего этого есть организация активных рабочих, затем конкретные факты и цифры.

После проведения таких сложных переговоров на цен­тральном уровне, мы заключаем коллективный договор между профсоюзом в лице его центрального комитета и союзом рабо­тодателей. Он содержит номинальные гарантии, меньше кото­рых не имеет права применять ни одно предприятие. Национальные колдоговоры заключаются на три года, в то время как на низшем уровне переговоры ведутся почти ежедневно. На предприятиях есть свои договоры, которые устанавливают более высокие уровни по отдельным предприятиям, но они часто не записываются, а заключаются устно.

Если мы хотим иметь хороший коллективный, договор с высокими гарантиями, то должны понимать, что это возможно только в высокоразвитой индустрии. Мы должны подумать, какой будет индустрия в будущем. Существуют некоторые определяющие проблемы для большой индустрии. Это -глобализация и отношения с Европейским Союзом. В границах Европейского Союза люди и товары -могут свободно передви­гаться, существует свободный поток наличных денег. Работода­тель может создать свою компанию в любом конце Европы, в пределах Европейского Союза, несмотря на то, гражданином какой страны он является. Другими словами, создается единое пространство из 15 государств. Одним из следующих членов Европейского союза будет Польша. Не за горами вступление в сотрудничество Эстонии. Чехи имеют некоторые проблемы на данном этапе. Однозначно можно сказать, что Европейский Союз будет постоянно расширяться.

Безусловно, Швеция принимает участие в обсуждении во­проса о принятии в союз новых членов. Мы обсуждаем проблему единой денежной единицы «евро».
Но процесс глобализации расширяется независимо  от созда­ния единой Европы. Шведские компании имеют свои филиалы в различных частях мира. Мы стремимся разработать такую программу, которая позволила б иметь наиболее эффективные инвестиции за границу или из-за границы в Швецию.

Такая же ситуация складывается между компанией СКФ в Гётеборге и Луцким подшипниковым заводом: чтобы создать беспроигрышную ситуацию для Луцка и чтобы, по крайней мере, ничего не потерял Гётеборг. Мы должны иметь собствен­ные мысли, собственные убеждения и знать, о чем разговари­вать. Чтобы быть сильной действенной фигурой, в политике и компании, то для начала надо использовать факты и цифры. С этой целью мы написали большое количество книг, чтобы еще раз подчеркнуть то, чего мы хотим. Это намного облегчает процесс переговоров с министром или вообще с правительством, а также с работодателями и собственниками. Когда мы кладем перед ними книги, то они, даже не имея времени их читать, пони­мают, насколько серьезны наши намерения. Вот в моих руках книжка об индустриальном обновлении в Швеции и наших предложениях, что нужно делать для повышения благополучия рабочих. Она является стратегией для индустриального, про­мышленного развития Швеции. Книга содержит очень много полезных идей, часть из которых уже использована правитель­ством, по некоторым мы много с ним спорили. Некоторые идеи никогда не будут внедрены, тем не менее всегда надо проводить определенную работу. Это является базисным положением демократического общества. Надо вести работу снизу доверху и вырабатывать новые идеи постоянно.
В Швеции не проводились большие национальные забастов­ки с 1980 г. Мы создали общество, в котором почти все проб­лемы можно решать путем переговоров. К этому мы шли почти сто лет. Шли через конфликты и забастовки. Сегодня работо­датель в Швеции боится критики прессы, после которой он может оказаться в изоляции и не сможет управлять предпри­ятиями или заниматься бизнесом. Наша гласность и открытость в делах, бизнесе находятся в таком состоянии, что пресса обяза­тельно поднимет вопрос о нарушении работодателем трудового законодательства. Для этого, повторюсь, работа предприятий, компаний должна быть прозрачной, открытой для общества.

Общественные организации, и профсоюзы в том числе, тоже должны быть открытыми. В других условиях демократия существовать не сможет.

Одной из главных составляющих демократии является доступ к ней всех членов общества.

Шведский профсоюз металлистов издает газету, которая выходит один раз в месяц и бесплатно доставляется всем членам профсоюза. Мы издаем журнал, который раз в неделю достав­ляем всем профсоюзным активистам. Органы профсоюза бесплатно получают профсоюзный бюллетень. Кроме того, большой поток информации идет по Интернату, через свою страницу в нем. В больших компаниях, таких как СКФ или «Вольво», издаются свои профсоюзные газеты, выпуск которых оплачивается из фондов компаний. Есть региональные профсоюзные газеты.

Все же, самое главное в работе с людьми, в выработке решений, - это живое слово общения. Во время неформальных, нерегламентированных встреч легче выяснить вопросы, волнующие трудящихся, донести до них те или иные идеи. Мы имеем развитую сеть общения с членами профсоюза, проводим социологические исследования.

Профсоюз металлистов имеет в Швеции 3 школы профсоюзного образования. Периодически в этих школах и на профсоюзных курсах обучаются все члены профсоюза, что помогает нам иметь достаточный резерв кадров и актива.

Вернуться

На главную страницу