This version of the page http://www.archives.gov.ua/NB/Comma-2004.2.1.php (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2011-09-13. The original page over time could change.
Comma, International Journal on Archives

COMMA

Comma, International Journal on Archives. - 2004. - No 2.
Редактор Ненсі Барлет, Історична бібліотека Бентлі, Мічіганський університет.

ISSN 1680-1865

Предисловие

"Мы испытываем стыд за эту часть нашей истории, но, тем не менее, это наша история. И она здесь, хранится в наших национальных архивах... Архивы являются решающим звеном, позволяющим нам вернуть наши долги... Они служат мощным форпостом против нарушений прав человека. Мы должны помнить наше прошлое, чтобы не допустить его повторения".

Этим предупреждением лауреат Нобелевской премии мира 1984 года, председатель Комиссии Правды и Примирения Южной Африки господин Десмон Туту закончил свое вступительное слово при открытии 37 Международной конференции круглого стола архивов (СИТРА), которая проходила с 21 по 25 октября 2003 г. в Кейптауне. Министр культуры и искусств Южной Африки доктор Бен Нгумане сообщил на открытии конференции о том, что в Национальный архив переданы документы Комиссии Правды и Примирения.

Пятьдесят лет спустя после появления идеи круглого стола, объединяющего архивистов разных стран1, заседание СИТРА во второй раз было организовано в Африке2. Вся "многоцветная нация" казалась готовой встретить конференцию по теме "Архивы и права человека", так как ее приход к демократии может служить примером такого процесса, в частности, был готов город Кейптаун, потому что именно там работала Комиссия Правды и Примирения.

Все способствовало тому, чтобы конференция стала значительным событием в архивном мире, незабываемом для ее участников: страстные проповеди архиепископа Десмона Туту и первая в истории СИТРА овация слушателей, которые стоя приветствовали его, участие в церемонии открытия бывшего президента Ботсваны сэра Кетумила Мазира и десяти министров стран южной и восточной Африки, которые управляют архивным делом, послание Мэри Робинсон, заинтересованность и стремление к общению участников конференции, теплый прием южноафриканцев, песни колдунов и красота Кейптауна.

Директора Национальных архивов и руководители профессиональных ассоциаций из 70 стран (168 участников) обсуждали важную роль архивов в защите прав человека. Архивисты прямо связаны с этим вопросом в той степени, насколько в архивных документах содержатся доказательства меры ответственности, как первый этап восстановления личных прав и примирения общества.

Первые два заседания были посвящены обсуждению типологии источников, которые позволяют документально подтвердить нарушения прав человека -документов с одной стороны государственных и межгосударственных учреждений, с другой стороны документов международных и неправительственных организаций. Обсуждалось, также, их различное использование - политическое, юридическое, историческое и мемориальное. На третьем заседании затрагивались вопросы сохранения памяти традиционных африканских сообществ.

Сын одного из трех основателей СИТРА Ги Бребан высказал точку зрения юриста на необходимость сближения двух прямо не связанных понятий - понятия архивов и понятия прав человека. Идет ли речь об основных гражданских и политических правах или о праве на получение большей информации, архивы играют основополагающую роль в современном обществе и являются ценным инструментом в правовом обществе.

Известен "эффект бумеранга" архивов террористических режимов: мы понимаем под этим документацию тоталитарных режимов, которая раньше служила подчинению, а теперь служит демократии. Архивы полицейских ведомств и служб сбора информации, архивы вооруженных сил, концентрационных лагерей, все документы, служившие подчинению, теперь будут служить доказательством того, что жертвы режима были объектами жестокого обращения и ограбления, и позволят им добиться справедливости и компенсаций.

Антонио Гонзалес Квинтана лучше всех смог подвести итог за те десять лет, которые прошли после заседания СИТРА в Мексике в 1993 г., где было рекомендовано посвятить специальное исследование архивам служб безопасности бывших репрессивных режимов. Автор вспомнил, как в 1995 г. МСА под руководством ЮНЕСКО были начаты эти исследования3. С созданием Международного уголовного суда развитие юстиции в мире придало вопросу межгосударственный масштаб, который вышел за рамки отдельных стран. Ряд планов был претворен в жизнь, так Луи Жуане, специальный докладчик ООН по вопросу борьбы против безнаказанности, еще в 1997 г. предложил Комиссии по правам человека совокупность Принципов для защиты и развития прав человека путем борьбы с безнаказанностью4. Эти принципы были основаны на коллективных правах, таких как право на знание и то, что из него следует: неотчуждаемое право на правду и обязанность сохранять правду, которая падает на государство с тем, чтобы отражать все попытки необоснованного пересмотра прошлого. Меры, предложенные в отчете Жуане, включали необходимость сохранения и доступности архивов, которые позволяют установить нарушения прав человека. Эти принципы еще не были рассмотрены Генеральной Ассамблеей ООН, но международное право уже многократно на них ссылалось.

Антонио Гонзалес Квинтана показал, насколько важно установить местонахождение этих архивов и сохранить их, также как и альтернативные источники, которые могут восполнить их отсутствие. Важным с его точки зрения является признание в этой области роли архивистов-профессионалов.

Затем Клаус Ольденхаге представил свою профессиональную деятельность по работе с нацистскими и коммунистическими архивами Германии, где последовательно сменились два репрессивных режима, провозгласивших противоположную идеологию. В той степени, в какой эти режимы имели больше общих, чем отличительных черт, опыт работы с архивами первого режима широко применяется во втором случае. Этот опыт позволил в объединенной Германии реализовать меры, основанные на принципе непартийности и равного доступа к архивам. Используя этот уникальный опыт, автор считает наиважнейшим для соблюдения принципа равной защиты и справедливости между правами жертв и правами бывших сотрудников режимов, чтобы именно архивисты, а не политические деятели решали судьбу архивов репрессивных режимов. Он советует странам, оказавшимся в сходном положении, доверить свои архивы уже существующим архивным учреждениям, а не специально созданным структурам.

По этому вопросу произошла горячая дискуссия, так как Антонио Гонзалес Квинтана в свете испанского опыта высказал убеждение, что специальные учреждения располагают большими возможностями, а значит и более эффективны. Кроме подозрений, которые часто справедливо могут вызывать архивные учреждения, они не всегда оснащены силами и средствами, необходимыми для удовлетворения возросших требований, вызванных характером документов. Тем не менее, одна из окончательных резолюций конференции рекомендует официальным властям насколько это возможно передавать такие фонды в публичные архивные учреждения.

На основе опыта Украины Геннадий Боряк проиллюстрировал законодательные и практические трудности, с которыми сталкиваются архивисты при работе с архивами секретных служб5. При работе с документами, чья аутентичность может быть подвергнута сомнению, архивисты столкнулись с новыми этическими проблемами.

В силу исполняемых ими задач трибуналы создают документы, которые касаются нарушений прав человека. Для осуществления функций архивов, участвующих в исполнени и юридических процедур и преследовании виновных, высшие руководители Международного уголовного трибунала в Руанде (МУТР) делегировали Тому Адами право управления архивами. Он рассказал о способах и трудностях работы с юридической информацией в условиях глобализации международного уголовного права. Была внедрена новая система информационного управления архивами, которая позволяет рассекречивать документы и предоставлять удаленный доступ к разнородной документации, отличной по своим источникам, месторасположению и носителям. Это по настоящему новое поле для деятельности архивистов, которое постоянно развивается.

Секретарь МУТР Адама Диенг в своем послании напомнила о сделанных в архивную службу инвестициях и рассказала о тех проектах, которыми могут воспользоваться архивисты и сотрудники учреждений юстиции других африканских стран для продолжения образования. По истечении срока своего существования документы МУТР будут переданы в ООН, но архивные учреждения заинтересованных африканских стран получат их копии.

В странах с устоявшимися демократическими традициями тоже следует провести большую работу. Габриель Нишигучи ярко доказала это на многочисленных примерах нарушений прав членов китайского, японского и украинского меньшинств, взятых из истории Канады XX века. Она призвала архивистов принять сторону слабых и забытых историей людей, в частности, при отборе документов на постоянное хранение.

Во время дискуссии был поднят вопрос о доступе к архивам: архивам бывших колониальных режимов, на примере Франции и Алжира (Абделькрим Баджаджа), архивам Комиссии Правды и Примирения Южной Африки (Этель Кригер). Президент ассоциации южно-африканских архивистов потребовала придать этим комиссиям специальный статус без ограничения во внешних связях. Она призвала Национальные архивы проверить архивы служб безопасности, которые находятся в соответствующих структурах, и вернуться к их селекции для использования в юридической практике. В целом, она призвала архивистов поддерживать и развивать приоритет прав человека в обществе, не упуская из виду, как сказала Мбайе Тиам, что "мы не обвинители и не судьи, мы архивисты".

Второе заседание было посвящено рассмотрению документации международных межправительственных и неправительственных организаций. Глория Альберти и Патрисия Таппата Вальдес напомнили о том, с какой поспешностью в странах Латинской Америки создавались архивы правозащитных организаций, призванных доказать страдания, причиненные жертвам режимов. Эти Архивы страданий включают разнородный комплекс документов и предметов, подлинность и уникальная природа которых составляют их силу. Обе выступившие участницы конференции настаивали, что этим коллекциям угрожает опасность и чтобы сохранить их надо передать под профессиональное архивное управление.

В Чили совместные действия Национального архива и организаций по защите прав человека позволили включить эту документацию в программу ЮНЕСКО Память Мира. В Аргентине восемь неправительственных организаций, составляющих Меmoria Аbiertа, реализовали программу управления собранных ими документов и дополнительно созданных источников с устными воспоминаниями участников и свидетелей событий. В конце 2003 г. уже после окончания конференции СИТРА в Кейптауне была создана специальная организация Национальный архив памяти. В отличие от Главного Национального архива, эта общественная организация имеет целью сохранение, управление и распространение архивных документов, которые доказывают нарушение фундаментальных свобод.

Международные организации также располагают документами, которые могут облегчить поиски правды. Джордж Виллемин показал, в каких пределах архивы Международного Комитета Красного Креста могут способствовать процессу восстановления личных прав жертв военных конфликтов и сохранения коллективной памяти.

На примере Фонда Форда Алан Дивак показал работу международной неправительственной организации, главная задача которой заключается в защите прав человека. Две программы позволили Обществу Мемориал в России и сети неправительственных организаций в Латинской Америке получить поддержку для защиты своих архивов, о непрочности которых было ранее заявлено. Фонд Форда также помогает североамериканской неправительственной организации National Security Archive сделать доступными государственные секретные документы путем систематического использования закона о свободе информации.

Было обсуждено большое количество вопросов. Как примирить поиски правды и право на защиту частной жизни? Как совместить обязанность помнить и право забыть? Как обеспечить защиту остро востребованных документов на чувствительные для общества темы, нового использования которых можно опасаться в любой момент? Как защитить архивистов, которые выполняют свою" работу в сложных и подчас опасных условиях? На столь деликатные этические и профессиональные вопросы не могло быть дано ответов, многие участники высказали пожелание вернуться к ним в будущем. Для Патрисии Вальдес состояние архивов в стране является отражением степени ее демократизации. Была признана необходимость дальнейшей работы с неправительственными организациями в плане побуждения их принять на себя заботу о своих архивах.

На третьем заседании говорилось о памяти традиционных африканских обществ. Было продолжено обсуждение вопросов устной истории, начатое на предварительном заседании конференции в Претории6. Идрисса Янсамбу представила проекты по сохранению старинных арабских и аджамийских рукописей, которые в настоящее время хранятся в плачевных условиях. Память нигерийских народов равным образом заключена в устных источниках, которые стали объектом работ по программе их сбора и оцифрования. Генри Бредекамп заявил, что "слово является мощным политическим инструментом", и сообщил о проекте записи опыта народа Гриква, который был выселен режимом апартеида с занимаемой территории. Программа устной национальной истории Национальных архивов Южной Африки направлена на заполнение нескольких пропусков, которые стали результатом внутренней политики колониального режима и режима апартеида. Гость конференции Грэхем Домини рассказал о совместном проекте Южной Африки и Мали с целью обеспечить защиту средневековых рукописей Томбукту.

Мбайе Тиам говорила о праве на информацию в странах присахарской Африки, она начала с примера Сенегала, где правительство начало предпринимать меры для облегчения доступа к архивным документам. Она высказалась в пользу реализации целой системы мер по доступу к информации, которая должна быть подкреплена мерами по управлению административной документацией в учреждениях. Автор подчеркнула, какие выгоды из этого может получить государственное управление в плане обновления и развития. Во время, когда в странах присахарской Африки происходит переход к демократии, желательно применить эти меры и во франкоговорящих странах Африки.

Собравшиеся в рамках конференции министры, ответственные за развитие архивов в странах южной и восточной Африки, приняли "Декларацию об африканских архивах". В Декларации подчеркивается важность африканского документального наследия и необходимость для Африки создания условий для обеспечения сохранности и управления письменными и электронными документами. В рамках "Нового соглашения о развитии Африки" Африканскому Союзу рекомендовано создать Комитет для поддержки архивного сотрудничества в Африке и реализовать программу действий в пользу архивов, "необходимой для демократии службы", как сказал южноафриканский министр искусства и культуры.

В заключительных резолюциях участники конференции призвали африканские правительства проводить обновление государственного аппарата для реализации программы управления государственной документацией при соблюдении правил должного управления и гласности. Они отметили основополагающую важность архивов, особенно в странах, переходящих к демократическому правлению, "как основы прав жертв на получение компенсаций, как основополагающего элемента коллективной памяти, как инструмента выявления ответственных за нарушения прав человека и способа примирения и установления всеобщей справедливости".

Было решено продолжить дискуссии путем реализации ряда проектов, призванных привлечь общественное внимание к обсуждаемым вопросам. В частности, состоялось решение облегчить использование архивов, усилив к ним интерес, путем обращения к властям шире распространять информацию об их существовании. Многочисленные источники из государственных или частных архивов, в которых имеются сведения о покушениях на права человека, будут собраны в международном справочнике под эгидой Международного Совета Архивов. Участники согласились в том, что следует добиваться создания премии "Архивы и Права человека" и организации передвижной или виртуальной выставки по этой теме.

Принятые решения представляют собой программу работы на ближайшие годы, Бюро СИТРА будет способствовать ее реализации, также была создана специальная рабочая группа для обеспечения координации действий и воплощения этих проектов в жизнь.

Трехгодичный цикл, который был начат в 2001 г. в Рейкьявике и продолжен в 2002 г. в Марселе, окончился в Кейптауне. В результате ярко проявилась жизненная важность архивов для граждан и общества. Конференция в Кейптауне, это не завершение процесса, это - его начало, так как много вопросов еще надо решить в будущем. Она породила ожидания, которые, надеемся, не будут обмануты, и поразительную динамику в развитии.

Мыс Доброй Надежды оправдывает свое название. Будем же хранить дух Кейптауна. Будем же хранить место наших надежд.


  1. В предисловии к материалам первых трех заседаний СИТРА Шарль Бребан рассказал, при каких обстоятельствах в 1953 г. родилась идея СИТРА. Первое заседание было проведено в Париже в 1954 г. Шарль Бребан и Робер-Анри Ботье, Полезный для истории Круглый Стол, Париж, 1958.
  2. В 1976 г. заседание СИТРА собралось в Найроби в Кении.
  3. Антонио Гонзалес Квинтана "Архивы служб безопасности бывших репрессивных режимов", ,Janus, 1999, N1 (на франц. яз) и он же, "Архивы служб безопасности бывших репрессивных режимов", Janus, 1998, N2 (на англ. яз).
  4. Е/СH.4/Sub.2/1997/20/Rеv.1
  5. Геннадий Боряк выступил на заседании СИТРА в Марселе в 2002 г. и он согласился приготовить сообщение без оглашения его на заседании конференции. Редколлегия СИТРА приняла решение опубликовать его, так как оно полностью вписывается в тематику конференции.
  6. Предварительные заседания конференции проходили в Претории с 13 по 17 октября 2003 г.
    Решения опубликованы на английском и французском языках на веб-сайте МСА: www.ica.org/

Перрин Канаваджо
Секретарь СИТРА


На початок