This version of the page http://e-x.com.ua/2009-09-17-11-52-48 (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2011-11-09. The original page over time could change.
Уик-енд на Кавказе
Закрыть

Добро пожаловать!

Введите, пожалуйста, Ваши логин и пароль

Admin Zone
Туры на Кубу
Туры в Мексику
Туры в Доминикану

Кто на сайте:

Сейчас 555 гостей онлайн

Уик-енд на Кавказе
или эксперементальный горный поход 1-ой к.с. за 55 часов.
      Сегодня понедельник, офис, работа…. А я мысленно еще там, в гонке. В гонке со временем и расстоянием... Но обо всем по порядку. И так…
      В один прекрасный сентябрьский день, ко мне поступило предложение поучаствовать в горном походе первой категории сложности по Кавказу. Первая моя реакция - это шутка! Во-первых, в августе мы уже ходили по Кавказу горную двоечку за 14 дней, а во-вторых на этот поход надо как минимум неделя, которой у нас нет, так как мы уже запланировали поездку в Крым на традиционную приключенческую гонку «Х-Крым 2008». Но вся «прелесть» этой поездки состояла в том, что эту «единичку» необходимо преодолеть за 55 часов, а это между прочим порядка 110 км и три перевала, два из которых 1-А категории сложности. И вот взвесив все «за» и «против» я сказала: «Едем!». Одним словом, не пришлось меня долго уговаривать, авантюристка, одним словом. Уж слишком заманчиво было поехать на Кавказ осенью, тем более летним походом я осталась довольна.
      Цель нашего похода была пройти маршрут за 55 часов, а также успеть за это время посмотреть , полюбоваться, пофоткать виды, и естественно получить удовольствие от этой поездки.
      День отъезда был назначен менее чем через неделю, на 28 сентября. За это время необходимо было решить ряд орг.вопросов и проблем. Отнеслись к предстоящей поездке серьезно.
      Юрой, главным участником этого уик-енда, был разработан маршрут, найдены, обработаны и подготовлены к походу топографические карты различного масштаба и описания перевалов которые нам необходимо было пройти. За 3 дня до отправления билетов в кассе уже не было, поэтому их пришлось доставать только лишь за сутки до отправления поезда. Я же каждый день просматривала сводки Гидрометцентра о предстоящей погоде на период нашего похода.
      И вот наступило время нашей осенней поездки на Кавказ. Я ждала ее с нетерпением. Было интересно посмотреть на осенний Кавказ, но больше меня интересовало, сможем ли мы успеть преодолеть запланированный маршрут за определенное время.
      В 22.30 по киевскому времени, встречаюсь с Юрой на вокзале для закупки продуктов в поезд. Но и тут нас ждала засада… Фуршет, в котором мы хотели купить продукты для предстоящего уик-енда и в дорогу – уже закрылся, поэтому нам пришлось в близлежащем магазине купить традиционный поездной набор: пиво, курочку, сок, чай и к чаю. Зайдя в вагон, расположились, и по скольку оба с работы, сразу же приступили к поглощению пищи. За окном уплывал Киевский вокзал, мелькали огоньки, и мы все дальше уезжали прочь от каждодневной суеты мегаполиса. Позади нервотрепка подготовки к походу, впереди величественные горы Кавказа.
      Время в поезде пролетело незаметно. Весь целый день мы отсыпались и готовились к предстоящему марш-броску.
      В Кисловодск прибыли рано утром, 30 сентября, в воскресенье, около 6 часов. Город встретил нас утренней прохладой. Так как сейчас не сезон, таксистов на перроне практически не было, пару человек лениво бродили в поисках туристов. Один из них согласился нас подвести до поселка Кичи-Балык.
      По дороге в поселок мы заехали в местный ночной магазинчик и купили недостающие продукты (заварной кофе, сахар-рафинад, орешки, цукаты, Мивину и сладкую воду).
      Уютно расположившись в салоне «Калины», в дороге я пыталась немного подремать, но, мне не удалось. Меня поразило, что предгорья Кавказа напоминают крымские горы, такие же не высокие вершины и склоны поросшие деревьями. Всю дорогу мне казалось, что я в Крыму. Доехав до поселка, Юра начал поиск местного водителя, который смог бы подвести нас на УАЗике до турбазы «Долина нарзанов», так как дальше ехать можно только на нем. Нам улыбнулась удача. Мимо проезжавший водитель согласился подвести нас до турбазы. Я обрадовалась, что нам не пришлось идти пешком 7 км. Стоит отметить, что дорога была очень плохая, размытая дождём . В одном месте машина забуксовала в грязи нам пришлось долго её толкать. Это время показалось, мне вечностью. По пути мы узнали, что строится новая дорога Кисловодск - Мин.источники Джыл-Су - Эльбрус.
      По прибытию на «старт», а это турбаза «Долина Нарзанов», которая находится в ущелье, на берегу реки Хасаут, первого кого мы встретили, был пес. Ласковый пес, породы Водолаз, который сопровождал нас почти до конца нашего похода.
Наш четвероногий друг.
      Выносливый оказался. Так как мы не знали, как его зовут – дали имя ему «Барбос». На второй дней Барбос был записан в ряды участников похода по Кавказу. Это был наш третий участник и наша охрана.
      Итак, мысленно «попрощавшись» на пару дней с цивилизацией, ровно в 9 утра мы начали свой маршрут. Перед началом маршрута наша физическая и психологическая подготовка оценивалась как хорошая.
      Первый час идем с набором высоты по хорошей дороге через лес. Движемся «каждый в своем темпе», т.к. сейчас первый день похода, первые километры. После 29 часов лежания на полке в поездке и ничего не делая, я рвалась в бой!
      Конечно, описать всю красоту я не могу, это нужно видеть своими глазами. После 3 часов хода мы остановились на обед. Обед, это громко сказано, легкий перекус (орешки и цукаты) и 20-ти минутный отдых. Это был первый наш привал. Юра сделал пару кадров, Барбос игриво метался по поляне.
      Как жаль, что все хорошее быстро заканчивается, звучит команда: «Под рюкзак!» и мы снова быстро идем. Недалеко от места привала нашли множество грибов. Шикарные грибы, если я не ошибаюсь маслята. У Юры началась «легкая истерика». Ему увидеть грибы, это тоже самое что пчелам – мед. Конечно, можно было б собрать грибы, приготовить супец и смаковать.. Но, увы, у нас были другие планы. Пройдя километров 20 перед нами открылась шикарная картина.
Осенняя красота.
      Безумные краски осенного леса, красивые горы и ущелье в котором бежит река. Мы пофоткались и пошли дальше, резко теряя высоту. Спустились к р. Харбас. Вода холодная, но чистая как слеза. Пройдя через мостик дорога стала уходить через лес вверх из ущелья, на плато. Чуть выше по дороге от мостика слевой стороны есть «Мотель «В дали от жен», небольшой домик, в котором можно переночевать. В доме есть печь и запасы дров.
      Стало вечереть, погода немного ухудшилась. Моросил дождь, а нам еще идти и идти. Мне жутко хотелось выпить горячий чай и отдохнуть, хоть пару часиков. Но нужно знать Юру. Он настойчиво шел к намеченной цели и все время мне повторял: «Еще чуть-чуть», «Вот за поворотом будет привал», «Еще километр и все, будем отдыхать». Но время, почему-то тянулось, не один поворот прошли и не один час. Часам к 10 вечера мы спустились к реке Малка, перешли её на другой берег по мосту и вновь начали набирать высоту. Мы шли к минеральным источникам Джыла-Су.
      Около 12 ночи, вдали увидели огоньки, это свет в окошке домика, что находится неподалеку от источников. После наших блуканий, мы решили больше никуда не идти, а переночевать вблизи домика. Но к нам вышел хозяин, как в последствии оказалось он же являлся «хозяином» источника и пригласил нас в дом. Пока Барбос заигрывал с милой четырехлапой, местной Леди, нас угостили вкусным супом с бараниной, напоили чаем и рассказали о целебных свойствах Нарзана. Как оказалось, Нарзан совсем рядом. Услышав это, мы не могла просто так уйти. Напросившись на ночную «экскурсию» мы прошли к источнику, где немного оздоровились. Вкус воды совсем другой. Мы набрали воды в бутылки и прошли одну процедуру нарзанных ванн ввиде ингаляции. Поблагодарили хозяина за теплый прием, мини-курс лечения и сытые и слегка отдохнувшие ушли в ночь дальше по нашему маршруту
      К 2 часам ночи, мы вернулись к развилке дорог, к месту, откуда начинались наши поиски источника. Теперь наша задача была – найти тропу, которая приведет нас к нашему первому перевалу Исламчат. Мы не стали тратить время на очередные поиски, поскольку ночь выдалась безлунной, ничего невидно, а просто постучались в первую хижину пастухов и спросили у местных жителей как лучше выйти на тропу. Со словами: «Ну Вы и экстремалы!» нам четко и подробно рассказали как лучше идти. ? И уже буквально, через 30 минут мы вышли на широкое плато. Здесь было принято решение о ночевке, тем более Барбос был не против. Мы оглянуться не успели как он свернулся клубочком и уснул. Нам же было не так просто устроится на ночлег… Мы умостились на своих рюкзачках, придвинулись друг к дружке поближе и укрылись легким тентом от дождя. Это все что у нас было. Хватило нас на час, а то и меньше. Ночь была холодной. Мы пытались согреться, периодически включая газовую горелку под тентом. Юра проваливался в сон, а я не могла дождаться, когда же наступит утро, чтоб побыстрее выбраться из этой «ловушки», выпить хотя горячего чая или кофе.
      Встали рано, около 6 утра, ночь прошла почти без сна. Мы сбросили тент весь покрытый тонким слоем льда (по нашим предположением под утро было -3С0) и перед нами открылся замечательный вид на Эльбрус, поражающий своим величием и красотой.
Утренний Эльбрус.
Пока я встречала солнышко, Юра приготовил кофе с коньяком.
      В походе для меня это одно из самых интересных времени суток – вот такие часы, когда природа только пробуждается, когда не видно цивилизации и кажется, что все первозданно, как и 2000 лет назад.
      Сборы были очень быстрые. Посмотрев карту, мы бодренько направились в нужном нам направлении. Подъем был крутоват, но преодолели этот участок без проблем. Барбос прыгал, бегал по склону, веселя нас. Юра напевал песенки из детских мультфильмов, а я просто молча шла любуясь видами. После подъема мы вышли на ровную местность. Каждая травинка была одета в панцирь изо льда, играющая в лучах восходящего солнца.
Замерзшая трава.
В общем, все было чудненько и еще легко. Преодолев небольшой не крутой предперевальный взлет мы вышли на перевал Исламчат, он же Южный-Каракайский (н/к, 3100, тр-ос). Расположен в северном отроге вершины Балык, между вершинами Каракая и Балык. Соединяет верховья Исламчата и Малки.
На перевале.
Тура не нашли, записки соответственно тоже. Немного передохнув и сделав пару кадров стали спускаться в долину реки Исламчат. Тропа хорошая, спуск затяжной до самой реки. Затем мы направились вверх ко второму перевалу по правому берегу Исламчата по ходу движения.
      Второй перевал. Вот же он, до него вроде как рукой подать, а ты все идешь и идешь.
      Часов в 12 дня, найдя живописное ровное место между ручьями, стали на обед. И снова вперёд, и снова вверх. После обеда хочется поспать, но мы идём, время летит быстро и незаметно, уже начало второго, а нам надо пройти этот перевал.
Там вдали очередной перевал...
Выходим на старую морену. Камни, камни, камни, морена, крупноблочная. А за этой мореной еще морена, а затем еще одна… И кто их придумал? Сейчас бы оказаться на ровном месте, усеянном ромашками, с идеальными площадками под палатки. Где из камней выложены стол и скамеечки, а на столе, в баночке из-под майонеза, стоит букет ромашек. А ночью, ночью звёзды, огромные, с горошины, такие звёзды можно увидеть только высоко в горах. Эх…мечты, фантазии…
      Погода неустойчивая, свисают косматые облака, начинает пролетать мелкий снег. Мы ускорили ход, поскольку не хотелось застать ночь на перевале. Была бы палатка, было бы намного проще. И тепло и уютно.
      Морены закончились, подошли под заснеженый предперевальный взлет.
Так рядом и так далеко.
Подъем на седловину перевала камнеопасен и проходит по крутым осыпям, Этот участок показался мне не таким уж простым. В некоторых местах надо было поднапрячься, чтобы не уехать вниз из-за скользких камней под небольшим слоем снега. Барбос качался на снегу, а я ему тихо завидовала. Минут через 20 мы вышли на перевал Суарыкауш (1А, 3243, сн.-ос.) расположеный в юго-восточном отроге вершины Исламчат, который встретил нас резким холодным ветром. Зато в награду нам открылась такая красота-а-а-а. В голове сразу мысли: «…Господи, отчего люди не летают? Отчего люди не летают, как птицы? Так разбежалась бы, расправила руки-крылья и полетела, полетела, вниз, в долину…».
      На перевал мы взошли в 17 часов. Пока я любовалась красотами, Юра написал перевальную записку, вложил её в консервенную банку взамен снятой записки ставропольцев и мы чтобы не замерзнуть быстренько, ноги в руки и стали спускаться вниз, в долину реки Субаши.
Кавказский пейзаж.
Спуск был довольно-таки затяжной. Спустились к реке, и пошли по левому берегу вниз, до места слияния рек Субаши и Мкяра. Немного не доходя до места слияния удача всё - же улыбается нам. Я обнаруживаю место, где поток разбивается на рукава, каждый из которых не шире полутора метра. Ура! Перешли один, а затем и второй ручей реки Субаши и направились в Юго-Западном направлении вдоль реки Мкяра по её левому берегу до места впадения в неё реки Мукал. Выше места впадения перешли реку Мкяра на правый берег. Это труда особого не составило, можно найти безопасные места для перехода.
      Теперь нам необходимо уходить вверх и налево, в долину реки Мукал. Вечереет. Уже около 8 вечера, а темнота такая – ужас! К тому же 8 часов в горах это уже ночь. Вообще ночь у нас всегда наступала неожиданно: полседьмого еще день, в семь начинается вечер, а полвосьмого - ночь, темная-претемная. К тому же нас очень быстро окутал туман. Наверх шли по крутой тропе, которую впоследствии потеряли.
      Далее без тропы, да еще и в тумане идти никуда не хочется, перед глазами, как живой, встаёт любимый диван и чашечка кофе.
      Поднявшись немного вверх, поблукавши сквозь заросли рододендрона было принято решение остановиться на ночь. Найдя более-менее ровное место, натянули тент на две лыжные палки и приготовили спальное ложе из своих небольших рюкзачков. Пока я грела воду для супчика на горелке, Юра разжег огонь из сухих веток можевельника. Со всех сторон шум воды. Такое впечатление, что мы стоим на маленьком кусочке земли, а вокруг тебя одна вода.
      Мы перекусили «мивинкой», согрелись у костра, оделись потеплее, сделали пару глоточков коньяка с долькой лимона и уже на седьмом небе от счастья. Сколько нужно человеку для счастья! Запишите рецепт, пригодится!
      Эта ночь хоть была и немного теплее предыдущей, но мы все равно успели замерзнуть. Утром встали часов в 7. Пока Юра варил традиционный кофе, я быстро запихала свои вещи в рюкзак и была готова к дальнейшему походу.
      А днем все оказывается так просто и тропа сама по себе нашлась и виды такие красивые и идти веселей, но с учетом третьих суток уже не так легко.
Смотрящая в даль...
Наша тропа шла по левому берегу реки Мукал. В двух с половиной часах ходьбы от места впадения рек мы нашли множество замечательных мест для стоянок. Вдоль реки тропа пологая, а вот после места где река выходит из-под камней начался затяжной подъем на перевал. Не доходя до перевала метров 300 пошел небольшой снег, а буквально через пару минут и солнце выглянуло.
      Подъему казалось не было конца. Юра ушел вверх и оттуда мне кричал периодически что он уже видит перевал и до него осталось пару минут идти. Но зная Юру, я понимала что до перевала еще идти и идти…
Последние метры.
И вот он долгожданный мой перевал Сылтран (1А, 3050, сн.-ос.). На перевал мы вышли около 13 часов, где обнаружили множество туров, но ни в одном записки не было. Поэтому ударив в гонг на самом большом туре мы написали свою записку, быстренько сфоткались, окончательно и безповоротно разрядили аккумуляторы на камере и начали спускаться вниз в долину реки Сылтрансу.
Перевал Сылтран.
Буквально через несколько метров спуска нашему взору открылось красивейшее высокогорное озеро Сылтранкель (2950 нум) в котором Юра даже рискнул искупаться. Жаль аккумуляторы сели и мне не довелось заснять это действие.
Высокогорное озеро Сылтранкель.
После озера тропа стала спускаться круто вниз. Временами она проходила по крупнокаменной морене, тогда мы ориентировались только по турикам сложенным из камней.
      Кто сказал что идти вниз легче??? Нисколечко. На спуске ноги, а в особенности колени убиваются гораздо быстрее. Этот спуск меня почти доканал. Я уже не смотрела сколько мы прошли и сколько осталось идти, я просто передвигала ноги на автомате, ни обращая внимания на боль. Я просто знаю, стоит только остановится и затем идти уже будет вообще невмоготу. Вот так медленно, но уверенно мы спускались в пос. Верхний Баксан, в конечную точку нашего марафона. Мы знали, там люди, магазины, дороги. Мы уже предвкушали сегодняшний вечер, мы уже видили себя в магазиине, мы уже знали что купим… И эта мысль помогала нам двигаться вниз. Мы прошли все морены, мы прошли под дождиком альпийские луга и вошли в зону леса. В лесу нам повезло обнаружить плантации малины и мы с огромным удовольствием задержались там на полчасика наслаждаясь сладким, прохладным вкусом ягод. А под конец нашего путешествия мы еще нашли полянку с маслятами. Тут уж Юру нельзя было остановить. Облазив под всеми молодыми елочками Юра насобирал небольшой кулек маслят. Какой у них замечательный запах…
      Еще буквально полчаса вниз через лес и мы увидили Верхний Баксан.
Верхний Баксан.
Увидев внизу шоссейную дорогу, невзирая на уставшие ноги мы решили спускаться дальше не по серпантину, а напрямик, по крутому спуску. И где силы взялись на этот спуск. Это был пожалуй самый скоростной участок нашего марафона. ?
      Выбежав на шоссе мы не могли нарадоваться что все тропы с их неровностями, камнями, моренами, перевалами и пр, уже позади. От радости Юра хотел упасть на колени на асфальт и поцеловать его, но подъехавшая машина просто не дала ему это сделать. Водитель отправлялся в Терскол и за небольшое денежное вознаграждение согласился нас подбросить. И вот нам снова везет, нас снова везут. В машине, так хотелось вздремнуть, но не удалось. Водитель рассказывал легенды Кавказа и истории из своей жизни. С ним же договорились о том, что он нас завтра с утра отвезет в Мин.Воды.
      За полчаса благополучно доехали до Терскола, нашли квартиру у Сапиры. Вода в домике была еле теплая, в комнате было прохладно, но теперь у нас была крыша над головой, а это главное. К тому же на улице пошел сильный дождь, а мы сидели в столовой, смотрели телевизор и ели горячий супчик.
      И того мы прошли горный поход 1-ой к.с. состоящий из одного не категорийного перевала, двух перевалов 1А категории сложности и дистанции в 115 км за 57 часов 31 минуту. Маршрут проходил в среднем на высоте 2600 м, максимальная высота 3350 м, средняя скорость 3.8 км/ч.
      В эту ночь мы спали на кроватях :) и было так классно, что проспали подъем. Пришлось нам не завтракая ехать до Мин.Вод.
      В Мин.Водах на базарчике мы купили продукты в дорогу, перекусили в местной пиццерии и купили билеты до Симферополя.
Команда.
Фото на память на привокзальной площади и вот мы уже в поезде и отправляемся на следующий марафон, на приключенческую гонку Х-Крым. Но это уже совсем другая история…