This version of the page http://pl.com.ua/zabyvaemye-geroi/ (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2015-04-19. The original page over time could change.
ЗАБЫВАЕМЫЕ ГЕРОИ
Журнал Новости Блоги Видео
Подписка на журнал
  • ЗАБЫВАЕМЫЕ ГЕРОИ

    Tweet

    Текст: Олег Покальчук

    Да, именно так. Не забытые, а забываемые. Все еще в процессе. В самом разгаре.
    Когда эти строки увидит читатель, очередная внеочередная избирательная кампания в Украине уже закончится. Произойдет следующее.
    Те, у которых руки в дерьме, вмиг перестанут громогласно обвинять тех, у которых руки в крови. Они по-дружески обменяются рукопожатиями, как спортсмены из состязающихся команд после матча. В кулуарах Верховной Рады, разумеется.
    И через недельку-другую все опять вернется в болезненно привычную, углубляющуюся военную колею. Неумолимо превращающуюся в непроездную канаву с дерьмом и кровью, в которой здравый смысл общества увязнет окончательно. И вряд ли кому-то из риторов станет неловко за собственный пафосный политсрач. В котором слова «герои» и «героический» лидировали по частоте употребления, подразумевая, что говорящий их как минимум не хуже. Вот же ж скотство.
    Герой – человек исключительной смелости и доблести либо медийный персонаж. В прежние времена его скромно именовали главным действующим лицом литературного произведения» Мы же всегда узнавали о героях из книжек. Теперь в подавляющем большинстве случаев – из СМИ. Написано – значит, правда. Со времен слепца Гомера.
    Термин «герой» прежде был серьезно девальвирован хотя бы званием Герой Украины» Но смерть, казалось бы, все расставила по своим местам. Все, да не все.
    Главное отличие героев от богов в том, что герои смертны. Попытка сделать героев бессмертными и увековечивание их памяти через описания поступков – устойчивая историческая традиция. Но традицией является также то, что они не только уничтожают древних чудовищ, но и яростно воюют между собой. Не вполне сами, это еще нам предстоит лицезреть, хотя наработки вполне обрисовались. Гераклы против Язонов, мужественные, немногословные и непреклонные мачо против более изящных, глядящих в будущее грамотеев. Их пока противопоставляют политики, но главное же начать? А там само пойдет, как в старом сериале «Горец». Хотя новый сериал можно будет назвать в духе «Игры престолов» – «Игра окопов». Интриг и коварства будет предостаточно, как красивых пятнистых одежд.
    Имя пленной летчицы Надежды Савченко используется сверхинтенсивно в том же медийном режиме, как некогда, если кто помнит, в 1970-х использовалось имя Анджелы Дэвис. Но никто не назовет имени человека, нашего бойца, которому отрубили голову за то, что он не стал на колени перед подготовкой сепаратистского «парада пленных» в Донецке. Да, скажут, что имя пока неизвестно. Но это разве не символ героической непреклонности? Или он эстетически менее красив?
    Так же из этого перечня героев медиа и политики норовят исключить инвалидов и калек. Давайте тут без гневных воплей осуждения. Есть, но так, вторым, а лучше третьим планом. Потому что потеря части тела или увечье неканоничны для героя. Это скандинавский Один был одноглаз, и это считалось суперкруто, а мы – невежественные правопреемники эллинской культуры. Там герой должен быть образцов и целостен – в назидание детям. Альтернативно одаренных детей, готовых потерять руку, ногу или глаз, пожалуй, очень немного, и за ними, скорее всего, специально присматривают.
    Это об искалеченных – самая трагическая часть новейшей украинской военной истории и самое тяжелое испытание для нравственности общества, приученного к красивым движущимся или не очень картинкам.
    Пожалуй, они героичнее, чем павшие. Потому что продолжать жить в обществе, которое ты защищал, и видеть, и слышать то, что происходит вокруг, – это невероятный, продолжающийся подвиг, за который не дают наград. Перед ними даже на колени стать мало, потому что это напоминание о том, что у многих этих самых коленей нет. Самый короткий и самый страшный рассказ из одного предложения: «Прости, солдат, но мы продаем обувь только парами».
    Я не знаю, какую рецензию на него можно написать, кроме многоточия. Хотя в литературе это считается дурновкусием.
    В философско-этическом смысле слово «герой» – человек, совершающий акт самопожертвования ради общего блага. В философии это понятие осмысливалось Гегелем, который трактовал его как воплощение национального духа. Проблема в том, что большинство граждан Украины, мягко говоря, материалисты. А Европа такое гегельянство тоже не приветствует, памятуя, что это вылилось в философию «крови и почвы» с мрачными последствиями для нации, зарекшейся верить с тех пор во что либо, кроме пива и сосисок.
    Эпоху, в которую действуют герои, называют героическим веком. Но за ним следует железный век, век обычных людей. В течение героического века герои истребили чудовищ, детей титанов и других демонических существ. Закончилась эпоха двумя великими войнами, в которых герои перебили друг друга: походом Семерых против Фив и Троянской войной.
    А еще обостренная человеческая потребность в героях происходит от недостатка любви. Знаменитый древнеримский поэт Публий Овидий Назон, сосланный императором Августом в западное Причерноморье, что в теперешней Румынии, обвинялся отнюдь не в политических грехах. Его гениальная Ars amatoria – «Наука любви» – дидактическая поэма в трех книгах, воспевавшая равноправные чувственные отношения между мужчиной и женщиной. Хуже того – она провозглашала любовь высшей ценностью в отношениях. Это было возмутительно и непростительно.
    И речь шла вовсе не об эротике. Дело здорового перепихона а Древнем Риме было поставлено основательно и эстетически правильно оформлено. А вот проявление сердечных чувств по отношению к женщине считалось признаком слабости  и таким, что отрицательно влияет на семью и брак. Отвлекало от беззаветного служения идеалам героизма, изложенным в мифах.

    В итоге у нас в стране избыток ненависти, дефицит любви и сложности канонизации, в том числе прижизненной.

    Цинизм политиков предполагает, что у каждого из них должен быть свой «ручной» герой.

    Но это примерно как прошедшая мода на бойцовых собак, которые при неправильном (с бойцовской точки зрения) поведении в один момент совершенно хладнокровно загрызали своих хозяев. Потом, случалось, умирали от голода или их пристреливали, но это же потом. А у некоторых все сложилось, разве что только мода на них прошла и законодательство стало строже.
    Трагедия забытых и искалеченных героев обернется очень серьезным вызовом для государственной политики любой власти в нашей стране, поскольку расходы на социалку для их семей и выживших не могут быть прежними, гречкообразными. Ведь все, что у этих людей осталось, так это чувство собственного достоинства.
    Ну, может быть, еще оружие.

     

    №11 (130) 2014

    90   2 Просмотров сегодня
    №11 2014


    Оставить комментарий Отменить ответ

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *