Нимесулид запрещен к применению у детей. Это официальный приказ Министерства охраны здоровья Украины от 27 сентября 2007 г.
Согласно приказу детям до 12-ти лет препарат нельзя в принципе, после 12-ти лет можно, но только по рецепту врача.
С момента опубликования приказа прошло уже достаточно много времени, препараты нимесулида (включая детские формы) благополучно и без всяких рецептов продаются во всех аптеках. Понятно, что явление это временное и что, с учетом данного приказа, все эти сиропы-суспензии (НАЙЗ, НИМЕГЕЗИК и т.д.) просто не смогут пройти очередную перерегистрацию. Так что распродадут завезенное-закупленное — и прощай, нимесулид...
На первый взгляд, все вполне определенно: имеется препарат, в отношении которого опять-таки имеется множество научных работ, указывающих на то, что данное лекарство способно вызывать серьезное поражение печени. Государство в лице Минздрава проявляет заботу о населении и запрещает применение препарата.
Казалось бы, и врачи, и широкая родительская общественность просто обязаны стоя аплодировать этому решению, этой удивительной заботе о неокрепшей детской печени, но если не ограничиваться «первым взглядом», а рассмотреть проблему пошире и поглубже, так в голову приходят самые разнообразные мысли, коими просто тянет с соотечественниками поделиться.
Лично я как практикующий педиатр знаком с нимесулидом почти 10 лет. Основная цель применения препарата — борьба с повышенной температурой тела при инфекционных заболеваниях у детей, прежде всего при ОРВИ.
Я могу привести сотни примеров из личной практики, когда препараты парацетамола и ибупрофена не помогали, а нимесулид (найз, нимегезик) помогал.
Я прошу родителей: не начинайте с нимесулида, используйте его лишь тогда, когда не помогает заведомо безопасный парацетамол. Мне отвечают: так он нам в принципе не помогает, а найз помогает, что ж нам время терять…
Реальная проблема, которую я вижу, проблема, которая имеет место у каждого пятого пациента: стандартные (описанные в инструкции) дозы нимесулида оказывают нередко чрезвычайно сильный жаропонижающий эффект, как следствие — температура тела в течение непродолжительного времени падает с 39,5 до 36,0 ?С. Это плохо, это мне не нравится, поэтому я всем советую: никогда не начинайте с применения упомянутых в инструкции доз, начните с половины, в общем, подберите дозу, которая подходит именно вашему малышу.
16 раз за последние 7 лет я сталкивался со случаями значительной (в разы) передозировки нимесулида (родители путали мл и мг или дитя «без спросу» выпивало вкусный сироп). Кроме нервного стресса у родителей других реальных побочных эффектов не было.
Ориентировочно у 2—5% детей имелась умеренная кожная аллергия, связанная с приемом лекарства, но практически во всех случаях речь шла не об аллергии на нимесулид, а о реакции на компоненты сиропа (красители, ароматизаторы и т.п.).
Поражения печени ни у одного ребенка я не видел. Я спрашивал у своих друзей-педиатров: ребята, вы видели ребенка с гепатитом после нимесулида? Никто не видел.
Я допускаю, что здесь, в моем городе, продается особо очищенный нимесулид, а у детей очень здоровая печень. Т.е. Минздраву, разумеется, виднее. Я не спорю. Но я ведь не с луны упал, и диплом педиатра получил не вчера. И детей вижу в количестве, не меньшем, чем любой педиатр в этой стране. Так что ж у меня с личной статистикой так все замечательно складывается…
Итак, у меня как у практикующего врача-педиатра, и у моих реальных пациентов было на вооружении высокоэффективное жаропонижающее средство. Имелись определенные проблемы, но я нашел способы, как эти проблемы минимализировать.
Мне запретили применять нимесулид, мотивируя это заботой о моих пациентах.
Итак, мне в 23.00 звонит перепуганная мамочка с криком: дали парацетамол, дали нурофен, температура не падает, что делать! Раньше я мог посоветовать найз, теперь я посоветую вызывать скорую помощь. А скорая помощь сделает инъекцию анальгина с димедролом. Инъекцию анальгина, который, кстати, запрещен практически во всех странах мира, поскольку поражает систему кроветворения.
Итак, нимесулид нам запретили, но взамен не предложили ничего. Можно прогнозировать последствия? Можно!!!
Количество гепатитов, связанных с применением нимесулида, уменьшится. Т.е. я их так и не увижу.
Нагрузка на скорую помощь увеличится, вызовов станет больше.
Количество инъекций анальгина увеличится.
Количество болезней системы кроветворения увеличится, количество постинъекционных осложнений увеличится, количество госпитализаций увеличится, количество фебрильных судорог (судорог из-за высокой температуры) увеличится…
Возможно, самое главное последствие — продажи парацетамола и ибупрофена увеличатся.
Чего я никак не пойму: где логика!!! Почему запрещается нимесулид, но не запрещается аспирин, не запрещается индометацин, не запрещается анальгин?
Почему Европейское агентство по лекарственным препаратом (ЕМЕА) призывает использовать нимесулид ограниченно и осторожно, но констатирует, тем не менее, что преимущества нимесулида перевешивают возможный риск, а наш Минздрав, ссылаясь на рекомендации ЕМЕА, препарат запрещает!!!
Почему в конце концов решения, затрагивающие сотни тысяч родителей и десятки тысяч врачей, принимаются без публичной дискуссии, без обсуждения, без обмена опытом, без поиска компромиссов?

Документы в качестве информации к размышлению:

  • Глава о нимесулиде из книги Е. О. Комаровского «ОРЗ: руководство для здравомыслящих родителей».
  • Лондон, 21 сентября 2007 года. Документ ЕМЕА/432604/2007
  • Статья: И.П. Никишина. Применение нимесулидов в педиатрической практике: за и против.
  • Приказ Министерства охраны здоровья Украины от 27 сентября 2007 г.
  • Продолжение темы - смотри здесь: Нимесулид: ситуация проясняется (дело ясное, что дело темное)