This version of the page http://kut.org.ua/books_a0026.php (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2006-10-13. The original page over time could change.
Йон Колфер. Артемис Фаул. Секретные материалы. Автор: Ярослава ВАНЕЧКА / Культурный тренажер. Интернет-журнал о культуре






анонсы статей

МЕЛОДИЯ, (ЕЩЕ) НЕ СТАВШАЯ ПЕСНЕЙ

Предлагаем нашим читателям прочитать рецензию на книгу Харуки Мураками "Джазовые портреты" и эксклюзивное интервью с ее переводчиком на русский язык Иваном Логачевым.
докладніше тут

"ИСТОРИЧЕСКАЯ МАТЕРЬЯЛЬНОСТЬ" ВЛАДИМИРА ПУЧКОВА

Редкое удовольствие - видеть нежный и мужественный текст, с богатым словарем и наглядный до осязаемости. Строки Владимира Пучкова таковы.
полный текст здесь

КЛЮЧКИ ВАСИЛЯ ШКЛЯРА

Ми маємо - надзвичайно "читабельний" (саме цього Шкляр і прагне), написаний хорошою мовою, з цікаво закрученою інтригою, детектив. Цього достатньо, щоб книжка запам'яталася та зайняла належне місце в домашній бібліотеці.
полный текст здесь

УЭЛЬБЕК КАК ДИАГНОЗ

Трудно отделаться от ощущения, что все, что написал Мишель Уэльбек, не более чем экзерсисы талантливого невротика, проецирующего свой невроз на весь окружающий его мир. Так ли это?
полный текст здесь

БОЛЬ-ЛЮБОВЬ

Очень легко назвать главную героиню "Пианистки" мазохисткой, а сам роман рассматривать как описание психического расстройства. Но Эрика безумна не более, чем тот мир, в котором она живет. Скорее, она максимально адекватна ему.
полный текст здесь

ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ И ЕГО "ГОЛЛАНДСКАЯ ЖЕНА"

Роман канадского писателя Эрика МакКормака "Летучий голландец" напоминает в большей степени "притчи" П.Коэльо. Аналогия, конечно, условная, потому что сюжет путешествия, которое оборачивается "дорогой к самому себе", подкреплен авторитетом куда более древней литературной традиции, корнями восходящей к волшебной сказке.
полный текст здесь

КАК СТАТЬ ПИСАТЕЛЕМ

В литературном кафе "Бабуин", в приглушенно освещенном помещении собрались писатели, маркетологи, журналисты для обсуждения темы "Писательский brand-name в Украине и России". Действо напоминало спиритический сеанс по вызыванию духов-спасителей современной украинских авторов.
полный текст здесь

"РЕДКАЯ ПТИЦА…"

Антология "НеИзвестная Украина" — это своего рода Ковчег: укромное пространство, стремящееся разомкнуться в руках отзывчивого читателя. Опытный Ной — автор проекта, составитель и редактор Игорь Клех — задался целью вывести из не- и малоизвестности произведения самых разных авторов.
полный текст здесь

"БЕЗ МУЖИКА", НО С КИЕВОМ

Книга объединяет три произведения, представляющих автора виртуозным летописцем как событий собственной душевной жизни, так и жизни персонажей, перетекающей с разной степени потрясениями из советского экзистенциального опыта в постсоветский.
докладніше тут

ПОСТКОЛОНІАЛЬНИЙ ГЕНДЕР

Маємо звичну для постколоніальної та посттоталітарної країни гендерну інверсію: чоловічі образи в романі Жадана просякнуті фемінними рисами. А в романі Карпи з’являється жінка, яка претендує на володіння маскулінними рисами.
докладніше тут

архив статей
о книгах и журналах


можна подивитися тут



Плохишам везде у нас дорога...

Ярослава ВАНЕЧКА, Киев.
Июнь 27, 2005 г., понедельник.

— Мама, знаешь, кем я хочу быть, когда вырасту?
— Кем?
— Черепашкой ниндзя.

Помните, в «Гостье из будущего» есть такой эпизод: некто выглядывает из окна и просит компанию советских школьников отойти подальше от дома. Мол, придешь с работы, хочешь расслабиться, отдохнуть, а тут дети играют, и во что — война, насилие, пытки. Кир Булычев и не подозревал, что сформулировал «идеальный» рецепт детской книги. С поправкой на современность добавьте туда магии, намеки на высокие технологии, а также эльфов, гномов, кентавров, и все — успех у вас в кармане. Но и на этом современные авторы не останавливаются, сейчас в моде иные «фишки».

Ирландский писатель Йон Колфер, книги которого, по утверждению издателей, находятся в топовых позициях рейтингов по продажам, говорит: «Мне вообще нравятся злые гении. Мне нравится мой герой. На мой взгляд, злодей — самая интересная личность в моей книге».

«Невиданное дело, — вторят ему, — главным героем книги для детишек стал отъявленный злодей, гениальный выходец из семьи потомственных гангстеров, ребенок со сверхразвитым интеллектом и властолюбивым характером!»

Ну, понятно, что там говорить — Чебурашки и черепашки отдыхают, на сцену выходят крутые парни. Давайте познакомимся с ними поближе.

Прежде всего, мы сталкиваемся с защитниками правопорядка, то есть с теми, с кем Артемису и его другу Финту не по пути. Капитан Элфи Малой умна, сообразительна, решительна. Как и положено людям ее профессии, она «испытывает злорадное удовлетворение, наказывая нарушителя». Майор Джулиус Крут действительно крут: никогда не улыбается, общается со всеми грубо, даже свысока, на всех орет, когда нервничает, может кого-то и пристрелить, но… профессионал, профи с большой буквы. Неправда ли, знакомые типажи? Я бы даже сказала — слишком узнаваемые, до оскомины. «Я настоящий фанат кино, и экшн — один из моих любимых жанров. Я понял однажды, что очень мало экшн-фильмов сделано специально для детей, хотя дети их очень любят! Поэтому я решил заполнить этот вакуум книжкой, которая читается, как фильм в жанре «экшн»».

Вы думаете я против жанра? Нет, я против картонных героев. Некоторое время я с собой боролась — пыталась проникнуться к ним симпатией или на языке майора — «заткнуть пасть» и «засунуть подальше» собственное мнение. Ничего у меня не получилось.

Перейдем теперь к обещанным плохишам. С одной стороны, они отъявленные злодеи — «невменяемые преступники», «необычные преступники», чем и гордятся. С другой — автор якобы пытается подвести читателя к мысли, что интеллект бессилен без добра. Может, это и входило в благие намерения Колфера, но что получилось, смотрите: «— Арти, как ты себя чувствуешь, скажи честно?

— Артемис не знал, как ответить. Что он мог сказать? Я решил последовать по стопам отца и стать преступником, потому что это получается у меня лучше всего?
(После этой фразы читателю, наверное, стоит задуматься) Потому что это единственный способ оплачивать работу многочисленных детективных агентств и интернет-компаний, нанятых мной для поисков отца? (Приготовьте носовые платки — скоро будем плакать) Но свершение преступных замыслов не приносит мне радости. Победа оказалась не такой сладкой, как я ожидал (Дружные рыдания)».

Ну, и какая же тут победа бобра над интеллектом? Просто тяжелые будни малолетнего рецидивиста. «А кто говорил, что воровать легко?» — это, кстати, тоже цитата. Вот так детей и поучаем, а что делать? Недетские проблемы, кстати говоря, вешает писатель детям на уши.

Продолжим, сильной стороной Йона Колфера, как педагога и писателя, считают умение разговаривать с детьми на их языке, не читая нотаций и не морализируя. На каком это таком языке? Под этим подразумевается, что его герои ругаются, с «впечатляющим результатом» выпускают газы и страдают от укусов в попу, причиняемых жабами-сквернословами? Или, может быть, под писательским языком подразумевается масса штампов и клише. Или, вполне возможно, пример высокой образности: «Луч восходящего солнца упал на знаки различия, и они засияли, как звезды». Какие звезды… при восходящем солнце? Но что тут поделаешь — каков мир, показанный писателем, таков и язык.

Вместо послесловия

Возвращаюсь к эпиграфу. Мой сын говорит мне: «Мама, знаешь, кем я хочу быть, когда вырасту?» «Кем?» — спрашиваю. «Черепашкой ниндзя», — с гордостью в голосе отвечает он мне. Так вот, если оставить в покое, с точки зрения взрослого человека, необъяснимую метаморфозу из homo sapiens в эльфов, гномов и разных там черепашек, то остается важное для меня: мой сын за «наших».

Я не сторонник сухой дидактики. Том Сойер никогда не был пай-мальчиком и мечтал, кстати, стать разбойником. Но он был живой, со своим характером, привычками, словечками, размышлениями и поступками. Артемис Фаул же насквозь придуманный. Просто автор очень хотел заинтересовать юного читателя какими-то головоломками, ребусами, выдуманным алфавитом, к тому же почему-то решил, что именно злой мальчик больше понравится современным детям, и при этом забыл хорошо продумать мир своих героев, да и их самих тоже. Между «прикольно» и «интересно» в системе ценностей ребенка есть существенная разница, и забывать о ней — себе во вред.

Йон Колфер. Артемис Фаул. Секретные материалы. — М.: «Эксмо»; СПб.: «Домино», 2005. — 240 с.

Благодарим издательство «Эксмо» за книгу.