This version of the page http://reporter.vesti.ua/43542-vojna-i-mir (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2014-04-15. The original page over time could change.
Война и мир | Вести. Репортер | Вести
Вести. Репортер
24 марта
Поделиться с друзьями
подписка

Война и мир

Андрей Макаревич — против, Владимир Бортко — за

Текст: Сергей Волохов

На сайте Министерства культуры РФ 11 марта появилось письмо в поддержку политики Путина в Крыму. Оккупацию части Украины российскими военными поддержали сотни актеров, музыкантов и писателей. В то же время многие российские деятели культуры осудили действия президента РФ. «Репортер» побеседовал с музыкантом Андреем Макаревичем, высказавшимся против вторжения на полуостров, и с режиссером Владимиром Бортко, который отстаивает противоположную точку зрения

АНДРЕЙ МАКАРЕВИЧ: «Я лично не знаю примеров, чтобы какие-то фашисты нападали на людей в Крыму»

— Почему вы осуждаете действия президента своей страны?

— Логика элементарна. Существуют международные законы и соглашения, согласно которым Россия не имеет права вторгаться на территорию другого государства. Введение войск равносильно объявлению войны. Я хорошо понимаю, что решили под шумок отжать Крым. «Крым», конечно, звучит сладко. Но так сегодня в мире не поступают. Если какие-то страны, Америка допустим, нарушают международные соглашения, это не значит, что мы должны следовать их примеру.

— Говоря об украинском государстве, вы, в отличие от российских чиновников, уверены в легитимности власти в Украине?

— Рада легитимна. Как она работала, так и продолжает работать, оставаясь верховным органом законодательной власти. А президента сейчас нет. Но ведь кто-то должен исполнять его обязанности. Сегодня это скорее просто координационная должность. На выборах изберете себе нового президента.

— Часть представителей бывшей партии власти ссылается на угрозу их жизни. Действительно, совершались нападения на домовладения «регионалов» и коммунистов, разграблены резиденции бывшего президента и генпрокурора.

— Президент и генеральный прокурор заслужили это десять раз. Что касается остальных, мне трудно давать оценки, не находясь на месте, не видя своими глазами и не чувствуя на своей шкуре. Но я абсолютно убежден, что Украина способна, не переходя в состояние гражданской войны, решить свои проблемы. Да, есть люди с разными взглядами. На западе они одни, на востоке — другие. Тем не менее у меня есть ощущение, что Россия здорово спровоцировала сегодняшнюю напряженность.

— Вы признаете право крымчан на референдум о вхождении в Российскую Федерацию?

— Конечно! Но зачем это делать с помощью российского оружия? А что касается защиты крымского населения, то, несмотря на жуткое количество вранья по нашему телевидению, лично я не знаком с примерами, чтобы какие-нибудь фашисты или «бандеровцы» нападали в Крыму на русскоязычных граждан. Если бы подобное случилось, у нас бы из этого такое раздули, поверьте! Рассказывали бы с утра до вечера.

— Вы поддерживаете позицию Путина в других спорных геополитических инициативах России?

— Я считаю, что в вопросе с Сирией он блестяще выступил. Ситуация висела на волоске, но страны смогли договориться. Очень надеюсь, что разум возобладает и в случае с Украиной.

— Как должно поступать государство, если его просит о помощи часть населения другой страны?

— Какой они просят помощи? Они хотят российское гражданство? Значит, надо предоставить такую возможность — пусть приезжают в Россию. Если проблема в языковом законе, то через пару дней его же, насколько я понимаю, вернули. Я отдаю себе отчет, что ваша новая власть — это не ангелы какие-то. Я не гражданин Украины и не могу судить, демократична новая власть или нет. Наверняка она тоже делает ошибки и глупости. Но чуть что хвататься за оружие — это не адекватный ответ России. Это ваше дело: переизбирать ее или оставлять. Это ваша жизнь, ребята.

— Может ли Украина заразить Россию революцией?

— Не думаю. При всем сходстве у Путина большая поддержка российского населения. Даже если Украина или ее часть вошла бы в состав РФ, «заражения революцией» не произошло бы. Наоборот, если бы это случилось бескровно, рейтинг Путина вырос бы до трудно представимых высот.

— Вы бы обрадовались бескровному расширению РФ за счет Украины?

— Я не могу рассуждать гипотетически. Это зависит от массы обстоятельств. На протяжении первых двух дней крымских событий по российскому телевидению показывали жителей полуострова, которые хотели автономии. А потом стали показывать тех, кто хотел в Россию и размахивал нашими флагами. Может, таких людей и большинство. Но есть и другие. Почему нам их не показывают?

— Насколько список подписантов, осудивших Путина, презентует российское общество?

— Статистика — лукавая вещь. Российское общество расколото. Наши власти, к сожалению, много для этого сделали. Человек, который не согласен с генеральной линией, объявляется предателем, пятой колонной и так далее.

— Как вы думаете, будет война между Россией и Украиной?

— Не знаю. Постараюсь сделать все, чтобы ее не было. К сожалению, от меня мало что зависит.

ВЛАДИМИР БОРТКО: «В Украине происходит разговор между США и Россией»

— Какие обстоятельства подтолкнули вас подписать письмо в поддержку политики президента Путина, касающейся Украины?

— На мой взгляд, в Украине происходит геополитический разговор между Соединенными Штатами Америки и Россией. Подчеркиваю, что высказываю вам исключительно свою личную позицию. Украина ментально разделена. Утверждаю это как человек, проживший в этой стране детство и юность — до 29 лет. Здесь я учился, женился, служил в армии, работал. Та вільно розмовляю українською мовою, доречі. В очередной раз убедился в этом, четыре месяца снимая «Тараса Бульбу» на западе Украины. Это замечательный край с замечательными людьми, менталитет которых совершенно не похож на менталитет восточных украинцев. Например, Запорожье практически не отличается от Череповца. Если запорожский сталевар, получив зарплату, выйдет за пивом в российском Череповце, то не заметит разницы. Река, плотина, памятник Ленину, трубы дымят, язык тот же, и пиво такое же. А житель Львова или Ивано-Франковска разницу заметит. Я знаю историю отлично. Киевская Русь, наша общая мать, после удара монголов была пустой. Потом это дикое поле заселялось славянами заново. Поэтому я воспринимаю эту землю как часть нашей общей. Вот эта разница — фон последних событий в стране. Я прочел высказывания пана Яроша, которые сводятся к тому, что терпеть присутствие русских в Крыму невозможно, они невменяемые, их не переделать, и пан Ярош видит один выход: русских перерезать. Жители Крыма, которые практически все русскоязычные, наверное, этого не хотят. Я собственными ушами слышал выступление Юлии Тимошенко, которая заявила, что русский флот в Крыму не нужен. Но этот флот там стоит с XVIII века. Убрать его — серьезный удар по России. Казалось бы, ну, подумаешь, вывести не самое мощное морское соединение. А не «ну, подумаешь»! Потому что флот в Севастополе — это символ. Я понимаю, что Бандеру на западе Украины очень уважают, но представить памятник ему на месте памятника Нахимову не могу. Есть еще одно соображение. Готов держать какое угодно пари, что Украину никогда не примут в Европейский союз. А в НАТО — завтра же! Это значит, что натовским танкам до Смоленска будет примерно полтора часа. А ракете — полторы минуты. Все эти факты стали причиной того, что о том, подписывать письмо или нет, я размышлял три секунды.

— Вы уверены, что «защита» крымчан не обернется войной?

— Вооруженный конфликт возможен. В Ираке, Косово, когда туда пришли американцы, были страх и ужас. Ситуации были на грани войны. Но, повторюсь, после того как Ярош сказал, что перережет все русское население, надо что-то делать. Он же будет командовать создаваемой сейчас в Украине Национальной гвардией! Инициатива Путина — это вынужденное действие по защите России. Лично я считаю Крым русской землей. Очень люблю поэта Шевченко, но он не имеет никакого отношения к Крыму, а Пушкин — прямое.

— Вы бы хотели увидеть Крым в составе Российской Федерации?

— Я бы хотел послушать мнение тех, кто там живет. Если бы сторонников воссоединения Крыма с Россией было на 4% больше, то нужно было бы подумать, воссоединяться или нет. А если их больше 90% — все понятно. И не нужно мне рассказывать про «под дулами автоматов».

— А как быть с количеством российских военнослужащих в Крыму?

— Я ничего не знаю о количестве российских военных в Крыму. Это предположение, не более того. Знаю точно, что там стоит Черноморский флот. Стоит уже 200 лет. И будет стоять еще 200 точно! Чему радуюсь неимоверно. Вы боитесь, что Россия будет бомбить Украину? Как член Государственной Думы и заместитель председателя комитета по культуре заявляю: Украину бомбить никто не будет. Если крымчан не пойдут «спасать» украинские войска. Россия не пересечет континентальные границы с Украиной.

— В конце концов, дело даже не в «дулах автоматов», а в украинских законах, согласно которым подобный референдум невозможен.

— Я читал хронику Майдана по-украински. Начало: активисты решили заночевать в Киевской горадминистрации. Как это называется? Не захват? Что говорят по этому поводу украинские законы? Наконец-то Янукович подписывает все, что хотел Майдан, в присутствии двух министров иностранных дел. Что в это время происходит? Где Конституция? Есть три законных способа лишить Януковича президентства: смерть, заявление «Я устал, я пошел», как это сделал Боря, либо импичмент. Что-нибудь из этого случилось? Вы говорите: «У нас революция». Так почему в Киеве революцию можно, а в Крыму — нет?

— Как, по-вашему, будет действовать Россия, если украинские власти воспрепятствуют воплощению результатов крымского референдума?

— Какие украинские власти? Которые сами себя назначили? Нынешняя украинская власть нелегитимна. Будучи членом КПРФ, я не согласен с Путиным в том, что касается внутренней политики, особенно по ВТО. Но что касается внешней политики, я согласен с президентом во всем на 150%!

— Судьбой восточных областей Украины вы озабочены так же?

— Конечно, самым идиотским решением текущей власти стала отмена регионального статуса русского языка. Впрочем, на востоке ситуация другая. Крым, в отличие от восточных областей, практически единодушен во взглядах на свое геополитическое будущее. А там разбирайтесь сами. Беженцев примем.

— Вскоре после письма в поддержку Путина появился список деятелей культуры, осудивших политику вашего президента. Вы это письмо видели?

— Настроения, отраженные в альтернативном письме, практически не выходят за пределы Садового кольца. Сколько у нас участвовало в митингах на Болотной? Вот это и все, кто недоволен политикой Путина. Никто их ссылать в Магадан не собирается. В списке есть имя Басилашвили, которого я снимал в двух фильмах. И сниму еще, если согласится. Он либерал, я член КПРФ. Объединяет нас одно: понимание, что такое «хорошо» и что такое «плохо» в искусстве.

в номере

«Основная работа у нас впереди»

Глава Ассоциации ветеранов «Беркута» — о «черной роте» и действиях спецназа 20 февраля

Загадки «Небесной сотни»

«Репортер» посмотрел на события глазами очевидцев

Личная революция

Как Майдан изменил сознание и жизнь украинцев

«У меня есть талант — терпеть»

Серебряная призерка Паралимпиады-2014 Юлия Батенкова-Бауман — о том, что происходило за кулисами Игр в Сочи, когда Крым отходил к России

Как это было в Донецке

Волнения на востоке Украины перешли в радикальную фазу