Прелюдия к действию

1.02.2009 - Елена Маркосян

Есть много причин, которые вынуждают меня написать эту статью. Но главная из них - это каменные лица, сцепленные зубы и тяжесть взглядов людей, идущих навстречу. За какие-то пару лет мы снова перестали улыбаться. И, чем дальше в историю уходит декабрь 2004 года, тем больнее вспоминать Майдан. Эта боль растет и ощущается всеми, независимо от того, на чьей стороне мы были и были ли вообще активными участниками тех событий. Разочарование, усталость и безысходность читается сегодня в наших глазах, а еще, вопрос, - «что дальше?».

Успокоительные «песни» политиков и экспертов не про нас, а про то, что в России нет свободы слова, а Америка, вообще, скоро развалится, не успокаивают. Потому что мы знаем наверняка – непобедимо то государство, для которого достоинство нации - ценность и цель развития. И непобедима та нация, которую составляют люди, способные радоваться успехам друг друга. Россия и Америка умеют улыбаться и дорожить единством. Украина - нет. Наш президент (взявшись олицетворять нацию) то молится, то общается с нами у могильных плит и памятников прошлому. Наш премьер в перерывах между бесконечными изобличительными спичами, разводит руками, и спрашивает: «Так що ж мені робити?». А спикер парламента притих в поисках смысла своей необходимости. Но это они – власть. А мы? Мы недовольно ворчим в уши друг друга. Нам очень удобно обвинять власть во всех наших проблемах. Так и сосуществуем. Мы живем по сценариям власти, а она самоутверждается в своей значимости. Она великолепна и красноречива, и мы даже не хотим замечать, как ловко и планомерно она уничтожает свободу и волю каждого из нас.

Кажется невероятной та быстрота, с которой политические вожди предали нас. В дни Майдана мы встали друг против друга, чтобы победили «наши». Но как только они победили, оказалось, что «наших» в той борьбе просто не было. Мы наивно верили в то, что ОНИ вместе с нами и за нас, а оказалось, что ОНИ были и остаются властью для себя и за себя. И борются между собой не за нашу свободу, а за власть над нами. Есть признаки, объединяющие их в дружную семью политических близнецов: дорвавшись до микрофона, они, как правило, не могут остановиться. Говорят, говорят и говорят, не в силах кого-либо слушать. Никого не слышат и не могут отвечать на вопросы. Они способны только на монолог и предпочитают вопросы задавать. Делают это мастерски, ставя в тупик любого, кто осмелился усомниться в их правоте и величии.

Все чаще наши телешоу демонстрируют «монологи». На «Интере», на «Украине», на ICTV, на всяком другом телевизионном и радио канале, перекрикивая друг друга, политики отрабатывают на организованной массовке аргументы и технологии митинговой убедительности. А премьер вообще либо вещает в студию с телеэкрана, как это делают приглашенные гости из других государств, либо приходит в прямой эфир при условии, что туда не приглашают экспертов, способных сформулировать вопросы по теме. Для нас создали качественно новый выбор - хочешь смотреть «свою» правду - смотри тот телеканал, на котором показывают любимых политиков. Просто смотри - и все. Слушай, внимай поток сознания вождей. Им так очень удобно.

Как сало и путевки в Турцию

Сегодня журналистику Украины можно не называть четвертой властью. Слово «четвертая» утратило смысл. Это уже не четвертая, а просто власть. Сращение состоялось. Сначала бизнес и власть создали политическую корпорацию, а потом на принципах партнерства и взаимопомощи скупили СМИ. Оказалось, что наши средства массовой информации очень доступны. Продаются и покупаются точно так же, как сало, заводы и путевки в Турцию. Хотя если вдуматься, то украинские СМИ ничего не стоят в системе, которая не превращает журналистов в послушных роботов. Наши СМИ стоят. И недешево. А это значит, что телеканалы и газеты – это не глаза и уши общества, а интеллектуальная плантация, на которой денно и нощно трудятся рабы, оправдывающие бессмысленную и, по сути, аморальную работу необходимостью что-то делать, где-то жить и, вообще, не умереть с голоду. Телевидение производит деньги, газеты – политику, радио – стеб по любому поводу. И все это для того, чтобы мы не сошли с ума от безысходности и вместо вопроса «что дальше?» не озадачились вопросом «что делать?».

Украинцы честно боролись за свободу слова, искренне гордились тем, что оранжевая революция поставила жирную точку в информационной диктатуре. И что же имеют сегодня? Сегодня в Украине свобода слова есть, но только для богатых и власть имущих. И в этой «свободе» столько лжи, что правда становится неожиданным и дерзким исключением. Простого человека не стало в информационном потоке, рассказывающем о жизни страны и общества. Он присутствует только в криминальных сводках программ ТВ и газетных статьях, рассказывающих об ужасах будней. Депрессивное телевидение, желтая пресса – вот во что выродилось основное завоевание оранжевой революции. Каменные лица, сцепленные зубы и отсутствие радости, - вот чем стали пламенные революционеры, стоявшие на Майдане в декабре 2004 года. Шли за свободой, а стали рабами. И ощущая это рабство, как боль, стараются не смотреть в глаза друг другу.

В 2001 году, когда падали американские небоскребы, собственный корреспондент телеканала Интер вел репортаж с места событий. Когда началась война в Афганистане, журналист Цаплиенко был в районе боевых действий и рассказывал о происходящем в прямом эфире. Когда на Ближнем Востоке началась война и погиб наш журналист, мы помнили, что он снимал войну и дал нам увидеть, что там происходит. А сколько за последние два года вы видели прямых репортажей с мест событий, сделанных журналистами наших телеканалов? Разве Грузия находится так далеко (дальше Америки и Ирака), что ни одна украинская телекомпания не смогла отправить в зону конфликта своих журналистов? Чьи репортажи мы смотрели? Кто рассказывал нам о происходящем?

А Севастополь? Он что, тоже так далеко, что ни у одной телекомпании не нашлось времени и возможности показать, как встречали севастопольцы американские и русские корабли? Может быть, это никому не интересно? Может, стоило, все же, взять интервью у американских моряков, которые отказались даже в автобусах проехаться с экскурсией по городу морской славы? Ну, понятно, они не решились сойти с кораблей, увидев, как их встречали. А кто не решился об этом рассказать всем нам? На мой вопрос журналисты ответили, что брать новости иностранных телекомпаний дешевле... Дешевые американские и русские новости. Дешевле украинских. Взял чужое видео, перевел чужой текст и пустил в эфир. И все молчат. А Власть монопольно вершит свою информационную политику. Ей конкуренты не нужны.

Так и хочется сказать журналистам, редакторам, операторам и пр., - «Зачем вы участвуете в этом спектакле? Зачем вы делаете его, оценивая свой талант и труд не умом и сердцем, а деньгами и амбициями?». Но не могу выговорить эти слова, потому что знаю – это не вся правда. Правда в том, что мы - нация без достоинства, потому что позволили бизнес-корпорации под названием «государственная власть» стать нашим работодателем, диктатором, судьей и палачом. Не мы, а она устанавливает для нас цены, пишет правила, диктует условия, контролирует и судит. Не себя. Нас. Она сделала невыгодным труд, творческий порыв, коммерческую предприимчивость и порядочность как таковую. Поэтому теперь не только в СМИ (кому бы они ни принадлежали), а и в Кабмине (кто бы его ни возглавлял), и в аппарате парламента и президента (кто бы там ни сидел), и в банках, и в массовках политических шоу, везде работаем мы, - не политики, а граждане, ставшие населением. Его среднестатистическим «срезом». Работаем на власть и для власти.

Барыга с гербовой печатью

Государство Украина сегодня - это огромная коммерческая структура, имеющая возможность так пользовать всех и каждого из нас, что ей неважно, сколько стоит газ на входе, доллар в банке, слово в СМИ. Неважно, потому что у нее есть деньги. Наши деньги, которыми она торгует и торгуется, создавая себе ресурс за ресурсом. 450 долларов за тысячу кубов газа на входе и вполовину меньше внутри страны. Для бизнеса. И для коммунальной сферы. А для нас? Ведь все равно мы оплатим 450 НДС транспортировка к дому. Оплатим по-любому. В каждом кусочке хлеба, воды и колбасы будет эта разница компенсирована, потому что иначе не может быть. Потому что цена не может сама по себе стать вдвое ниже. И вопрос, - откуда такая разница в цене, - не риторический. Это вопрос по существу.

Понятно, что Кабмин газ где-то возьмет, тут продаст, там смешает, потом перепродаст... Но давайте разберемся, чем же занимается государство и что это за государство, если оно способно публично афишировать свою коммерцию? На каком основании оно вообще занимается коммерцией? Почему оно этим занимается? А, главное, зачем? Ответ прост - оно этим занимается только для того, чтобы мы оставались рабами. Ведь в государстве коммерцией может заниматься либо гражданин, либо власть. Даже депутатам запрещено совмещать коммерческую деятельность с мандатом. А государству не запрещено? Оказывается, не запрещено.

Кто мы все в сравнении с этим коммерсантом – барыгой с гербовой печатью? Никто. Наша собственность – ничто, наш труд оценен в копейках. Если мы вне системы, даже деньги наши не стоят ничего. Фирташ купил газ, а государство сказало – это мое. И все. И все молчат, в то время как из него делают главного врага украинского народа. Молчат банкиры, промышленники и предприниматели. Молчим мы. Надеемся, что нас не коснется? А если ему завтра понадобится зерно, масло, земля? А памятник голодомору про что? Тогда власть решила, что «зерно – мое, сало – мое, крупа – моя, а землю можно кушать». Голодомор – это результат всесилия безответственной власти над человеком и игнорирование его прав на жизнь, свободу и собственность. Украина похоронила миллионы людей под громкие лозунги о политической необходимости. Памятники погибшим, власть поставила. Уважать нашу свободу и собственность не собирается. Куда пойдем, когда кризис оставит нас без тепла и еды? К памятникам? Вопрос риторический, но не праздный. Потому что без возможностей становиться богатыми она нас уже оставила.

Вранье как кровь и кислород

Власть кричит нам, что не виновата в кризисе. Виноват кто-то там далеко. Это он, неведомый и далекий перестал покупать продукцию наших заводов. Кричит, вещает, объясняет формулы и рисует графики своей невиновности. Не хочет слушать и слышать, как все громче во всем мире произносят роковой диагноз этому кризису. Это кризис отношений. Кризис доверия. Кризис отсутствия целей развития, которые не могут быть описаны объемами импорта и экспорта. Власти очень невыгодно слышать такое. Потому что бизнес-корпорация под названием «государство Украина» сделала вранье и шулерство «кровью и кислородом» своего организма и уничтожило доверие как понятие чего-то реального и возможного. И чем больше оно обрастает ресурсами, тем больше ощущается вакуум доверия между нами. Пружина сжимается. Каждый день.

А мы смотрим по сторонам и пытаемся из властной колоды выбрать новых и молодых политиков, кто не так надоел, как другие и подает надежды честности и профессионализма. Снова готовы верить и ждать избавления от кого-то. Готовы, потому что нам страшно. Мы боимся замерзнуть, боимся, что нечем будет кормить детей, начинаем бояться друг друга. Мы боимся жить в полную силу с высоко поднятой головой и достоинством в глазах, потому что власть с экранов телевизоров и страниц газет рассказывает о том, как все у нас плохо, как мы грабим друг друга в маршрутках, как убиваем за двадцать гривен. А депутаты вносят на рассмотрение парламента закон о свободной продаже оружия. И что будем делать? Начнем вооружаться? Можно, конечно и вооружиться, но…. Все это уже было. Раскол нации на два лагеря, гражданская война, репрессии и семьдесят лет жертвенной истории. Только с мозгами Шарикова и Швондера можно увидеть в этом перспективу. Но в таком будущем ее давно нет. Есть только должности для тех, кто испытывает врожденную потребность душить людей с человеческим, а не собачьим менталитетом.

Что делать?

У меня нет готовых рецептов, как выйти из этого «замкнутого круга». Хотя, все мы знаем, что безвыходных ситуаций не существует и самым простым выходом всегда есть тот, который очевиден и кажется нам неприемлемым. В данном случае – это путь отказа от отношений с государством. Идти этим путем, на первый взгляд, невозможно и страшно. Не платить налоги, не возвращать кредиты, не покупать ширпотреб, не врать себе и не менять свой труд, ум и душу на престижную тачку, модную тряпку и высокую должность. Первый вопрос, - а как же пенсии, зарплаты, пособия детям и инвалидам? А я вам отвечу – никак! Если станет худо, то нужно сбросить с себя спесь, повернуться лицом друг к другу и выйти на Майданы городов и поселков не с протестами и митингами, а с тем, чем мы сможем поделиться друг с другом. Кто деньгами, кто вещами, кто продуктами, кто лекарствами, кто песнями. Потому что главная наша задача – не выстоять, а выстроить новые отношения, чтобы ощутить себя достойными людьми. Научиться просить и дарить, любить и верить, радоваться успехам кого-то, так же сильно, как победам собственным. Без оружия, без пьянства, без корысти и недоверия.

Ведь смогли же в 2004 -м не скатиться к поиску собутыльников на Майдане! И если сможем это повторить, то станем нацией достойных людей. Родим новую страну, в которой ни одна политическая бизнес-корпорация существовать не сможет. За восемьдесят дней такого Майдана мы уничтожим власть, которая существует только потому, что мы боимся стать свободными. Я не призываю к действию. Нам не свойственно действовать. Я предлагаю вам подумать об этом. Не исключено, что власть сама, в экстазе самоуничтожения, подтолкнет нас к такому шагу. А мы с вами - не ВЛАСТЬ. Во власти нет ничего, что стоит нашего противостояния друг к другу. Мы никогда не победим эту бизнес-корпорацию, если возьмемся поддерживать хоть кого-то из ее рядов. Поэтому, без страха и паники нам нужно осознать неизбежность грядущего выбора. Выбора между властью и собственным достоинством.

Версия для печати

    Другие новости    

Бывший мер Москвы ищет страну для постоянного проживания

Подробнее


Профессора надеются, что студенты защитят их от реформы

Подробнее


"Свобода" заметила, что силовиков Украины интересуют ее деньги

Подробнее


Украинские политические сайты становятся советскими...

Подробнее


Российский Суд ликвидировал украинскую автономию

Подробнее


Случай с одесским гаишником совпал с закрытием украинской службы Би-Би-Си

Подробнее


Кто-то получит 124 миллиона долларов на демократизацию Украины

Подробнее


Белорусская оппозиция не опровергает документы, обнародованные КГБ

Подробнее


Украина готова учить других укреплять правосудие и безопасность

Подробнее


Китай купил американский банк

Подробнее


Украина не "ТЕ" даты не отмечает

Подробнее


В Украине снова запускают новый политический проект

Подробнее


Оппозиция продолжает душить предпринимателей в тисках своей "любви"

Подробнее


Белоруссия перестала покупать украинское пиво

Подробнее


Она - просто дружит, а они - лежат и манипулируют

Подробнее


Давайте поймем ЕГО правильно!

Подробнее


Выборы еще не скоро, а власть уже начинает бороться с потенциальными конкурентами.

Подробнее



Все новости










  2003-2011 Редакция "Сорока"
  Разработка и дизайн - УРА Internet
  При использовании материалов ссылка
  на www.40a.kiev.ua обязательна.

Разработка сайта в Киеве