This version of the page http://focus.ua/archivist/384943/ (107.178.241.206) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2018-06-15. The original page over time could change.
Звезда и смерть. За что погибла собака-космонавт Лайка - ФОКУС
Презентации и спецпроекты
Презентации и спецпроектыСтроители новой страныUkrainian Fashion Week
Длинный фокусАвторыАрхивариусРепутационные АКТИВисты
Еще
Все статьиСпецтемыСпецпроект при поддержке КиевстарПрезентации и спецпроектыДлинный фокусАвторыАрхивариусРепутационные АКТИВисты

Звезда и смерть. За что погибла собака-космонавт Лайка

60 лет назад впервые в истории на орбиту Земли вывели спутник с живым существом на борту — собакой Лайкой

В ноябре 1957 года, едва ли не через месяц после того, как Советский Союз вывел на орбиту первый в мире искусственный спутник, СССР успешно запустил второй. Событие стало громким заявлением о возможностях советской науки: "Спутник-2" был в шесть раз тяжелее предшественника и мог вместить живого пассажира — небольшую собаку.

Когда информация про четвероного космонавта просочилась в западную прессу, никто не знал, как его зовут, и поэтому журналисты придумали множество версий. Первоначально пса называли Кудрявкой, потом Лимончиком и Дамкой. Лишь спустя некоторое время советский представитель на Западе уточнил, что имя собаки — Лайка.

Историк науки, доцент Технологического института Стивенса Алекс Велерстайн в своей колонке для The New Yorker вспоминает, как расценили запуск собаки в космос в СССР и на Западе и почему знаменитая Лайка заслуживает жалости.

Знаменитость

Лайка была не первой собакой, оказавшейся на борту советской ракеты. Шестью годами ранее границы космоса достигла пара собак — Дезик и Цыган. После них в космос пытались отправить ещё более двух десятков псов. Их отлавливали на улицах Москвы, так как считали, что бродячая жизнь животных является хорошей подготовкой для тяжёлых космических условий. Главных критериев отбора было три: небольшие размеры, яркий окрас и женский пол — создать скафандр для кобеля оказалось сложнее.

Cпустя 45 лет после отправки Лайки в космос, учёные заявили, что собака, вероятнее всего, умерла в страшных мучениях вскоре после вывода спутника на орбиту

Журналистам разрешили сфотографировать Лайку в космическом костюме, и это моментально сделало её известной во всём мире. При этом многие испытывали жалость к существу. В своей редакционной статье Times писал, что подвергать собаку такому эксперименту просто чудовищно. А сотрудник американского приюта заявил, что этот полёт неэтичен, ведь Лайка не может дать своего согласия на участие в опасной затее.

Поначалу американская пресса допускала, что Советы, вероятно, вернут Лайку на Землю, эту версию подтвердил директор Московского астрономического института. Но вскоре после запуска спутника СССР заявил, что четвероногий космонавт не вернётся. Журналистам пояснили, что спустя неделю после выхода на орбиту Лайку накормят отравленной едой и она безболезненно умрёт, внеся неоценимый вклад в развитие космической науки.

Первые "поп-звёзды"

Хотя при освещении запуска "Спутника-2" журналисты чаще всего концентрировались на Лайке, нашлось место и для опасений, характерных для холодной войны. Предполагалось, что крупный спутник может без проблем вывести на орбиту ядерный заряд, чтобы сбросить его на любой крупный город США. В те дни учёный Эдвард Теллер, работавший над созданием водородной бомбы, предупредил, что в скором времени СССР будет располагать межконтинентальными баллистическими ракетами с ядерными боеголовками.

В Советском Союзе Лайка и другие собаки-космонавты считались героями. Как пишет в своей книге "Советские космические собаки" Олеся Туркина, они стали первыми советскими "звёздами", так как правительство считало их идеологически безопасными. Изображения четвероногих космонавтов стали появляться на спичечных коробках, открытках, конфетных этикетках.

Но история Лайки имеет и тёмную сторону. В 2002 году, спустя 45 лет после её отправки в космос, российские учёные заявили, что собака, вероятнее всего, умерла в страшных мучениях вскоре после вывода спутника на орбиту. Это произошло из-за того, что инженеры, в спешке готовя запуск, не проверили должным образом систему охлаждения, в результате капсула перегрелась. Спутник с мёртвой Лайкой на борту провёл на орбите пять месяцев, пока не сгорел в плотных слоях атмосферы над Карибским морем.