This version of the page http://www.profil-ua.com/index.phtml?action=view&art_id=1643 (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2010-02-27. The original page over time could change.
Профиль - Владимир Горбулин: "У нас некому вводить диктатуру"
№ 8 (126-127), 27.02.2010
Архив
номеров
       
Поиск:
Главное
 
Архив номеров:

Профиль личности


№44 (113), 21.11.2009

Владимир Горбулин: "У нас некому вводить диктатуру"

Алена ГРОМНИЦКАЯ, Анастасия ОБРАЗЦОВА, «Профиль»


В момент, когда аббревиатура ЧП уже прозвучала, и о возможности введения чрезвычайного положения стали говорить и в городских маршрутках, и в парламентских кулуарах, «Профиль» решил посоветоваться по этому поводу с Владимиром Горбулиным, опытнейшим экспертом в сфере национальной безопасности, возглавлявшим СНБО Украины предыдущей президентской эпохи.

Владимир Павлович, все настойчивее ходят слухи о том, что в Украине может быть введено чрезвычайное положение. По вашему мнению, какова вероятность введения в государстве прямого президентского правления?

У нас есть Конституция, закон о чрезвычайном положении. Согласно статье 106 президент действительно имеет право вводить чрезвычайное положение во время эпидемий. Но для начала этот вопрос должен на своем заседании рассмотреть Кабинет министров и выйти с предложением о введении чрезвычайного положения. Далее вопрос рассматривает Совет национальной безопасности и обороны, и утверждает своим указом президент. Ну а после указ направляется в Верховную Раду, которая должна в течение двух дней ввести документ в действие. Я не уверен, что Кабмин и, тем более, Верховная Рада поддержит введение чрезвычайного положения. То есть механизм есть, но с точки зрения реализации этого сценария у меня большие сомнения. Можно отправить в отставку правительство и распустить парламент. Но мне интересны действия парламента в такой ситуации.

Я не медик, могу использовать только открытую информацию о количестве заболевших и умерших от калифорнийского гриппа. Но разве у нас есть прописанный где-то эпидемиологический порог, при преодолении которого мы считаем, что необходимо вводить чрезвычайное положение? Я не нашел ответа на этот вопрос после разговора с тремя бывшими министрами здравоохранения. У нас всего две лаборатории, которые в состоянии сертифицировать наличие свиного гриппа, все анализы мы отправляем в Англию. Как в такой ситуации не ошибиться в диагнозах? Тем более, что это диагноз страны, а не одного человека.

Но самый главный вопрос: кому и зачем может быть нужно чрезвычайное положение? Я не могу понять. Ведь если глава державы сейчас вводит прямое президентское правление (хотя в Конституции оно никак не определено), он получает страну с разваленной экономикой, работающей в режиме ручного управления, с госдолгом, который составляет треть ВВП, и с инвестициями, что уменьшились на треть. Страну, которая уже находится в частичной изоляции – нет министра обороны, долгое время не было министра иностранных дел. Президент надеется введением чрезвычайного положения усилить свои позиции? Поднять свой имидж в глазах людей? У меня большие сомнения. Это попросту нецелесообразно! Да это невыгодно ни одному кандидату в президенты, никто из них на отсрочке выборов не выиграет. Для того чтобы выиграть, надо иметь почву, в которой бы что-то произрастало. Что может произрастать на почве карантина? Ничего!

Виктор Ющенко заявил, что главным центром принятия решений по борьбе с эпидемией должен стать СНБО, отметив, что в украинской системе здравоохранения беспорядок и что «времени для уговоров и ожиданий уже нет». Вы согласны с этим?

Не могу с этим согласиться. Потому что сегодня стране крайне необходимо четкое разделение функций. И как будут выполняться решения СНБО, если на его заседаниях не присутствует ни премьер-министр, ни первый вице-премьер. Да и не все министры туда ходят. Мы опять создадим карточный домик, который рассыплется, как только дело дойдет до исполнения решений.

Все силовые ведомства в настоящий момент находятся в разных политических лагерях. Это беда для государства, потому что СНБО создавался как орган координации по всем проблемам нацбезопасности. Его функция – координация и контроль всех органов исполнительной власти, которые за нее отвечают. Можно ли сегодня говорить, что такая координация существует? Нет. А можно осуществить контроль, когда МВД под одним политическим шлейфом, а СБУ и внешняя разведка – под другим? И вот, представьте, понадобится ввести ЧП. Мы готовы к этому? У нас что, учения какие-то проводили? С оползнями, наводнениями боролись, а с эпидемиями – нет. Если из Секретариата президента звучат предложения с помощью внутренних войск раздавать лекарства – это же не просто абсурд, это граничит со служебным преступлением.

Нужно отдать должное медикам, которые работают, не покладая рук, рискуя своим здоровьем. Но это лишь благодаря высокой человечности украинцев, а не в результате организованной, продуманной деятельности власти.

То есть государство экзамен «на эпидемию» не сдало?

В контексте национальной безопасности государство оказалось не готово, а значит, экзамен не выдержало.

Способна ли наша страна сегодня справиться с другими вызовами, стоящими перед ней?

На Украину свалился экономический, финансовый, политический, личностный кризис. Теперь еще добавилась эпидемия. Но наши политики вместо того, чтобы забыть обо всем… Ну подумайте, когда, к примеру, придут к власти «регионалы», а БЮТ уйдет в оппозицию, что, в парламенте что-то изменится? Нет.

Я пытался понять отношение кандидатов к вопросам национальной безопасности и к формированию внешней политики. Однако у них нет четких ответов. А ведь это крайне важный момент для любой избирательной кампании, особенно если она президентская. Вопрос в том, что мы, избиратели, сегодня не можем понять, куда нас поведут кандидаты, когда они вдруг станут президентами. И, мое мнение, крайне актуальным было бы, если бы кто-то из кандидатов заявил: «Я готов представить избирателям свой вариант стратегии национальной безопасности Украины».

Означает ли это, что Украина деградирует как государство, если понятие национальной безопасности внятно не прописано в президентских программах кандидатов?

Тут две стороны медали. За последние пять лет все, кто угодно, присовокупляли термин «национальная безопасность», очень четко выписанный в законе о национальной безопасности, к своим выступлениям. То есть по поводу и без говорили об угрозе национальной безопасности. И затаскали термин так, что теперь его употребляют там, где надо и не надо, безо всякой ответственности. Нельзя вешать ярлык «национальная безопасность» на рядовые эпизоды жизни, на обычные отношения людей, противоречия, которые никак не влияют на жизнь страны, на ее развитие, на ее достижения. Но самое страшное – это разрушение государственных институтов. Когда я занимался этим вопросом, то исходил из того, что государство должно иметь целый ареал институтов: вооруженные силы, разведка, контрразведка, МВД, военно-промышленный комплекс и обязательно МИД. Вот они и складывают ту платформу, на которой государство выстраивает свою национальную безопасность. То, что произошло за последние годы, их разрушило. Очень больно читать статистику, которую обнародует СНБО, сколько указов подписал президент и сколько из них выполнены. Пропорция один к пятнадцати, наверное. Как государство в этих условиях может выжить? Причины перечислять не хочу, их много. Некоторые уже называл: массовый приток непрофессионалов в сектор обороны и безопасности привел к деградации качества работы и девальвации самих понятий СБУ, внешняя разведка, МИД, Министерство обороны. Это началось в 2000 году, во время кассетного скандала, и до тех пор, пока мы не дадим ответ на вопрос, как он возник и почему, думаю, с пониманием национальной безопасности в нашей стране будет сложно.

После выборов-2010 эта ситуация может измениться?

Много мы утратили, и трудно будет это наверстывать. Мы просто остановились, и беда не в том, что просто остановились. Как в сказке: куда ни пойдешь – очень трудно прочитать на камешке правильный ответ. Но все равно не бывает безвыходных положений.

Что помогает мне быть оптимистом? По-моему, мы уже зашли так далеко, и угрозы существования Украины как государства столь велики, что если в январе политические лидеры не найдут консенсус, то история никогда этого им не простит. Это не красивые слова. Можно поискать аналогии исторические… Но мы подошли к черте. Независимо от того, кто победит на выборах, если этот человек не сможет объединить вокруг себя всех остальных, а все остальные не поймут, что Украина стоит перед угрозой своей аннигиляции, а она действительно стоит перед угрозой собственной аннигиляции, то... Какие слова еще можно найти, чтобы подвести политический истеблишмент к необходимости осознания того, о чем я сейчас сказал?!

Какие возможны варианты, если консенсуса в политикуме не будет?

СНБО однажды уже отыграл свою ключевую роль – осенью 2004 года, когда на закрытом заседании Леонид Кучма принял решение, что никогда никоим образом на силовые акции не пойдет. Анализируя действия президента Кучмы, я знал, что у него есть один сдерживающий момент: он всегда думал о том, что будет после него, и как его работа, его жизнь будут оценены. Это останавливало его в принятии тяжелых решений. Я очень обрадовался, когда на днях прочитал, что Леонид Данилович готов помогать новому президенту на его посту. Но прислушаются ли сегодня к Кучме?..

Альтернативы консенсусу нет. Потому что я не вижу, каким образом у нас можно организовать то, что называется сильной рукой. У нас некому вводить диктатуру, и страна не готова к этому, она очень сильно расползлась, дезорганизовалась. Украина – не Чили и не Аргентина.

Комментарии

Валерий, 28.01.2010 10:43
Cкорей бы всё это нагромождение всякой требухи, именуемой институтами государства, рухнуло и почило в бозе.А Украина раскололась бы на Зарпаденщину, Новороссию, Малороссию и Хуторскую Украину.Как вы - политики надоели всем.Чтоб вам не дна не покрышки. Мрази   Постоянная ссылка
Избиратель, 27.12.2009 14:54
По Конституции, президент - это ещё и верховный главнокомандующий вооруженными силами. Гриценко, как человек военный, твёрдый, последовательный лучше всех подходит на эту должность. Я за Гриценко. Это наиболее достойная кандидатура на сегодняшний день.   Постоянная ссылка
честь имею, 27.12.2009 11:51
Я военный пенсионер, уволтлся в 2006г. и скажу, что Гриценко в качестве Мин. обороны был на своём месте, считаю, что и на посту президента он будет выглядеть достойно   Постоянная ссылка
Gtycbjyth, 23.12.2009 16:03
Социалистическая партия нигде не построила социализм. (у нас стали миллионерами и поэтами). Коммунистическая партия нигде не построила коммунизм (у нас стали буржуа).100 партий созданых за день - это путь к партийной анархии.
Настоящих полковников- не сыщешь. Большинсво претендентов даже в Армии не служили, а хотят стать Главнокомандующими страны.Дипломаты в Президенты не идут - они умные.Уважаемые старики (Горбулин,Марчук)тряхните стариной-послужите народу. Иначе....   Постоянная ссылка
Юрий, 02.12.2009 10:34
Да, пожалуй только А.Гриценко как президент и В.Горбулин как руководитель СНБО могли бы для начала систематизировать власть...   Постоянная ссылка
Ltleirf, 25.11.2009 15:24
Согласен со Старым. Нужен хотя бы полковник.
Я доверяю Гриценко! Мог бы быть Марчук. Эта сотня Т.Н. партий способна не создавать,а разрушать.
Без дисциплины - мы обречены. Или самоуничтожимся или нас в рабов 21 века превратят.   Постоянная ссылка
Свидомый, 23.11.2009 23:17
Уважаемый Олег, все лидеры земных стран выпекаются в одной печке, и не дай Бог, что кто то из них был бы талантлив, высокообразован и патриотичен, грош ему в базарный день. Современной мировой власти нужны лидеры с иудовской психологией и философией. Далеко ходить не надо: объективно взгляните на наших.   Постоянная ссылка
Дмитрий Первый, 23.11.2009 14:26
Вот любопытно, мы сейчас слышим правду или это произойдет уже после выборов?! Наверно, часть сейчас, большую часть - после. Слова Горбулина тяжелы, поэтому и верю им. Что само по себе печально: в своей стране верить в то, что страны почти нет. И об этом говорит не популист, а эксперт по нацбезопасности. И чего ждать дальше? Краха? Или Советского Союза, ведь уже и соцопросы показывают, что украинцы не против объединиться. Но лучше сплоченность украинских лидеров внутри страны, чем призрачная перс.....   Посмотреть полностью
Петро Старий, 23.11.2009 14:24
А може Гриценко ?! Все таки полковник ! А не бухгалтер. В Білоруссії капітан, а як живеться людям ! Їх (Білоруссію) у ЄС приймуть раніше України. Оцінку сучасній, так званій, "еліті" наш народ дає вірно і це надихає! При такій оцінці - вона повинна зникнути.   Постоянная ссылка
олег, 20.11.2009 13:27
не согласен...есть в Украине талантливые лидеры,высокообразованные и настоящие патриоты, но не вписываются они в эту долбаную "политичскую ЭЛИТУ"...   Постоянная ссылка
Свидомый, 19.11.2009 19:49
Да, Владимир Павлович, я полностью с вами согласен. Для введения диктатуры нужен умный, смелый, талантлевый лидер, кторого в Украине днём с огнём не сыщешь.   Постоянная ссылка
Добавить комментарий:
Имя:
Защитный код:
Комментарий:


Другие материалы номера

№ 44 (113), 21.11.2009
Профиль политики
Выбери меня!
Идеальная предвыборная программа кандидата в президенты...

Профиль денег
Украина в долгах
В отличие от предыдущих лет, в 2009 году украинские компании почти не одалживали денег за границей...

Профиль мира
Нежеланные дети империи
Премьер Великобритании Гордон Браун готовится принести публичные извинения за принудительное переселение британских сирот в колонии Королевства...

Профиль мира
Новый ожидаемый
В декабре Посольство США в Украине должно обзавестись новым главой. Первые недели его работы в Киеве обещают быть насыщенными...

Профиль общества
Медстрахование по-украински
Страхование здоровья в нашей стране – услуга только для молодых и здоровых...

Профиль культуры
Рэй Барткус: "Я бы хотел, чтобы люди, которые смотрят мои работы, начали думать"
Американская мечта с литовским акцентом – история этого художника вполне отвечает всем требованиям классической истории успеха...

Украинский профиль
Первые при первых
Лучшие половины кандидатов в президенты...

Профиль спорта
Шарики и ролики
В минувшие выходные в столице прошел киевский международный роллер-фестиваль...

Профиль науки
Манна небесная
Если верить гипотезам ученых, все что нам нужно для жизни упало прямо с неба...

Профиль медиа
Отличная площадка - Сити
Обычно в середине ноября наблюдается актуализация телевизионной тематики...

Читайте в рубрике:

№5 (123), 30.01.2010
Сергей Тигипко: "Слово «боюсь» у меня ушло из лексикона"
№1 (119-120), 08.01.2010
Виктор Медведчук: "У меня нет врагов в украинской политике, есть только оппоненты"
№48 (117-118), 19.12.2009
Павел Лунгин: "На вопросы, которые я себе задаю, пытаюсь найти ответы в фильмах, которые делаю"
№47 (116), 12.12.2009
Глава МВД Украины Юрий Луценко: "Я не учитываю партийную принадлежность того или иного преступника"
№46 (115), 05.12.2009
Первый вице-премьер-министр Александр Турчинов: "Избирательная драма на фоне эпидемии аморальности"
Все материалы "Профиль личности"

Новости ГлавПорт

завантаження...

Новости Supernews

завантаження...
 О журнале
 Контакты
Профиль политики | Профиль личности | Профиль денег
Профиль мира | Профиль общества | Профиль культуры
Профиль истории | Украинский профиль | Работа над ошибками
Профиль спорта | Профиль науки | Профиль медиа
Поиск:

Условия конфиденциальности

© 2008 Профиль