This version of the page http://www.vydrin.com/express/170981/ (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2011-07-06. The original page over time could change.
Не хочу каркать / Экспрессия / Дмитрий Выдрин. Персональный сайт





ЭкспрессияСтатикаИнтервьюФорумОnline-чат   

  
28 мая 2011
Тимошенко нужно постареть

17 мая 2011
Свой катарсис Кучма уже прошел

10 мая 2011
В прямую кишку даже демократии не стоит заглядывать слишком часто

22 апреля 2011
На каком-то этапе беспредел можно победить только беспределом

19 апреля 2011
Дмитрий Выдрин: Мы стали карликами - экономическими, геополитическими, и карликами моральными

31 марта 2011
Седьмой элемент

28 марта 2011
Никакой Билл Клинтон Кучме не поможет

28 марта 2011
Выдрин вернулся в политологию из совбеза и рассказал о треугольном гектаре

09 февраля 2011
Я розділяю політичних діячів на лідерів, вожаків і гапонів-провокаторів

27 декабря 2010
Главный инстинкт власти - задушить головастика

ЭкспрессияСтатикаИнтервьюФорумОnline-чат   

11 апреля 2009

Не хочу каркать

#Версия для печати


Политолог Дмитрий Выдрин Указом президента Виктора Ющенко был назначен заместителем секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины. Это кадровое новшество одними наблюдателями было воспринято как повод говорить о стягивании в СНБО стратегов, чтобы, в случае чего, ввести президентское правление. Другими – о сигнале России касательно улучшения отношений: у Выдрина там много друзей на высшем уровне, и о том, что круг сторонников президента сузился окончательно и бесповоротно, раз в госчиновники призван автор слова «политтехнолог», работавший в этом качестве и на других президентов, и на кандидатов. Сам Дмитрий Игнатьевич на новом месте еще не в полной мере изучил высоту данного статуса: в свое время, когда он был советником Кучмы, с этим было проще. Зашел в кабинет, там графин с водой, вокруг шесть хрустальных стаканов, больше – только у самого президента. Интервью «Профилю» – первое в его жизни, которое Дмитрий Выдрин попросил прислать на согласование – положение обязывает...

 

Дмитрий Игнатьевич, поделитесь, в чем, все-таки, суть Совета национальной безопасности и обороны? То его называют альтернативным Кабмином, то тайным силовым ведомством на случай чрезвычайных мер…

 

Помните притчу, когда слепые трогали слона за разные части тела, и каждый представлял его по-разному? Возможно, каждый сотрудник СНБО, отвечающий за определенное направление, скажет по-своему. Почему я с удовольствием дал согласие работать в СНБО, может, не в лучшее время? Да потому, что для меня СНБО в идеале – это качественная аналитика. Одно дело, когда я провожу аналитику, как независимый политолог, – за это меня мой читатель может поблагодарить, и все. Здесь же по результатам и даже мотивам твоей аналитики могут быть приняты решения, которые в силах повлиять на судьбы людей. При этом аналитика должна быть, во-первых, правдивой, во-вторых, эффективной. Иначе это просто трескотня и пропаганда. Короче говоря, по своим и качеству, и структуре аналитика должна быть адекватна сложности изучаемого объекта. Это так же, как социальный протест общества должен быть адекватен уровню недовольства: не должно быть «купленных» майданов, протестов… Так и не должно быть «купленной», приспособленной к чьим-то сугубо личным вкусам аналитики.

Честно говоря, для меня это новый вызов. Если раньше я мог говорить по памяти (цифры, факты), теперь придется каждую логическую цепочку выверять, испытывать на прочность. Кроме того, если сравнивать, то правительство, по определению – это орган больше тактических, а не стратегических решений, в СНБО же должна преобладать, на мой взгляд, стратегия. То есть это инструмент для разработки и проведения в жизнь стратегических планов и решений, принятых на основе высококачественной аналитики.

 

Предложения президента по радикальным изменениям Конституции, внесенные в парламент, были названы его оппонентами политтехнологией, примененной ради возможности упрекнуть парламент в недееспособности…

 

Президента можно обвинить в чем угодно, но не в том, что он «технологичен». Если бы он был «технологом», то все было бы по-другому, начиная от его рейтингов и заканчивая отношениями с некоторыми людьми и странами. Глава государства действует, скорее, в режиме морального императива. Если свести все, что сказал президент, в краткое изложение, то это было, может, несколько романтическое для нашего жесткого и утилитарного времени желание сделать три вещи: дать людям землю, собственность и власть. За последние годы потихоньку произошло отчуждение людей от всего того, за что они боролись. Три главных президентских месседжа: во-первых, аграрная реформа; во-вторых, акцент на мелкий и средний бизнес; в-третьих, двухпалатный парламент в совокупности с админреформой и восстановлением мажоритарных принципов. Теперь подробнее.

Контуры аграрной реформы: селянин должен получить землю. Четыре раза Ющенко вносил соответствующие предложения, и четыре раза парламент накладывал на них вето. Не знаю ни одного фермера в Украине, который без проблем создал 1000-гектарное хозяйство, без трудностей снимает и продает урожай и радуется жизни. Но я знаю депутатов, которые подзаконно в фактическом владении имеют по миллиону гектаров, засорили и запустили эти земли до крайности и именно они эти инициативы президента каждый раз тормозили.

Второй главный месседж – акцент на мелкий и средний бизнес. Раньше был акцент на крупный и сверхкрупный бизнес, и Украина превратилась в феодальное общество. Существуют несколько крупных феодалов, и есть, извиняюсь, «шелупень», которая обслуживает их замки – массажистки, охранники, водители, личные политические партии и так далее. Кризис – удачное время для сильных радикальных решений. Либо мы создадим настоящий мелкий и средний бизнес, либо умрем как государство. Кризис – это хаос, сравнимый с глобальным изменением климата. Думаю, сейчас вымрут, как мамонты, и крупные земельные латифундии, и крупные финансово-промышленные олигархические группы. А «мелкие животные» мобильны: они находят новые ниши, шуруют себе по зернышку, и главное – для их выживания не нужны крупные оборотные средства…

 

Почему все эти предложения Виктора Ющенко прозвучали только сейчас?

 

Может быть, так сложились обстоятельства. Я люблю приводить пример, когда любящий муж после десяти лет совместной жизни вдруг бьет жену сковородкой по голове, а потом объясняет: «Понимаете, жена стояла ко мне спиной, а у меня в руке была сковородка, а сзади открытая дверь. Я понял, что больше такой возможности мне в жизни не представится». Вот и сейчас, наверное, сложились обстоятельства, когда можно провести эти инициативы в жизнь. Шучу, конечно. Но главное «окно возможностей», как ни странно, дает сегодня кризис.

 

По крайней мере, на сегодняшний день идея двухпалатного парламента депутатами не воспринята…

 

Двухпалатный парламент – аналог конкурентной экономической жизни, только в политике, поскольку это повышение уровня конкуренции в политике и парламенте. Меня приглашали экспертом, лектором в два десятка парламентов: азиатских, европейских, США. И, как политолог, могу сказать, что качество работы двухпалатного парламента выше однопалатного. Там сильнее конкуренция, состязательность, ревностное отношение друг к другу. Почему во всем мире разделяют разведку и контрразведку, почему ФБР всегда конкурирует с ЦРУ? Точно так же и две палаты будут конкурировать между собой, повышая качество общей работы.

Но украинский парламент сегодня превратился в громадную оффшорную зону. Конечно, он в свою среду не впустит никакую конкуренцию. В буфете или в кулуарах депутатов находится больше, чем в зале. У них все классно. В парламенте ты решаешь вопросы управления своей собственностью, встречаешься с бизнес-партнерами, делаешь себе пиар и пьешь хороший кофе на порядок дешевле, чем в ресторане напротив. Все парламентарии читали книгу «48 законов власти» и помнят главный закон власти: «Всегда все делай для себя, но делай вид, что стараешься для своей организации или партии».

Этот «парламент» – не парламент. Это набор политических штабов будущих кандидатов в президенты. Эти штабы не способны работать в режиме законодательного органа, как и нынешнее правительство, тоже являющееся, по сути, громадным избирательным штабом, не способно работать в режиме правительства. Поэтому идеально будет переизбрать парламент по новым избирательным законам, ввести мажоритарную систему. В настоящий момент уже есть консенсус элит по введению открытых списков, а лучше – смешанных выборов.

 

Ваш прогноз: будут ли в итоге одновременно парламентские и президентские выборы, как того требовали блокирующие трибуну парламента представители Партии регионов, и на что они получили согласие Виктора Ющенко?

 

Думаю, да. Однако только согласятся на одновременные, а де-факто состоятся сначала парламентские, потом президентские выборы, потому что иначе Конституционный Суд должен будет наступить на горло собственной песне и закону.

 

Будет ли Ющенко баллотироваться сам или, осознавая уровень своего рейтинга, сделает ставку на ту же Раису Богатыреву, главу СНБОУ? А, может, назовет преемником Арсения Яценюка…

 

Это никому не известно. В характере президента существуют определенные «точки Ч», когда он принимает решения. И никто их не знает. Что касается того, насколько Ющенко осознает состояние своей команды, наличие рейтинга… Наверное, у него своя шкала ценностей, как у любого другого. У меня, к примеру, она социологическая, у вас – журналистская, а у него она состоит, скорее, из культурологически-моральных критериев. Может быть, по этой шкале ему видится все иначе. Каждый видит свою гамму цветов, и я не знаю, в какой представлен президенту наш бренный мир.

 

Кого считаете кандидатами на пост следующего главы государства?

 

Формально их будет много: Янукович, Тимошенко, Ющенко, Яценюк, Симоненко, думаю, также Семиноженко, Семенюк, Тягнибок, Грач, два-три мэра. Однозначно – больше десяти человек.

 

Сейчас наступил так называемый кризис среднего возраста у целого поколения, которому около сорока, так и не сумевшего прийти во власть…

 

«Мальчики» сами виноваты. Большинство из них проскочили период зрелости, не половой, конечно, а политической: они сразу из «вьюношей» стали молодыми старичками – по своей капризности, брюзгливости и инфантильности. Эти «мальчики» сами не захотели быть взрослыми. Они испугались быть таковыми: идти за кого-нибудь стенка на стенку, брать на себя собственную ответственность и чужую вину, если нужно, – то есть делать то, чего не боялись когда-то «шестидесятники».

Хотя вопрос поколений – это не только вопрос механики и возраста, – это кодекс, который есть в людях. Помните, в Германии был период, когда старый Ко́нрад Аденауэр возглавил страну и в 87 лет стал вести абсолютно молодую политику? Поэтому надо находить людей не по количеству лет, а по миссии.

 

Прогнозы взлета популярности Олега Тягнибока и его радикального национализма имеют под собой основания?

 

Я лично знаю Тягнибока, и, как ни странно, у нас взаимоуважительные отношения, хотя мы являемся практически абсолютными оппонентами. Недавно мы встречались, пили кофе, говорили о политике, об идеологии. И сошлись во мнении, что намного проще общаться с людьми, у которых разное мировоззрение, но они его не меняют.

 

Когда я был в БЮТ, часто получал задания выйти в эфир и назвать вором такого-то человека, а в другой программе – этого же политика нужно было назвать кристально честным. Тогда я взбунтовался и сказал, что не могу колебаться с амплитудой раз в сутки.

С Тягнибоком можно спорить, и для меня он комфортный оппонент, поскольку он всегда константен по отношению к самому себе. А вот с противниками, которые постоянно меняют свои симпатии, взгляды и мировоззрение, очень сложно. В основном же наши политики – спонтанные идеологи с очень коротким идеологическим резонансом, с резиновыми улыбками и взглядами.

 

Вы были одним из тех, кто придумал для БЮТ эмблему – красное сердце. Сейчас для кого-нибудь у вас есть идеи?

 

Это преувеличение, что я выдумал какую-то эмблему – просто в это время гулял рядом. Вообще, я не создаю бренды, значки и логотипы на авторучки. Вот лозунги иногда придумываю, и сейчас кое-что уже есть, но пока не могу сказать, что именно и для кого. Это, конечно, не военная тайна, но политико-коммерческая.

 

И все же, есть ли у президента Ющенко хоть какой-то козырь в рукаве?

 

Если у политика нет карт, надо выходить из-за карточного стола. Когда он остается за столом, то какие-то карты держит. Как они сыграют, сложно судить. Когда я уходил от Кучмы, один из руководителей Секретариата сказал: «А чего ты так много каркал? Вот сыр-то и выпал…» Надеюсь, под «сыром» он подразумевал не убитую служебную «Волгу», а возможность влиять на ход вещей. Так что и сейчас не хочу каркать.

 

Может ли на выборах быть сюрприз – приход какого-то неожиданного человека?

 

Могут быть сюрпризы, причем как крайне негативные, так и нежданно позитивные. Выборы – это политический праздник сюрпризов. Поэтому они и интересны.


Профиль


#Версия для печати


  

Использование материалов только с разрешения автора. Автор фотографии - Александр Лобанов. Ответственный контент-редактор проекта vydrin.com - shamnata@mail.ru
Все права защищены © 2000-2011
Дмитрий Выдрин