This version of the page http://www.archives.gov.ua/ArchUkr/KZ-2.php (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2010-05-13. The original page over time could change.

Родился я на Киевщине

В Государственном музее искусств им. А. Кастеева хранится картина "Жамбыл Жабаев и Дина Нурпеисова*" (1946). Художник их изобразил на фоне величественного горного пейзажа. Эта картина считается в изобразительном искусстве Казахстана одной из лучших воплощений образов Жамбыла и Дины. Автор этого холста Народный художник Казахской ССР А. М. Черкасский (1886-1967). Кто он? В Центральном государственном архиве Республики Казахстан (ЦГА РК) хранится личный фонд художника, документы которого, а также и других фондов архива содержат интересные сведения о жизни, творческой и педагогической деятельности художника.

Абрам Маркович волею судьбы оказался в Казахстане, сначала в г. Актюбинске, затем в Алма-Ате летом 1941 г. после эвакуации из оккупированной фашистами Украины. После ужасов войны, тихая солнечная Алма-Ата была настоящим открытием для него, как художника-профессионала. По собственному признанию художника, такие пейзажи он до сих пор никогда не видел. Яркие красочные ландшафты Алма-Аты и ее окрестностей вдохновили Черкасского, он сразу же взялся за краски и кисти и выражал удивление, почему местные художники мало работают на пленере. Красота природы Семиречья, пленившая его, как чуткого художника, до конца жизни служила для маэстро источником духовных и творческих сил.

Абрам Маркович приехал в Казахстан уже известным сложившимся мастером кисти, но здесь он как бы заново начал свою творческую деятельность, создав множество картин и этюдов, которые стали достоянием художественных музеев СССР.

С первых дней пребывания здесь художник активно включается в художественную жизнь республики, становится постоянным участником выставок; в 1944, 1946 и 1956 г. с успехом прошли его персональные выставки.

С 1941 г. и до конца дней своих Абрам Маркович преподавал в Алма-Атинском художественном училище. Среди его воспитанников такие известные художники, как К. Тельжанов, С. Мамбеев, А. Кенбаев, К. Шаяхметов, Г. Исмаилова, И. Квачко и многие другие.

Основными жанрами, в которых творил мастер, где наиболее ярко проявился его талант как художника-живописца, были пейзаж и портрет. Наиболее известные его картины: "Золото осени", "Карагачи-исполины" (1944), "Сыр-Дарья" (1954), "Талгарка" (1955), "От края до края" (1961), портреты выдающегося казахского писателя М. Ауэзова (1943), художницы М. Лизогуб (1946), академика К. Сатпаева (1948) и многие другие.

Нам представляется, что предлагаемые к публикации документы из фондов ЦГА РК более полно характеризуют личность и творчество известного как на Украине, так и в Казахстане украинского мастера живописи А. М. Черкасского и внесшего свою лепту в дело развития культурных связей между Украиной и Казахстаном.

Публикация подготовлена Бадишой Бралиевной Конысбаевой,
директором Национального центра археографии и источниковедения
Комитета информации и архивов Министерства культуры
и информации Республики Казахстан

Автобиография художника А. М. Черкасского

30 марта. 1946 г.

"Родился в 1886 г. на Киевщине, в 1909 г. окончил блестяще Киевское художественное училище и был рекомендован в Петербургскую академию художеств. Академию окончил в 1917 г. со званием художника и моя дипломная работа "На окраине еврейского местечка" была приобретена в Королевский музей в Дании. После окончания академии переехал на Украину, где продолжал работать как творчески, так и педагогической деятельностью. Как педагог работал в Киевском государственном художественном институте. В 1928 г. получил звание доцента, а в 1935 г. присуждено было мне звание профессора живописи высшей квалификационной комиссией за мои творческие произведения.

На выставках своими произведениями стал участвовать в 1910 г. - Петербург - Москва - Украина. В 1915 г. получил премию им. Куинджи за картину "Весна". На выставках участвовал в Петербурге, Москве: "Весенняя", "Передвижная", а затем филиала "Мира искусства" - "Новое общество художников"; после Великой Октябрьской революции - главным образом на Украине и Москве.

Мои произведения приобретались и приобретаются во все галереи и музеи Советского Союза, главным образом на Украине до Великой Отечественной войны, а с 1941 г. - в государственную галерею и музей в Алма-Ата...

До Великой Октябрьской революции обо мне писали Бенуа А. Н. и Ростиславов критики - после В. О. революции во многих советских журналах и прессе, как центральных, так и республиканских.

До Великой Отечественной войны имел грамоты от ЦК Рабис за подписью т. Ворошилова за военно-шефскую работу, а также в 1923 г. от военного командования за роспись в картинах истории 24-й Самарско-Сибирской железной дивизии в военном городке г. Винница на Подольщине.

С 1941 г., будучи приглашен на работу по подготовке молодых казахских кадров в Государственном художественном училище в Алма-Ата, был телеграфно вызван Управлением по делам искусств при СНК КазССР, где работаю и поныне. В настоящее время готовлю к выпуску третий по счету выпуск молодых художников казахских кадров.

Выпускники нашего училища ныне обучаются во всех художественных вузах Союза, а также Ленинградской академии, Москве, Киеве, Харькове, Одессе. За время моего пребывания в Алма-Ата участвовал на всех юбилейных художественных выставках. В 1944 г. Управление по делам искусств, Казахская государственная галерея им. Шевченко и Союз советских художников устроили мою персональную выставку, каталог которой при этом представляю.

В настоящее время готовлю по заданию правительства КазССР холст "Джамбул и Дина Нурпеисова" к юбилею Джамбула. Помимо творческой и педагогической работы, как председатель живописной секции консультирую молодых художников Казахстана по повышению их квалификации. Состою членом правления ССХ Казахстана, веду переписку творческую с художниками периферии, состою членом жюри выставки к юбилею Джамбула и во всех художественных советах" (ЦГА РК. Ф. Р-1755. Оп. 1. Д. 12. Л. 5-6 об. Автограф).


Интересна и несет в себе неповторимый колорит той эпохи характеристика художника, направленная Союзом советских художников Казахстана в Управление по делам искусств Казахской ССР:

Творческая характеристика на А. М. Черкасского

1950 г.

А. М. Черкасский на художественных выставках стал участвовать с 1910 г. В 1915 г. получил премию имени Куинджи за картину "Весна". Лучшие произведения профессора Черкасского А. М. приобретены рядом музеев Советского Союза (Украина, Алма-Ата и др.).

В 1937 г. был репрессирован и выслан. В 1940 г. возвратился на Украину - г. Киев. В 1941 г. эвакуирован в г. Актюбинск, откуда был вызван в г. Алма-Ата, где ведет творческую работу. С 1941 г. по 1949 г., т. е. восемь лет, вел педагогическую работу в Алма-Атинском художественном училище. В 1949 г. (летом) от педагогической работы в Алма-Атинском художественном училище был отстранен по причине: наличие в творческой работе формализма и импрессионизма, которые прививал своим ученикам, преклонение и восхваление западного упадочного искусства.

За время пребывания в Алма-Ате участвовал на всех художественных выставках и в 1946 г. демонстрировал свои произведения на персональной выставке. Наиболее крупными произведениями за годы войны являются "Джигиты", "У Днепра".

В настоящее время в Союзе советских художников никакой общественной работы не ведет.

В декабре месяце получил медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", в марте месяце - грамоту Президиума Верховного Совета Казахской ССР за активное участие в социалистическом строительстве республики.

Профессор Черкасский является крупным мастером живописи. За последний год в свете решений по идеологическим вопросам перестраивается в своей творческой работе по изжитию формализма и импрессионизма и к осенней выставке 1949 г., посвященной 32-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, создал более реалистическое произведение "Звено Рыскуловой" (ЦГА РК. Ф. Р-1755. Оп. 1. Д. 12. Л. 10 и об. Копия).

Из стенограммы обсуждения в Союзе художников Казахстана
персональной выставки А. М. Черкасского

25 августа 1946 г.

Подковыров А. Ф.**

...Выставка Абрама Марковича очень большое явление в нашей культурной жизни республики, а всякое большое явление по настоящему нами, свидетелями и современниками этой выставки, может быть по существу оценено лишь тогда, когда мы отойдем на некоторое от нее расстояние. Я думаю, что пройдет десяток, полтора десятка лет, и я с радостью буду вспоминать оказанное мне жизнью счастье видеть выставку Абрама Марковича и, может быть, с некоторым стыдом вспомню о том выступлении, которое я сегодня делаю.

...Абрам Маркович рассказал о результатах своих творческих поисков, я об этом не буду распространяться. Интересная деталь - из 70 представленных работ наибольший процент занимают пейзажи - 35 работ, примерно 50 % его экспонатов. Выставку Абрама Марковича 1944 года я не видел, но я знаю, что, судя по тому, что происходило на моих глазах за последние полгода, я вижу, какой бурный творческий рост переживает теперь наш шестидесятилетний юбиляр. Сам юбиляр говорил, что от выставки 1944 г. до выставки 1946 г. -безусловный шаг вперед. В смысле чего он двинулся вперед. Мы во всех работах Абрама Марковича видим оптимистическую, жизнеутверждающую тематику в его творчестве. Бальзак говорил: "Если человек страстно любит жизнь, то любовь не замыкается в нем, а ищет выхода; пути различны, а процесс один и тот же и имя его - творчество".

...Излюбленными цветами Абрама Марковича являются черный, серый и бледно-розовый. Вот три основных цвета, на которых как по канве расшивает свой живописный узор. Безусловно, Абрама Марковича нужно назвать большим мастеров цвета. Когда мне приходилось в Узбекистане говорить с украинскими художниками, они говорили: "А, Абрам Маркович - это король черного цвета". Он снискал эту славу давно, недаром на него такое влияние оказали испанцы. Он знает цену и силу черной краски.

Я знаю еще одного живописца Урала Тансыкбаева*** , который представил на одной выставке очень декоративные работы. Один из влиятельных людей в мире производства красок говорил ему: "Ну, Урал, я пришлю вам самой лучшей английской кобальты и кадмия". А Урал Тансыкбаев сказал ему: "Пришлите лучше побольше жженой кости". Вот эта жженая кость является камертоном в его живописной мелодии.

Черный цвет он подает блестяще, это можно видеть в его натюрморте с павлиньими перьями, в "Лунной сонате" и "Карагачах".

Во всех пейзажах Абрама Марковича мы неизменно отмечаем одно - это любовь и именно любовь к казахстанскому пейзажу, в которой нам сегодня признался юбиляр. Преобладающие его цвета - черный и белый, бело-серый и ультрамарин - это его основные тона. Одной из лучших его пейзажных работ я считаю ту, что висит слева от портрета Марии Лизогуб, это изумительный по глубине проникновения в душу пейзаж. Когда я гляжу на эту вещь, мне вспоминаются строки из пушкинской осени - "печальная пора, очей очарованье". Эту печальную пору, это очарование очей тонко понял и подал нам автор. Эта печаль и очарование, радость и слезы, вызывает то радостное чувство, на котором Стендаль проверял подлинного художника. Это произведение - подлинная школа русской пейзажной живописи.

В некоторых натюрмортах Абрам Маркович, как в пейзаже, так и в натюрморте изумительный мастер. Не буду говорить о его натюрморте со скрипкой. Есть одна запись в книге посетителей, где восторгаются именно этим натюрмортом.

...Я считаю, что самым лучшим натюрмортом является его натюрморт с лимоном, где мы видим бурное кипение жизни, это замечательная вещь. Его приемы по разработке цвета и света показывает его последний натюрморт - сирень, тот, что висит около "Абая". Это два замечательных натюрморта, которые мы едва ли когда забудем. Это мастерские произведения...

Когда мы говорим о наших произведениях, мы часто употребляем фразу, что нам вообще предстоит создавать большие полотна, достойные нашей эпохи. Фраза эта повторяется очень часто, а что часто повторяется, теряет свою остроту, но если снять с этой фразы налет частого повторения, то действительно одна из последних вещей Абрама Марковича "Джамбул и Дина Нурпеисова" - это полотно нашей эпохи. Когда смотрю на эту вещь, я думаю, что таится в потенциале этого шестидесятилетнего юноши, какими чудесами еще он нас обрадует в будущем. Его композиция "Джамбул и Дина Нурпеисова" - это крупное высокохудожественное произведение, в ней много теплоты и лиризма. Он нашел способы выразить этих людей, о которых легенды складывались еще при жизни (ЦГА РК. Ф. Р-1736. Оп. 1. Д. 221. Л. 1-Ю. Подлинник).


* Жамбул Жабаев (1846-1945), народный акын Казахстана, более известен как Джамбул Джабаев - автор облетевших весь мир в годы Великой Отечественной войны стихотворения и проникновенных строк "Ленинградцы, дети мои!". Дина Нурпеисова (1861-1955) народный исполнитель-домбрист, композитор.

** Подковыров Алексей Федорович (1899-1957), художник-живописец.

*** Урал Тансыкбаев (1904-1974), художник-живописец.


На початок