This version of the page http://e-x.com.ua/----q-q (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2011-11-09. The original page over time could change.
Экспедиция к Северному Полюсу "Полярный вирус"
Закрыть

Добро пожаловать!

Введите, пожалуйста, Ваши логин и пароль

Admin Zone
Туры на Кубу
Туры в Мексику
Туры в Доминикану

Кто на сайте:

Сейчас 555 гостей онлайн

Полярный вирус

Говорят, сумасбродные идеи двигают миром. В таком случае можно считать, что мир сделал еще один шаг вперед. По крайней мере, теперь в истории есть такой факт, как теннисный матч на Северном полюсе. Шестеро рязанцев провели его впервые в мире
Наверное, в том, что такое состязание стало первым в истории человечества, ничего удивительного нет: даже если и придет кому-то в голову подобная сумасшедшая идея, реализовать ее не так-то просто. А вот рязанской экспедиции это удалось.
Сам факт, что на полюсе побывала группа, сформированная из жителей одного города, оказался несколько неожиданным. Встречались делегации из Швеции, Бельгии, Канады… И наряду с ними – из Рязани.
Необычный поход в Арктику был посвящен сразу трем юбилеям. И это тоже оказалось неожиданностью. Никто ничего специально не придумывал и не подгадывал, чтобы сделать такое в честь знаменательных дат. Скорее, получилось наоборот. Сначала появилась идея отправиться на Северный полюс. Сформировалась группа энтузиастов, которую возглавил опытный полярник, Герой России Михаил Малахов. В команду смелых вошли: Анатолий Шестаков, Олег Наумов, Александр Шлебаев, Лев Сафонов, Михаил Малахов-младший. Группа получилась разношерстная (и бизнесмены, и руководители предприятий, и депутаты), но, как показал поход, сильная и морально, и физически. Несмотря на разный уровень подготовки, разную мотивировку и, естественно, разные взгляды на жизнь, десятидневное покорение Арктики коллектив выдержал отлично. В группе не было никаких конфликтов, хотя Арктика – серьезное испытание не только выносливости, но и силы духа. Впрочем, обо всем по порядку…
Когда появилась задумка полярного похода и сформировалась группа, идеи, сопровождавшие этот замысел, стали рождаться сами. Сначала вспомнили об областном юбилее – в этом году празднуется 230-летие образования Рязанской губернии. Потом выяснилось, что подоспело еще и 200-летие со дня рождения исследователя-рязанца Лаврентия Загоскина (как говорит Михаил Малахов, Загоскин был «Миклухо-Маклаем Аляски»). А затем выяснилось, что пятеро из шести потенциальных полярников – любители мяча и ракетки, а у российского тенниса в 2008 году вековой юбилей. Так появилась совсем неординарная идея – устроить полярный теннисный матч. Словом, все сложилось как-то само собой. Но одно дело – задумать и совсем другое – воплотить.
Иллюзии сдуло ветром
До своего экстремального похода не все участники экспедиции были хорошо знакомы. Но объединяло их одно: желание отправиться в Арктику. После того как коллеги по походу определились, начались тренировки. В течение полугода шестеро достаточно успешных рязанцев, у которых, как говорится, в жизни все в порядке, свои выходные дни проводили в экспериментальных походах. Вышагивали серьезные дистанции с внушительным весом за плечами, ночевали в палатках в зимнем лесу.
Каждый из них не раз слышал недоуменный вопрос: «Зачем тебе это нужно?!» Действительно, экстрим можно найти проще, благо, сейчас вариантов много – и парашюты, и дайвинг, и кайтинг… Острые ощущения обеспечить себе не так уж сложно. Но идти туда, где реальная опасность на каждом шагу, где от холода просто некуда деться… Это понять сложно.
– Лет 100–150 назад люди шли в Арктику и гибли сотнями. Но все равно шли, – говорит участник экспедиции Лев Сафонов. – Корабль уходил, и никто не знал: может быть, он вернется лет через пять, а может быть, не вернется никогда. Но Арктика все равно всегда притягивала.
Владельца сети спортивных магазинов Льва Сафонова можно считать «полярным теоретиком» – он прочитал массу книг об исследованиях Арктики. На вопрос, откуда такое увлечение этой темой, он отвечает, что ему непонятно, почему у других она не вызывает такого интереса…
– Конечно, я не исследователь, как люди, которые отправлялись туда, бросив все. Но я очень счастлив, что мне удалось хотя бы приблизительно испытать их ощущения, – рассказывает Лев. – В нашем существовании многое поменялось. Машины, техника, качество самой жизни… А в Арктике ничего не изменилось.
Несмотря на отличное знакомство с арктической литературой и хорошую моральную подготовку, реальность все равно превзошла ожидания. Как признаются участники экспедиции, уже на Шпицбергене, откуда стартовал полярный поход, штормовой ветер выдул все иллюзии.
Увидеть самого себя
– Один мой знакомый спрашивал: мол, что может быть интересного в Арктике – сплошная ледяная плоскость! Когда мы высадились с вертолета, погода была ветреная, но солнечная, и перед нами открылась ровная, как стол, поверхность. И так на 360 градусов. Мелькнула мысль, что мой знакомый был прав, – вспоминает Александр Шлебаев. – Потом я понял, в Арктике дело даже не во внешней среде, а в твоих собственных внутренних ощущениях и переживаниях. Как ты себя будешь чувствовать, такой ты и увидишь Арктику. Можно, наверное, даже добавить, что не ты увидишь Арктику, а Арктика тебе покажет самого себя. По крайней мере, рассказы полярников наталкивают на такие выводы.
– Никак не ожидал, что в психологическом плане это будет настолько тяжело, – продолжает Александр.
– В первый день у меня возникла мысль: зачем я сюда приехал? Был момент слабости, причем обрушился он на меня совершенно неожиданно. Вроде бы все хорошо – погода прекрасная, солнце светит, снега нет, наст твердый, сани идут по нему легко… Может быть, подавило осознание того, что холод будет непрерывным, что от него никуда не денешься, что десять дней предстоит не мыться… Даже трудно сказать, что именно навалилось. Вроде бы был отлично готов морально, физическая подготовка тоже серьезная…
Кто знает, может быть, так проявилось воздействие Арктики? Ведь не зря говорят, что она имеет свое, особое влияние на человека.
– Пожалуй, с этого испытания началось самое интересное. – Александр Шлебаев – юрист и ко всему привык подходить взвешенно и рационально.
– Я понял, что от такого моего состояния будет хуже и мне самому, и группе. И начал приказывать своему организму. Конечно, одно дело владеть эмоциями в «мирной» жизни и совсем другое – там, где от этого никуда не денешься, ни на что не переключишься. К счастью, мне удалось, и мой настрой сменился на противоположный. Из состояния подавленности я перешел в состояние некой эйфории. Больше никаких упаднических настроений не испытывал, были только положительные эмоции.
«Просто двигай ногами…»
В первые дни Арктика не преподнесла экспедиции никаких климатических сюрпризов, зато потом погода испортилась. Сильный ветер, снег, пурга…
А задачи перед рязанцами стояли более чем серьезные – ежедневный отрезок пути составлял 20–30 км. Такую дистанцию непросто преодолеть и по равнинной местности, без каких-либо препятствий. В арктических же условиях они – тяжелейшее испытание. Участники признаются: иногда казалось, что идти дальше просто невозможно. Сил не осталось. Совсем.
– Был такой полярный герой – штурман Альбанов. Примерно в 1912–1913 годах их корабль затерло во льдах, и часть экспедиции пошла к Земле Франца-Иосифа пешком. Из 13 человек в живых осталось двое. В воспоминаниях Альбанов писал, что, когда он шел и никаких сил уже не оставалось, у него был выбор – или остаться там, или идти дальше, – рассказывает Лев Сафонов. – И он говорил себе: «Я не могу идти, но я встану и буду идти. Мне нужно встать и просто двигать ногами». Эта фраза там вспомнилась. Когда казалось, что дальше идти невозможно, я повторял себе: «Просто двигай ногами…»
Все участники похода говорят, что организм в тех условиях перестраивается полностью. В какой-то момент ловишь себя на мысли, что начинаешь просчитывать каждое движение. В обычной жизни даже не задумываешься, когда опускаешь руку в карман. А там даже это делаешь рационально. Никаких лишних движений. Максимальная экономия энергии.
Вообще, организм может повести себя совершенно непредсказуемо. У кого-то непредвиденно начали болеть колени, которые никогда не беспокоили раньше. Человек, ни разу в жизни (!) не испытывавший зубной боли, вдруг узнал, что это такое. У кого-то шея начала ныть так, что стало почти невозможно двигаться… Но выход все равно один – просто преодолевать боль. Примириться с ней и идти дальше.
Важные мелочи
Успех экспедиции во многом складывается из мелочей. Но от этих мелочей зависит не только здоровье, но порой и жизнь.
– Первое впечатление об Арктике я получил еще на ледовом аэродроме, где мы встретили возвращающуюся экспедицию. Поразил вид одного из участников – негр с огромной распухшей обмороженной рукой, – рассказывает Лев. – На вопрос, как так получилось, он ответил, что невозможно же все делать в варежках. Я понял, варежки там снимать не буду…
Таких «мелочей» рязанской экспедиции удалось избежать. Все участники в один голос вторят, что, если бы не их «командор», как они называли руководителя экспедиции, ошибок было бы несоизмеримо больше. «Вождь» рязанских полярников Михаил Малахов хорошо известен не только в родном городе. Кстати, доказательством его популярности стал и этот поход.
– Двигаемся по Арктике, и вдруг видим маленькую точку – идет человек, – вспоминает Лев Сафонов. – Оказалось, швейцарец, покоряющий Арктику в одиночку. Когда мы встретились с ним, познакомились и он узнал, что руководит нашей экспедицией Михаил Малахов, то даже поверить не мог. Сфотографировался с ним на память. Так что слава о нашем полярнике разошлась далеко. Когда-то Михаил Малахов вместе с канадцем Ричардом Вебером совершили то, что до этого казалось нереальным. Они дошли от Канады до Северного полюса и вернулись обратно без чьей-либо помощи. Их поход длился четыре месяца. Малахов и Вебер написали книгу об этой экспедиции и посвятили ее своим сыновьям в надежде, что те когда-нибудь поймут сумасшествие отцов… С тех пор прошло 13 лет, и уже в этой, недавно закончившейся экспедиции сын Малахова был вместе с отцом.
– Находиться в той среде это уже счастье, – убежденно говорит Михаил Георгиевич. – А когда ты можешь поделиться этим счастьем с другими, да еще когда сбылась давняя мечта – со мной отправился сын, – это двойное счастье.
Признаться, понять радость от нахождения в той среде довольно тяжело… Путешественники давно дали Арктике определение: «это враждебная агрессивная среда». Это враг, причем враг активный. И главное оружие Арктики – холод, который пронизывает все. Есть и другое расхожее среди полярников выражение: «Арктика хочет тебя убить». Какое-то сомнительное счастье получается. Наверное, понять его, не побывав там, просто невозможно. То, с какими горящими глазами участники экспедиции рассказывают о своих приключениях, подтверждает: счастье в этом все-таки есть…
Чувство юмора не замерзает
Даже о неприятностях – а они в Арктике могут в любой момент обернуться более чем серьезными последствиями – вспоминают со смехом.
– Мы остановились на стоянку в очень красивом месте – таких торосов я потом больше нигде не видел. Погода располагала, и я решил пофотографировать эту красоту, – увлеченно рассказывает Александр Шлебаев. – Не заметил край твердого льда и провалился в воду. К счастью, выбраться удалось быстро, а уж стометровку до палатки пробежал с такой скоростью, какой сам от себя не ожидал. Жалко, никто не замерял – наверняка поставил рекорд, ведь вода там замерзает моментально. Больше всего боялся, что мне скажет командор. А он так спокойно: «Ну, заходи».
Глазами «командора» та же ситуация выглядит несколько иначе.
– Александр опытный, подготовленный человек, и вдруг такое нарушение дисциплины. Тем и коварна Арктика – непредвиденная ситуация может возникнуть абсолютно из ничего. – Михаил Георгиевич знает все арктические особенности не понаслышке – первый раз он оказался в Арктике ровно 20 лет назад (еще один юбилей!), после этого водил на полюс десятки экспедиций.
К счастью, на этот раз все обошлось, и иначе как со смехом об этой ситуации не вспоминают. Правда, Александр сокрушается:
– Я фотоаппарат специально для этой экспедиции купил, чтобы в условиях полярного холода был способен фотографировать. Конечно, аппарат утонул, но его не жалко – жалко фотографии. Таких красивых торосов мы больше не встречали...
Большой отрезок пути путешественникам пришлось проделывать по дрейфующим льдам, практически перепрыгивая с льдины на льдину. На одной из таких переправ депутат областной Думы, руководитель крупного предприятия Анатолий Шестаков упал в трещину. Малахов быстро сориентировался, помог Анатолию выбраться. Тут же на место падения нашла льдина…
«Вы чуть не лишились депутата областной Думы», – пошутил Шестаков. А товарищи ему в ответ: «Другого изберем».
– Чувство юмора не замерзает, – смеется Михаил Малахов. – Без шуток идти было бы сложнее.
Из-за сильного дрейфа продвижение вперед было очень трудным. Многие экспедиции так и не добрались до заветного полюса. К примеру, группа индийских спецназовцев, которая была высажена примерно в четырех милях от полюса, шла долго и упорно. А через неделю ее забрали почти в той же точке…
Рязанцам удалось достичь цели. Какими усилиями – это знают только сами полярники. Как они вспоминают, сил на радость от достижения полюса не осталось совсем. Дойдя, просто упали. Про шампанское, приготовленное для торжественного случая, забыли напрочь. Только утром вспомнили и стали размораживать – все в лучших традициях: шампанское со льдом. Вернее, лед из шампанского. Ведь в Арктике, как справедливо заметили участники экспедиции, с холодильниками проблем нет…
Строгий и суровый учитель
На полюсе природа сделала рязанцам настоящий подарок. Погода была просто замечательная, и теннисный матч удался на славу. Площадка была размечена по всем канонам. Правда, корт был ледяной. Да и играли теннисисты не в шортиках и маечках. Победителями первого арктического теннисного состязания стали Олег Наумов и Лев Сафонов.
На полюсе был водружен флаг Рязанской области, Федерации тенниса России, там же прошла фотосессия. Участники экспедиции принесли с собой портреты рязанцев-путешественников В. Головнина, П. Семенова-Тян-Шанского, А. Авинова, В. Аккуратова, Л. Загоскина, М. Венюкова и фотографировались с ними.
После небольшой передышки на полюсе экспедиция отправилась дальше – к станции «Борнео». Михаил Малахов шутил, что теперь с горки идти будет легче. Впереди снова ждал переход по дрейфующим льдам, прыжки с льдины на льдину. Холод и опасность… Зачем им это нужно? Наверное, ответить на этот вопрос слишком сложно. Но никто из участников экспедиции не жалеет, что решился на это. Они вернулись заметно похудевшими, уставшими, но неподдельно счастливыми. Несмотря на то, что Арктика – среда враждебная.– Все говорят: покорить Арктику, – рассуждает Александр Шлебаев. – А у меня возникает такая мысль – кто мы такие, чтобы ее покорять? Мы сможем ее покорить, только если она нам это позволит. Арктика очень строгий и суровый учитель, который действует весьма жестоко. Но эти уроки идут тебе на пользу. И если ты ее полюбишь, с ней можно найти взаимопонимание.
А еще Михаил Малахов рассказывал, что существует полярный вирус – Арктика тянет к себе снова и снова. Уж кто-кто, а он знает, о чем говорит. Так что вполне возможно, что первый теннисный матч будет не последним.
Зоя МОЗАЛЕВА

www.russkiymir.ru/ru/magazine/052008/index.php?from4=2&id4=3090&i4=17