This version of the page http://www.motornews.com.ua/other/86/ (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2009-10-20. The original page over time could change.
Разное-МоtorNews - Автомобильный журнал
№10 Октябрь 2009
Peugeot 3008

Особистий погляд
№10 Октябрь



  • О нас
  • Реклама
  • Подписка
  • Объявления
  • Форум
  • Галерея
  • Партнеры
логин
пароль
регистрация
забыли пароль?
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
email






 Разное

«MotorNews №1»   /   28 Декабря 07

Творческий полковник

MotorСоциум

Руководитель Департамента по связям с общественностью МВД Украины Константин Стогний на интервью пришел в своем любимом галстуке «в маленькие пистолеты». В выпускнике спецшколы КГБ СССР и Академии МВД, а ныне полковнике милиции, творческая натура все равно берет верх. Поэтому в перерывах между борьбой со злом, Константин пишет книги, снимает документальные фильмы, ездит в экзотические страны и «горячие» точки планеты.

Кем все-таки Вы себя ощущаете: чиновником или журналистом?

По призванию я чиновник, мне нравится этим заниматься, но душа стремится к свободе – а это ближе к профессии журналиста. Все-таки чиновничья карьера, даже самая успешная, все равно когда-нибудь заканчивается. В творчестве же нет ограничений: ты можешь стать гением, классиком, можешь написать одну книгу, а можешь и десять, и сто.

Сколько же книг Вы написали?

Четыре. Две из них касаются сугубо милицейской, криминальной тематики: «Криминал» и «Резонансные дела МВД». Другие две книги не имеют отношения к милиции. Это «Настоящий детектив» и «Экзотические места планеты». «Настоящий детектив» - это рассказы о «горячих» точках, детективные истории, журналистские расследования. Например, меня пригласили принять участие в поисках чупакабраса, которое проходило в районе Пуэрто-Рико. «Чупакас» по-испански – сосать, «брас» – козы, а все вместе это слово переводится как «сосущий коз» - существо-вампир, которое не известно науке. В этом походе были и медики, и священники. Никто не мог объяснить происходящее. Чупакабрас приходил ночью в деревню, а на утро козы лежали, не съеденные, с двумя надгрызами в горле и выпитой кровью. По съемкам этого проекта я написал целый раздел книги.

Поиски чупакабраса были самым запоминающимся путешествием?

Да нет, интересных вояжей было множество – именно о моих международных путешествиях я и  написал книгу «Экзотические места планеты». В нее вошел, например, рассказ о слете шаманов в Сахаре. Они поведали нам о городе, который ищут всю жизнь. Причем  неизвестно, существует ли этот город на самом деле, или же он – мираж, философское понятие... Сахара вообще удивительное место. Там проходит граница Марокко и Мавритании, но на ней очень редко встречаются пограничники. С одним из них я познакомился и разговорился, в частности, спросил, что он делает тут, посреди пустыни. Он мне отвечает: «Как что? А если буря унесет картонные ящики, которые границу отмечают, кто же будет их обратно ставить?!»

Расскажите, какой транспорт используется в «горячих точках»? И существуют ли там какие-либо правила передвижения?

Правила есть, их очень много. Но им не обучишь и про них не расскажешь за пять минут. Перед тем, как попасть в Афганистан, я прошел школу спецподразделения комитета госбезопасности. Именно эта школа дала мне первые уроки выживания в экстремальных условиях. Но по поводу транспорта хочу сказать, что главное – пользоваться наиболее удобным, отбросив всякие стереотипы. Например, если это пустыня, то лучше ехать на конях или верблюдах. Ведь для машины нужен бензин, а ты никогда не знаешь, сколько придется проехать. Причем лучше всего использовать тот транспорт, которым пользуются в данном регионе. Например, при сплаве по реке Миконг в Лаосе мы пользовались пирогой с провожатым, а не многопалубной яхтой!
 
Какую поездку считаете самой тяжелой?

Наиболее сложная ситуация с транспортом была в Багдаде, когда там начиналась война. Самолеты перестали летать из Дамаска в Багдад, и единственной альтернативой стал 400-500-километровый путь через Аравийскую пустыню. Он тогда назывался «дорогой жизни», по нему из Багдада люди пытались выбраться в столицу Иордании Амман или в Дамаск.

В чем же заключалась сложность?

Был такой эпизод: по дороге нам встретилось здание со шпилем, похожее на мечеть. Оказывается, это была граница между Сирией и Ираком. Но никаких ограждений нет, только здание. Наш провожатый объяснил, что тут надо отметки в паспорт поставить, получить визу, пройти еще какие-то таможенные процедуры. Я же предложил дать взятку в 20 долларов – и объехать границу. Но на всякий случай уточнил у сопровождающего, что будет, если нас остановят уже за границей и проверят паспорта. Невозмутимый мусульманин ответил: «Просто расстрел – и все».

Кроме смертной казни, Ваши путешествия ничем не угрожали здоровью?

Угрожали. В той же поездке мы узнали, что по иракскому законодательству все въезжающие в страну иностранцы обязаны сдать пробы на СПИД. В Ираке, оказывается самый низкий уровень заболевания СПИДом. Вроде бы и правильно, но ведь мы в Багдаде будем неделю, а анализ делается больше месяца. Зачем нам результаты, если мы уже уедем? Но правила есть правила, и мы решились. Однако навстречу нашей группе вышел весьма специфический «доктор» в зеленой военной одежде. Рукава закатаны по локти, в одной руке – армейский ремень, чтоб перетягивать руку, а в другой – многоразовый шприц с тупой иголкой, которой кололи уже, наверное, человек сто. Видя наше замешательство, человек со шприцом взял этот шприц за иглу и сказал: «Кристально чистый!»

Судя про вашим рассказам, в путешествиях предпочитаете нанимать водителя с транспортом. А сами-то управляете автомобилем?

Да, и с удовольствием. Я езжу с водителем лишь тогда, когда мне надо много разговаривать по мобильному телефону, решать рабочие вопросы и не отвлекаться на дорогу. Но занимать предпочитаю пассажирские места позади водителя. Если сяду рядом с шофером на переднем сидении, то обязательно буду нажимать на тормоз, подсказывать ему, «участвовать в процессе». Непонятно после этого, кто больше устает: я или водитель.

Лично Вы оказывались в экстремальной ситуации на дороге?

Бывало много разных ситуаций. Про одну из них много писали в прессе лет пять-семь тому назад. Я ехал в командировку по Одесской трассе, и там столкнулось несколько автомобилей лоб в лоб. Один из аварийных автомобилей, когда я к нему подбежал, уже горел, но никто даже не знал, есть ли там люди. Оказалось – есть, девушка, но все двери машины были заблокированы. Я понимаю, что надо разбивать стекло, пытаюсь ее вытащить, но не могу расстегнуть ремень безопасности –  со стороны водителя и капота ветер задувал огонь.
Кстати, совсем забыл, и вот Вы мне напомнили… Я тогда хотел запатентовать свое ноу-хау: ремень безопасности должен пристегиваться не между кресел, а возле двери – чтобы в случае ДТП его легко можно было отстегнуть. Только напишите, что это «Стогний copyright ©» (Смеется).
Так вот, повезло, что пожилой мужчина бросил мне нож, я срезал этот ремень. И только вытянул девушку на обочину, как машины начали взрываться: сначала одна, потом вторая. После этого случая мне присвоили очередное звание.

Много ли сейчас происходит преступлений, связанных с автомобилями?

Конечно же, много! Качественно и быстро сбежать с места преступления можно, только используя транспортные средства. Часто угоняется неброский автомобиль, и на нем совершается преступление. Иди же преступники срывают сумочки и драгоценности, проезжая на мопеде. Поэтому сейчас многие областные администрации ввели такую норму: оформлять скутер как транспортное средство. Это нововведение воплощают в Одессе, в Винницкой области. Там милиция регистрирует скутера и выдает номерные знаки, позволяющие идентифицировать мопед. 

Правда ли, что преступники иногда «уходят» от патрульной машины? Часто ли такое случается?

Слава Богу, не часто. Но если и случается, то по ряду причин. Закон разрешает сотруднику милиции применять оружие, если водитель не остановился по требованию и параметры автомобиля, к примеру, совпадают с параметрами угнанной машины. Или же есть подозрение, что на этой машине скрывается опасный преступник. Однако в центре города не всегда можно вести преследование из-за напряженного трафика, и тем более опасно открывать огонь. Вообще, я признаюсь, что наши милиционеры боятся применять оружие. Ведь потом их могут ожидать очень серьезные последствия: опросы, дача пояснений, даже давление прессы.
К примеру, недавно был случай: «Кобра» преследовала подозреваемых на автомобиле, был открыт огонь по колесам – и рикошетом попало в девушку. После этого ее парализовало, появились   обвинительные публикации в прессе… Мы часто смотрим американские боевики, документальные фильмы, кадры из новостей, где при малейшем неповиновении и отказе выполнять приказ полицейского, он открывает огонь. Были случаи в США, когда полицейский расстрелял водителя, который отказался выходить из машины. Там полицию никто не осуждает, ведь она – залог правопорядка. А украинские милиционеры – заложники несовершенного законодательства и общественного мнения.


А если водитель просто не заметил требование инспектора остановиться, и началось преследование? 

В любом случае я не советую испытывать судьбу и продолжать погоню, если вы вдруг не увидели жесты сотрудника ГАИ. Лучше остановиться, объяснить ситуацию и, в крайнем случае, заплатить штраф.

Что планирует в ближайшее время сделать МВД для улучшения ситуации на украинских дорогах? Ведь беспредел не может продолжаться вечно…

Предложения МВД уже изложены на семи страницах поправок к законодательству, которые должны вступить в силу, как только начнет действовать новая Верховная Рада. Это, в частности, бальная система штрафов: когда водитель набирает критическое количеств баллов, он должен будет подтвердить свое право водить автомобиль. К тому же во всем мире права выдаются на определенный срок: десять или двадцать лет. Прошел срок – надо еще раз пересдать на права, поскольку меняются и правила, и условия движения. Предлагаем и в Украине ввести такую же норму.

А сами-то Правила нарушаете?

Когда это не связано со службой – конечно, нет. Особенно, когда пользуюсь машиной с не затонированными стеклами –  меня видно, и я демонстративно еду очень правильно. Однако в целях служебной необходимости Правила могу нарушить. Естественно, если без этого не обойтись.

Откровения Константина Стогния записали Анастасия МОРОЗОВА, Юлия СМИДОВИЧ.

← Битва титанов

Главный редактор Николай Захаренков
Редакторы отделов:
новостей Евгений Егоров
спорта Станислав Ломан
обозреватель Евгений Пономаренко
Киев-47
пр. Победы, 50 офис 642 (6 этаж)
group@motornews.ua