This version of the page http://reporter.vesti.ua/63543-pero-v-lob (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2014-09-03. The original page over time could change.
Перо в лоб | Вести. Репортер | Вести
Вести. Репортер
№27(45) 1 - 21 августа 2014
Содержание
Архив
Подписка

Перо в лоб

Почему Яценюк так и не начал менять страну

Текст: Василий Яценко

24 июля коалиция «Европейский выбор» распалась, премьер-министр подал в отставку. Правда, уже в начале этой недели Арсений Яценюк сказал, что может изменить свое решение и остаться на посту в обмен на голосование за изменения в законопроект, намеченное на четверг (к моменту верстки номера этого еще не произошло). Как бы ни закончилась эта эпопея, демарш премьера — хороший повод задуматься об итогах его пятимесячного правления. С ходу обнаружилась интересная картина: несмотря на то, что Яценюк позиционировал себя как реформатор, реальных реформ из-под его пера так и не вышло

Кабинет большой спешки

Правительство Арсения Яценюка формировалось в феврале-марте этого года в явной спешке. К примеру, коалиция в парламенте была создана, а коалиционное соглашение, где описываются цели и задачи парламентского большинства, так и не появилось. С программой правительства ситуация оказалась еще более драматичной: документ был проголосован парламентом 27 февраля, а на следующий день о нем забыли.

Из 35 законов, описанных в программе Кабинета министров, за полгода были приняты только четыре: под давлением МВФ — новый закон о госзакупках и внесены изменения в бюджет и налоговый кодекс, а под давлением общественности — новый закон о высшем образовании, подготовленный еще прошлым составом Кабмина.

Правда, из этих документов лишь законы о госзакупках и высшем образовании можно считать полноценными реформами (изменения в госбюджет и налоговый кодекс, которые предусматривали сокращение госрасходов, увеличение налогов и тарифов, реформами назвать трудно). Нет и реальных подвижек в борьбе с коррупцией, которая как минимум не уменьшилась со времен Януковича (скорее расширила перечень допущенных к ней лиц). Отчасти, конечно, это можно списать на трудное положение, в котором оказалась страна: война, аннексия территории. В значительной степени — на сам характер новой системы власти, сформировавшийся после внесения изменений в Конституцию, когда появилась новая коалиция, «золотую акцию» в которой держали депутаты — ставленники различных олигархических и чиновничьих кланов, требовавшие себе «борзых щенков» за каждое необходимое правительству голосование.

Однако все это не снимает ответственности с премьер-министра и его правительства, которое зачастую не удосуживалось даже доводить до голосования реформаторские законопроекты, чего прямо требовали страны-доноры.

Только один пример. Для получения очередного кредита Минюст в конце июня разработал проект указа президента «Об утверждении плана мероприятий по выполнению обязательств Украины, которые проистекают из ее членства в Совете Европы». Документом предусматривается проведение реформ в шести сферах, начиная с создания общественного телевидения и заканчивая формированием службы пробации, которая должна будет заниматься несовершеннолетними правонарушителями. Однако кредит был быстро получен, а проект так и остался проектом.

Результаты деятельности правительства Арсения Яценюка и правящей коалиции «Европейский выбор» во многом уникальны. Решения принимались под давлением либо со стороны западных союзников, либо со стороны улицы и общественности, здравые наработки предыдущего правительства игнорировались, а инициативы Кабмина со скандалом проваливались самой коалицией.

Решения, навязанные союзниками

Условием для получения кре-дита от МВФ стало принятие в апреле закона о предотвращении экономической катастрофы и внесение изменений в бюджет текущего года.

В бюджете сократили расходы на инвестиционные цели и капитальное строительство, заморозили социальные выплаты, повысив при этом траты на армию.

Законом же о предотвращении катастрофы повысили практически все акцизы, в том числе на алкоголь и сигареты, увеличили ставки налога на пассивные доходы, в том числе ввели налогообложение депозитов и вернули налог на куплю-продажу валюты.

После принятия этого документа поступления в бюджет так и не выросли, и сейчас, в преддверии сентябрьского транша, МВФ требует следующей волны затягивания поясов: сокращения расходов на госаппарат на 20%, отмены возмещения НДС для аграриев и лесопераработчиков, повышения рентных платежей и экологического налога, ужесточения механизма взыскания налога с пассивных доходов — дивидендов, роялти и процентов по вкладам.

Провал голосования за эти законопроекты 24 июля стал формальным поводом для подачи Арсением Яценюком заявления об отставке. Впрочем, реальной причиной отставки премьера стал провал голосования не за бюджет, а за закон о внесении изменений в некоторые законы по реформированию системы управления Единой газотранспортной системой Украины. Текст этого документа беспрецедентен для нашей страны. Проектом функции оператора Единой газотранспортной системы Украины закрепляются за консорциумом, созданным НАК «Нафтогаз Украины» (51%) и «юридическим лицом, которое принадлежит и контролируется резидентами государств — членов ЕС, США или Энергетического сообщества». То есть суть законопроекта — установить размер участия иностранных инвесторов в уставном капитале оператора Единой газотранспортной системы и определить пул возможных инвесторов.

При этом в законопроекте нет процедуры конкурсного отбора иностранных инвесторов, механизма создания консорциума на базе НАК «Нафтогаз Украины», определения его организацион-но-правовой формы, основных принципов и ограничений деятельности и т. д. И 24 июля за документ, передающий ГТС Украины в руки неназванных западных инвесторов, проголосовало аж 94 депутата, фактически одни бютовцы. Результат — истерика Арсения Яценюка. Впрочем, эмоции не помогли. На следующий день удалось уговорить фракцию УДАР поддержать документ: за — 124 депутата, что критически мало для принятия документа в целом.

Маловероятно, что провал голосования за законы о приватизации ГТС, секвестре бюджета и повышении налогов может привести к сворачиванию сотрудничества с МВФ. Западные союзники осознают, что даже затягивание с предоставлением очередного транша (деньги должны поступить в сентябре) приведет к финансовому коллапсу в Украине. Однако не-удачная эпопея с голосованием может стать окончанием политической карьеры Арсения Яценюка: текст этого закона станет лучшей агитацией против голосования за любую партию, в которой в будущем окажется нынешний премьер-министр.

Решения, навязанные улицей

Одно из ключевых требований Евромайдана — люстрация власти, то есть введение запрета на госслужбу по неким формальным причинам. Правительство дальше декларирования необходимости принятия такого закона не пошло, однако парламент под давлением со стороны демонстрантов был вынужден проголосовать за принятие закона о возобновлении доверия к судебной системе Украины. Согласно документу, увольняются все председатели всех судов страны. Впрочем, в 90% случаев старые председатели судов были переизбраны, а сам закон сейчас рассматривается в Конституционном суде на предмет его конституционности.

Также в результате давления со стороны митингующих правительство пошло на отмену так называемого утилизационного сбора с покупателей новых автомобилей. Впрочем, несмотря на эту поблажку, продажи автотехники в Украине снизились на 52% из-за снижения доходов граждан и девальвации валюты.

Гражданские активисты, заручившись поддержкой со стороны ЕС, сумели добиться и принятия нового закона о государственных закупках, который в целом соответствует аналогичному закону 2010 года, принятому тогдашней коалицией Януковича под давлением МВФ, но затем в течение последующих лет в значительной степени выхолощенному.

И сейчас после принятия закона уже третий месяц идет борьба вокруг механизма обнародования информации о торгах и о результатах госзакупок — чиновники с помощью подзаконных актов пытаются всеми силами скрыть эту информацию.

Инициативы «папередников»

За время своей каденции правительство Яценюка поддержало пять евроинтеграционных законов. По иронии судьбы один из этих законов внес Виктор Янукович (относительно сокращения количества документов разрешительного характера) и четыре — правительство Николая Азарова.

В частности, были приняты законы относительно предотвращения и противодействия дискриминации, относительно деятельности омбудсмена в сфере защиты персональных данных, об общественном телевидении и радиовещании в Украине и об адаптации правового статуса осужденного к европейским стандартам.

Принятие большинства евроинтеграционных законов, разработанных Кабмином Азарова, было заблокировано. В частности, так и не принят законопроект №0928 о выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека (он регулирует вопрос выплаты Украиной компенсаций по решениям Европейского суда). Не принят новый закон о прокуратуре, внесенный Януковичем.

В это сложно поверить, но провалено голосование за законопроект об идентификации работников органов внутренних дел и присутствии специальных подразделений милиции на мирных собраниях (№3048). Этот документ обязывает всех милиционеров носить опознавательные знаки, в частности на шлемах. Он был разработан специально для того, чтобы упростить процедуру привлечения к ответственности милиционеров, виновных в разгоне демонстраций. Но не сложилось, только 98 депутатов поддержали эту инициативу.

Не менее удивителен и тот факт, что правительство Арсения Яценюка проигнорировало поручение президента относительно разработки и принятия закона о досудебном аресте активов коррупционеров. Аналогичный проект Николая Азарова год назад был заблокирован в парламенте тогдашними оппозиционерами. Действующее правительство саботирует разработку и принятие этого закона, даже несмотря на риск того, что без этого документа могут быть сняты аресты со счетов Виктора Януковича и его окружения в европейских странах.

Удивительно и то, что до сих пор правительством не разработана программа адаптации законодательства Украины к стандартам ЕС. Эта программа содержит список из нескольких сотен законов, в которые нужно внести изменения для того, чтобы зона свободной торговли с ЕС смогла полноценно заработать. Программу начало готовить еще прошлое правительство более года назад, однако до сих пор документ не готов, из-за чего затягивается процедура ратификации Соглашения об ассоциации с ЕС.

РЕФОРМЫ, КОТОРЫЕ НЕ БЫЛИ ПОДДЕРЖАНЫ КОАЛИЦИЕЙ «ЕВРОПЕЙСКИЙ ВЫБОР» И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ АРСЕНИЯ ЯЦЕНЮКА

Закон О люстрации – Проект разработан гражданскими активистами, в парламент не внесен

О Национальном бюро расследований (Антикоррупционное бюро) – Проект был внесен лично Яценюком еще 2 февраля 2013 года. 14 мая этого года голосование провалила коалиция. За — 166 голосов

О концепции реформирования правоохранительной системы Украины – Концепция разработана гражданскими активистами, рассмотрение документа заблокировано ГПУ и МВД

О судоустройстве и статусе судей (новая редакция) – Ключевой законопроект — об утверждении судейского самоуправления был внесен 22 ноября 2013 года соратником Яценюка Андреем Пышным, до сих пор не рассмотрен парламентом

О порядке финансирования судебной власти в Украине – Проекта нет, продолжается финансирование строительства нового здания ВХСУ стоимостью 1,1 млрд грн

О прокуратуре (новая редакция) – Проект №3541 был внесен Виктором Януковичем, последние полгода голосование срывается из-за давления со стороны генпрокуроров

Об адвокатуре и адвокатской деятельности (новая редакция) – 7 марта в Минюсте создана рабочая группа по подготовке нового закона, обещают подготовить к октябрю

Об оперативно-розыскной деятельности (новая редакция) – Текст пишет рабочая группа, обещают закончить к сентябрю

О Службе безопасности Украины (новая редакция)

О Высшем совете юстиции (изменения) – Идет борьба за контроль над ВСЮ между БЮТ (Сергей Власенко) и президентом (замглавы АП Алексей Филатов)

О милиции – Законопроект подготовлен гражданскими активистами, МВС изо всех сил сопротивляется его принятию

Новые избирательные законы – ЕС и гражданские активисты настаивают на проведении досрочных выборов по пропорциональной системе, депутаты намерены сохранить действующую смешанную избирательную систему

О всеукраинском референдуме (новая редакция) – Проект №2617а был внесен 19 июля 2013 года и до сих пор не рассмотрен парламентом

О местных референдумах – Проект №0867 был внесен еще правительством Николая Азарова в 2012 году и до сих пор не рассмотрен парламентом

О мирных собраниях – Проект №2508 был внесен 4 июля 2013 года и до сих пор не проголосован парламентом

ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЕГ НА ВОЙНУ И ТО, ЧТО БУДЕТ ПОСЛЕ НЕЕ

Секвестр госбюджета, проведут его через Раду или нет, — лишь временная мера, которая позволит Кабмину получить ожидаемый транш от МВФ в размере $1,5 млрд. Но этих денег вкупе с мерами экономии едва ли хватит до конца года. Именно поэтому правительство активно ищет дополнительные источники поступления в госбюджет-2014 и меры, минимизирующие расходы. В потоке правительственного мозгового штурма появляются как удачные, так и не очень идеи.

Так, идея о введении НДС-счетов, которую предложил премьер-министр Арсений Яценюк в прошлый понедельник, свидетельствует, с одной стороны, о провале всех попыток новой власти преодолеть коррупцию в сфере администрирования НДС. С другой стороны — об отсутствии у правительства четкого плана, как можно исправить ситуацию. За последние 15 лет в Украине как минимум трижды власть пыталась ввести НДС-счета — замораживание входящего НДС до момента подачи налоговой декларации, то есть на 20–50 дней. И каждый раз после бурных протестов бизнеса от этой идеи отказывались. Причина проста: НДС-счета действительно позволяют не допустить злоупотреблений с этим налогом. Однако платой за это является замораживание оборотных средств честных налогоплательщиков, что в условиях свертывания кредитования и экономического спада может привести к дальнейшему росту инфляции и снижению деловой активности.

При этом правительство отказалось рассматривать альтернативные варианты решения проблемы. Первый из них — введение банковской гарантии для плательщиков НДС, которая бы позволила государству взыскивать недоимку по налогу с банка-гаранта в случае исчезновения или неплатежеспособности налогоплательщика. Банковская гарантия позволила бы не замораживать оборотные средства предприятия и достаточно неэффективно бороться с неплательщиками — с ними банки просто не стали бы связываться.

Например, второй вариант — ликвидация налоговых ям через запрет относить на валовые расходы операции с упрощенцами, запрет для упрощенцев на внешнеэкономическую деятельность и запрет упрощенцам быть плательщиками НДС. Эту реформу правительство Николая Азарова попыталось провести еще в 2010 году, однако попытка закончилась Налоговым майданом, и власть пошла навстречу «схемщикам». Между тем ликвидация налоговых схем при уплате НДС позволит привлечь в бюджет от 40 до 60 млрд грн в год, что в разы больше, нежели возможная экономия от сокращения социальных затрат.

Еще один вызов для украинской власти — восстановление Донбасса после войны (на эти цели предлагается выделить чуть более 3 млрд грн, притом что еще пару недель назад премьер говорил о 8 млрд грн).

Традиционный путь — распределение капитальных расходов через органы местного самоуправления — неприемлем. В значительной части городов Донбасса местной власти де-факто нет: она либо разбежалась, либо ждет предъявления обвинений в поддержке терроризма. В остальных городах местные власти институционально неспособны что-то делать, или, проще говоря, способны только воровать. Именно поэтому любые деньги, выделенные из Киева местным властям, тут же растворятся под обломками зданий, аэропортов и дорог.

Есть два возможных пути. Первый — использование опыта потопов в Закарпатье. В 2013 году Киев выделил пострадавшим не деньги, а строительные материалы и рабочую силу. Иными словами, пострадавшие оценивают ущерб и необходимые ресурсы для его ликвидации, а Киев выделяет кирпичи, цемент, доски, строительную технику и самих строителей — все натурой, без денег.

Второй путь — использование опыта США времен Великой депрессии, когда Рузвельт инициировал принятие закона о создании спецуправления долины реки Теннеси. Регион нищенствовал, доходы на душу населения были в два раза меньше, чем в целом по стране. Государство вложило деньги в строительство каскада из 20 плотин с гидроэлектростанциями на этой реке, сделав ее судоходной. Но глав-ное — проект реализовывало спец-агентство независимо от местных властей, а объемы и темпы восстановления привязывались не к объему разрушенного, а к планам будущего раз-вития территорий. Условно говоря, в Донбассе много депрессивных шахтерских поселков, у которых объективно нет будущего. Их восстанавливать не нужно. Жителей просто необходимо расселить по более перспективным городам, а условные «шанхаи» сравнять с землей. Аналогичная судьба ждет и крупные промышленные предприятия, у которых нет будущего. Если такой объект разгромят во время военных действий, вероятность, что собственник его восстановит, равна нулю. Большая часть старинного бизнеса тяжелой промышленности досталась нынешним собственникам после распада СССР практически за копейки, и вряд ли они будут инвестировать сотни миллионов долларов в то, что не создавали.

Однако для такого подхода перед началом реконструкции нужно разработать и утвердить внятный план развития Донбасса, чтобы все понимали, какие производства и населенные пункты имеют будущее, а что подлежит сносу. Дополнительная сложность в том, что такой план может быть реализован только в рамках государственно-частного партнерства вместе с местным бизнесом и потенциальными инвесторами. Условно говоря, если взорванный мост будет восстанавливать государство, то сопутствующие коммуникации — волоконные кабеля, водо- и газопроводы — должны восстанавливать компании-собственники. Возможно, это произойдет за счет льготного кредитования, средств от размещения инфраструктурных инвестиций или целевых госгарантий. Пока же правительство командировало оперативные группы в составе членов нескольких министерств для оценки нанесенного войной ущерба.

Светлана Крюкова

в номере
  • Поколение АТО
  • Самый сложный урок
  • «В школах достаточно мест для всех переселенцев»
  • 1914–1918. ВОЙНА ВОЙНОЙ
  • Cтавка больше, чем власть
  • Частицы света и горячей воды
  • Вместо окружения и зачистки — медленное сдерживание
  • Главные фотографии недели
  • Революция под колпаком
  • 7 вопросов о досрочных выборах
  • Как сохранить конфиденциальность
  • Сезон окончен
  • Мир теряет равновесие
  • То берег левый нужен им, то берег правый
  • Россия vs Украина. Взгляд со стороны
  • Куда бежать от ядерной войны
  • 5 концертов недели
  • 4 фильма недели
  • 4 фильма недели
  • 7 главных событий недели
  • 5 концертов недели