This version of the page http://imi.org.ua/articles/lyudi-iks/ (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2017-09-19. The original page over time could change.
Люди Ікс – IMI

IMI

Гаряча лінія

  • UKR
  • ENG

Барометр свободи слова

Данi з початку 2017 року

Вбивства Побиття Перешкоджання Цензура Погрози

0

18

54

5

21

Люди Ікс

Российская пропагандистская машина, запущенная на оккупированном Донбассе, медленно, но верно превращает живущих там сограждан в тех, кто чувствует себя уже не украинцами и даже не россиянами, а гражданами так называемых ЛНР/ДНР, – пишет Максим Бутченко на страницах журнала "Новое время" (№14 от 14 апреля). 

Первое, что бросилось в глаза Станиславу Васину, жителю Макеевки, которая находится в оккупированной части Донбасса, когда он недавно приехал по делам в соседний Донецк, так это обилие внешней агитации, которой завешаны улицы города. Со многих плакатов и билбордов глава так называемой “ДНР” Александр Захарченко уверял, что именно здесь “строится справедливое общество свободных и равных людей”.

Пропаганда в последний год изменилась, констатирует Васин. Если в 2014–2015 годах местные СМИ делали акцент на военные действия и жертвы среди мирного населения, то теперь они пишут о том, что на неподконтрольных Украине территориях строится светлое будущее.

“После признания Россией паспортов “ЛДНР” запустили волну — о совместном с русскими прошлом, светлом будущем и процветании “республик”,— говорит Васин.

О том, что пропагандистская машина стремится изменить сознание жителей захваченного Донбасса, говорят собеседники НВ. Главарям самопровозглашенных республик при непосредственной помощи Кремля удалось выстроить эффективную систему информационной обработки населения. В первую очередь упор делается на местные СМИ — здесь, помимо российских, выходят в эфир местные телеканалы, газеты, появились новые интернет-издания и радиостанции. Причем ни одно из оккупационных СМИ не позволяет себе даже намека на критику “правительства”.

Идеологическая работа ведется и во всех школах, где старшеклассники проходят курс молодого бойца, а в младших классах на уроки приходят боевики, чтобы рассказать, как они воевали “за родину”. Так, почти во всех школах прошел урок о взятии Дебальцево.

С тех пор как завертелись шестеренки пропагандистской машины, прошло не больше трех лет, а последствия информационной обработки населения уже заметны. Так, согласно недавнему опросу украинского отделения международного исследовательского агентства IFAK Institut, проведенному в оккупированной части Донецкой области совместно с аналитическим центром Фабрика мысли Донбасс, 18% респондентов определяют себя как люди с новой донецкой идентичностью — гражданин “ДНР”.

Аналитики объясняют высокий процент “дээнэровцев” тем, что население захваченной части Украины получает довольно однородную информацию, в которой не представлена альтернативная точка зрения. А вся критика направлена на Украину и Запад, в отношении которых муссируется один и тот же тезис: мол, жить там становится все хуже.

Причем местные журналисты и разного рода пропагандисты работают под неусыпным контролем российских кураторов. Каждую неделю они получают обновленные "темники", согласно которым препарируют события в нужном ключе.

Еще одна причина — ментальная. Большая часть из 2 млн человек, проживающих на оккупированной территории,— это пенсионеры или зрелые люди, сформировавшиеся при СССР. И зачастую новую информационную “стабильность” они воспринимают как возврат в комфортное и хорошо знакомое прошлое.

Социальный психолог Олег Покальчук предупреждает: в ментальности тамошних жителей начинаются необратимые процессы: ностальгировавшие по Советскому Союзу люди получили иллюзию возвращения в прошлое. “Это связано не с созданием новых смыслов, а с наполнением старых советских новыми поведенческими моделями”,— уверен Покальчук.

Говорит Луганск

Луганск-24 — единственный “республиканский” телеканал Луганска — в местных новостях показывает только позитивные сюжеты. Так утверждает его постоянный зритель луганчанин Сергей Сакадынский. Впрочем, он вспоминает случай, когда к руководству телеканала обратился один из шахтерских профсоюзов с просьбой предоставить ему площадку, чтобы рассказать о проблемах в отрасли. И получил отрицательный ответ.

“Товарищ ведущий Леонард Свидовсков сказал, что их телеканал смотрят бабушки, которым эти проблемы совершенно неинтересны, и что телезрителям надо рассказывать об успехах и достижениях, а не о каких то там трудностях”,— пересказывает ответ представителя канала Сакадынский.

"Позитивным" телевидением местный идеологический фронт не ограничивается: в “ЛДНР” выходит немало газет, по большей части бесплатных. В их числе — газета Республика с заявленным тиражом в 50 тыс. экземпляров, которая является официальным рупором главаря “ЛНР” Игоря Плотницкого.
В целом в Луганске выходит с десяток изданий, среди которых XXI век, Жизнь Луганска, Новороссия с тиражами от 10 тыс. до 20 тыс. экземпляров. Почти в каждом номере первые полосы отданы лидерам “ЛНР” и их заявлениям.

На одном поле с печатными СМИ играет и местное радио — Республика, Победа и Казачье радио, чьи новости также прославляют как здешних лидеров, так и то, как они пытаются руководить оккупированными территориями.

Специалисты уверены: оккупационные СМИ неслучайно работают в унисон. Андрею Дихтяренко, редактору интернет-издания Реальная газета, редакция которого находится в Киеве и пишет о жизни на оккупированном Донбассе, несколько раз в руки попадали "темники" оккупированных республик, где были прописаны все тезисы для тамошних СМИ. Например, перед “национализацией” самопровозглашенными республиками украинских предприятий прессе рекомендовалось объяснять, что это позитивно скажется на местной экономике.

Также "темники" рекомендуют пул спикеров по указанным темам, среди которых часто фигурируют одни и те же — так называемый политолог Александр Проценко и глава общественной организации Не забудем, не простим Анна Сорока.

“Методы пропаганды, несмотря на свою топорность, эффективны”,— разводит руками Дихтяренко.
При этом эксперты подчеркивают: здешние СМИ контролирует российская сторона. А Дихтяренко утверждает, что ему удалось отследить, что, к примеру, Луганский городской портал модерируется из Томска.

“Ни одна новость не появляется на сайтах, прежде чем не пройдет проверку российских кураторов,— говорит он.— А те зачастую, не зная реалий, подают совсем невменяемую информацию”. Он вспоминает, как недавно на сайте ЛНР Сегодня вышла новость о том, что якобы в Киевском политехническом институте публично была сожжена вся имевшаяся в библиотеках вуза русская классическая литература.

В начале марта Служба безопасности Украины опубликовала доклад, в котором шла речь о российском финансировании СМИ в “ЛНР”. Аналитики украинских спецслужб даже указывали суммы: по их данным, бюджет пропагандистов “республики” на один квартал составляет почти 30 млн руб. (13,6 млн грн).

“Есть знакомые, у которых стоит спутниковая тарелка, они смотрят только украинские каналы,— говорит Сакадынский.— Но большинство сильно не заморачивается, читают и смотрят что есть”.

Донецкие вести
Алексей Рябчин, теперь — народный депутат Украины, а в прошлом — житель Донецка и преподаватель тамошнего университета, вспоминает, что в начале 2014 года сепаратисты первым делом захватывали телевидение и прочие СМИ. Они уже тогда пытались целенаправленно контролировать информационные потоки региона.

Теперь, три года спустя, ситуация выглядит так: около 80% эфира занимают российские телеканалы, а оставшиеся 20% — местные. “Причем здешняя пропаганда более агрессивная, настойчивая и однобокая”,— считает житель Макеевки Васин.

А по наблюдению Сергея Гармаша, главреда ОстроВа, донецкого интернет-издания, с началом оккупации перебравшегося в Киев, тональность СМИ самопровозглашенных республик напоминает времена застоя. Своим лейтмотивом “у нас все хорошо, а все зло — от загнивающего Запада” они напоминают конец 1970 х, считает журналист.

“Я за три года мониторинга СМИ “ДНР-ЛНР” не видел ни одного критического материала в отношении “властей республик”. Пропаганда тотальная, журналистики нет вообще”,— говорит Гармаш.
По его информации, в “ДНР” всю пропаганду контролирует некто Игорь Антипов, бывший руководитель донецкого издательства Новый мир, а ныне министр информации самопровозглашенной республики.

“Издательство Новый мир — это то, которое заплатило Виктору Януковичу многомиллионный гонорар за несуществующую книгу,— уточняет Гармаш.— Что называется, круг замкнулся”.

Тут же Гармаш оговаривается, что, по его информации, финансирование ТВ и газет на оккупированных территориях не такое уж большое: мол, средняя зарплата журналиста на донецких телеканалах — 5–7 тыс. руб. (2,2–3,1 тыс. грн), а новичкам платят еще меньше.

“О профессионализме корреспондентов можно судить по телесюжетам,— говорит Гармаш.— В основном это дети, иногда даже сомневаешься, что студенты”.

Тем не менее социологи констатируют, что даже такая пропаганда работает. Согласно опросу IFAK, 43% жителей самопровозглашенных республик уверены, что готовность боевиков, захвативших там власть, прислушаться ко мнению сограждан существенно выше, чем в Украине. Более того, почти треть жителей неподконтрольной части Донецкой области боятся возвращаться под украинский контроль.

Значительной части жителей “ЛДНР” нравится иллюзия возвращения в СССР, утверждает Гармаш. По его наблюдениям, психологически им комфортнее жить пусть не очень благополучно, но только не беря на себя ответственность за свою жизнь. “Поэтому для них местные СМИ с вечным “хорошо в “ДНР” и “плохо в Украине” — это стражи их иллюзорного кокона защищенности”,— говорит Гармаш.

Также срабатывает так называемый фактор безальтернативности власти: массового доверия к главарям “ЛДНР” нет в том числе из за того, что никто другой на горизонте не появляется.
“То есть тупик: “властям” особо не доверяют, но других вариантов нет. Поэтому принимают и пропаганду”,— считает Сакадынский.

И хотя часть жителей этой части страны пользуется информацией украинских интернет-изданий, уже сейчас становятся заметны ментальные различия между живущими в оккупации и прочими согражданами.

У первых появляется ощущение собственного социокультурного своеобразия — непохожесть ни на жителей других регионов Украины, ни на россиян, делают вывод эксперты.

“Информация меняет человека и его взгляды на жизнь,— заключает Дихтяренко.— Если так продолжится, то очень скоро жители “ЛДНР” будут ощущать себя абсолютно чужими в Украине”.

Текст: Максим Бутченко, "Новое время".

Стаття надрукована в №14 журналу "Новое время" від 14 квітня та друкується з дозволу редакції. 

Ще Статті

Малими кроками. Як працюють журналісти на Cході України

Як українські онлайн-ЗМІ висвітлюють реформи

За півроку ІМІ зафіксував 122 випадки порушення свободи слова: підсумки моніторингу-2017

Кабачій: «Медіаграмотність корисна і для суспільної дискусії, і для демократії в Україні загалом»