This version of the page http://www.vydrin.com/express/119701/ (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2009-08-03. The original page over time could change.
И будет бег по замкнутой прямой / Экспрессия / Дмитрий Выдрин. Персональный сайт





ЭкспрессияСтатикаИнтервьюФорумОnline-чат   

  
15 июля 2009
"Формула любви", как базовая политическая технология

08 июля 2009
Феномен Лозинского или Сто второй феодальный округ

01 июля 2009
Ударим кризисом по яйцам?

15 июня 2009
«Совбезу приходится работать в режиме «защита от дураков»

28 мая 2009
Атака кластеров

25 мая 2009
Выборы-2010: ожидания, технологии, риски

11 апреля 2009
Не хочу каркать

09 апреля 2009
Связываю с Ющенко возможность сохранения реальной оппозиции после выборов

07 апреля 2009
Бататовая наша "Свобода слова"

15 марта 2009
Политика

ЭкспрессияСтатикаИнтервьюФорумОnline-чат   

26 ноября 2008

И будет бег по замкнутой прямой

#Версия для печати


Украинская политика: настоящее
 
Когда смотришь на действия наших властей, с одной стороны, появляется ощущение какого-то движения, а с другой – нет понимания перспектив. Слова Тимошенко «Давайте забудем о политических разногласиях и создадим антикризисное правительство» и есть призыв к хождению по кругу внутри кризиса. Потому что это отказ от поиска цели. Каждая политическая сила до тех пор имеет право так называться, пока у нее есть четкая цель.
 
В принципе цели есть у всех. У коммунистов – возвращение в светлое прошлое, у регионалов – создание преференций крупному капиталу. Причем пока это у них и тактическая, и стратегическая цель. А у БЮТ цель одна – чтобы их лидер была во главе. Во главе всего. Это заблуждение, что ей нужно президентство. Будет предложена, скажем, роль главной жрицы – будет жрицей. Королевой – так королевой, богиней – так богиней.
 
У «Нашей Украины» – некая нарезка взаимоисключающих целей. Например, они позиционируют себя как национальная буржуазия. Но либо ты буржуа, и тогда неизбежно выходишь на глобальный уровень, связанный с определенным космополитизмом, либо – националист, и тогда являешься антиподом буржуазного развития общества…
 
То есть в настоящем виде политики у нас нет. Во всем мире она имеет несколько обязательных признаков. Первый – целеполагание, второй – сшивание общественных интересов под эти цели. В обществе есть масса групп – социальных, профессиональных, конфессиональных и т. д. И проблема политики – не только поставить цель, но и попытаться убедить каждую группу, что это и ее цель. Наша политика последние пять лет двигается не по пути модернизации и развития, т. е. эволюции, а по пути революции. Чем отличается эволюционная политика от революционной? Первая – это сшивание целей, а вторая – отсекание чужих интересов. Твои интересы не революционные – отсекаем, твой интерес не совпадает с нашим – отсекаем. Все это привело к тому, что сегодня в обществе нет целей, нет ни одной социальной группы, которую можно было бы даже при наличии цели рассматривать как ударную силу модернизации общества. Доотсекались. В ближайшей перспективе ситуация не изменится, поскольку в мире происходит смена генерации, а мы застоялись.
 
Час очищения: о новых Майданах
 
Старая кровь, закупорившая общественные вены, загнивает. Вылечить этот процесс может только ампутация. Поэтому, видимо, вскоре начнутся болезненные процессы ампутации ненужных органов – уход со сцены некоторых партий. Прежде всего это касается «Нашей Украины» и ряда входящих в блок партий. То же самое относится к лидерам. Все наши лидеры первого ряда, на мой взгляд, не способны решить две главные задачи, о которых я сказал, – целеполагание и интересосшивание.
 
В 1991 г. произошел поразительный случай. Был дефицит мыла. В одном доме с нами жила бабушка. Она бесконечно занимала очереди (давали по одному куску), забила мылом диван, на котором спала. В результате отравилась испарениями. Нечто похожее происходит с властью. Многие наши политики уже отравлены миазмами чистой власти. И президент, и премьер набрали ее столько, что налицо явные признаки отравления. Оно опасно прежде всего тем, что власть перестает адекватно реагировать на поступающие от общества сигналы. В следующем году мы, наверное, впервые столкнемся с системной безработицей. Исходя из опыта других кризисов, предполагаю, что ее уровень может достичь 20 %. Такие явления обычно сопровождаются выплесками негативной энергии масс. И всегда находятся вожди, которые катализируют такую энергию. Найдутся и теперь. В истории человечества не было такого, чтобы громадная толпа вышла на улицы сама по себе, без выбранного ею вождя.
 
В условиях длительного кризиса, роста цен и безработицы люди рано или поздно будут доведены до грани, за которой жизнь заставит их бороться за свои права. У нас более 10 лет царила социальная расслабленность. Зачахло профсоюзное движение, люди не научились выходить на улицы, когда их брутально обижают. Последний раз они вышли на «оранжевую» революцию, но вышли по политическим мотивам. А они должны научиться выходить на майданы и по экономическим мотивам.
 
Вероятность подобных выходов в следующем году очень высока. Для меня первым симптомом стали горящие шины на Крещатике как знак протеста против повышения цен на городской транспорт. Это свидетельствует о готовности социума к резким, возможно, неадекватным действиям.
 
Есть такая плохая последовательность событий, и я не один раз наблюдал ее в Европе. Если сегодня горят старые шины, которые специально притащили на центральную улицу, положили на металлические щиты, чтобы не загрязнять дорогу, то завтра будут гореть автомашины. Причем не старые «копейки», а дорогие иномарки.
 
Как и у всякого явления, у такого варианта развития событий есть положительные и негативные последствия. К положительным я отношу, во-первых, то, что простые люди научатся привлекать к себе внимание властей. Во-вторых, в ходе кризиса они неизбежно научатся жить по собственным компетенциям, а значит, узнают свою реальную стоимость. В последнее время общество тратило больше, чем могло себе позволить, больше, чем зарабатывало. Теперь пришло время соразмерять желания и возможности.
 
Наконец, перераспределение собственности, неизбежное в ходе кризиса, я тоже считаю нормальным явлением. К примеру, фамилии частных владельцев нефтяных и газовых скважин в Украине известны всему обществу. Они очень похожи на фамилии бывших премьер-министров, министров по чрезвычайным ситуациям, министров экологии. Это племянники, дедушки, бабушки, сыновья и дочери известных политиков, но никак не бизнесменов. Я думаю, «политическую ренту» потеряют очень многие.
 
Украинская политика: будущее
 
Теперь о некоторых будущих изменениях не только по сути, но и по форме. В целом, я думаю, в Украине будет все больше проявляться глобальная тенденция формального ухода политики в «попсу». Во всем мире в последние десятилетия востребован тип театрально-виртуального политика. Политика, который больше актер, чем бюрократ. Политики сегодня – это «поющие пиджаки», выходящие на сцену и ведущие политико-художественную деятельность. Я бы даже назвал этот процесс превращением политики из искусства возможного в разновидность массового искусства. Везде выигрывают политики, умеющие использовать цвет, яркость, форму, антураж, технологии попсы, масскульта, гламура. И это здорово или, по крайней мере, красочно. Идеальный пример – Обама.
 
Но это форма. Возникает вопрос: кто победит по содержанию. С моей точки зрения, следующий год даст ответ на вопрос, кто станет управлять Украиной. Эволюционеры, настроенные на модернизацию, реформаторство, развитие, или революционеры – люди, которые будут двигаться вперед, перераспределяя собственность, отсекая чужие интересы, создавая врагов.
 
Собственно, от ответа на этот вопрос во многом будет зависеть успешность или неуспешность политического проекта «Украина». Теперь много говорят о том, что мы лишились экономического суверенитета, взяв кредит МВФ и согласившись на его условия. Это не страшно, так как любая берущая кредит страна отдает часть своего суверенитета. Проблема не в том, как берется и делится заем, а в том, кто контролирует распределение взятых денег. Одно время кредитами МВФ грешила Мексика. Путем проб и ошибок ее власти поняли, когда можно брать заимствования. Для этого необходимы два условия: очень сильный и эффективный парламент, потому что только законодатель может контролировать использование средств. Чиновник сам себя контролировать не может. Он очень быстро встраивается в систему соблазнов. Второе условие – наличие в обществе консолидированной цели. У нас не соблюдено ни одно из этих условий. Нет сильного парламента и ни одного проекта, который бы поддержало общество. Национальный проект становится таковым тогда, когда он технологизирован. В виде дорожной карты, где указаны промежуточные цели. В виде технолигической карты, где определен инструментарий движения. В виде социальной карты, где обозначены группы социальной поддержки. В виде пиар-карты, где предусмотрено рекламное и пиар-сопровождение.
 
Взгляд с Запада
 
Я недавно общался с одним из зарубежных классиков социологии. Он говорит: «У вас два варианта обустройства государства. Первый – это копирование устройства Союза. Только с центром во Львове. Вот Москва эманировала в регионы через единую партию, единую бюрократию, единую идеологию, историю, язык и т. д. И она держалась на унификации всего пространства. Сейчас, говорит, вы повторите опыт Москвы, только перенеся центр во Львов. И уже Львов с помощью Ющенко и Тимошенко эманирует единый язык, единую историю, единых героев». При таком раскладе невозможно, чтобы луганским героем был Кошевой, а львовским – Шухевич. Шухевич должен стать общенациональным героем. Мой коллега считает, что у Ющенко это может не получиться, а у Тимошенко – вполне.
 
Второй путь – создание земельного устройства, где у каждой земли свои герои. Хотят донецкие Павку Корчагина – пусть у них будет Корчагин, хотят во Львове Шухевича – пусть у них будет Шухевич.
 
И третий – то самое сшивание интересов региональных, социальных и конфессиональных групп, основная задача политики. Зарубежный социолог считает, что именно такой сценарий самый вероятный и приемлемый.
 
«Что же будет с Родиной …»
 
Сегодня выбор пути, вектора развития страны во многом зависит от ментальности, способа мышления наших лидеров. Ющенко, похоже, зависит от своего банкирского прошлого. Любой банкир мечтает о том, чтобы обеспечить максимальную надежность вложения активов. Главный актив Ющенко – государство Украина. И он, будучи достаточно ленивым политиком, чтобы снять эту проблему, видит ЕС и НАТО тем банком, куда под небольшой, но надежный процент можно вложить суверенитет Украины. ЕС – это Европа, а НАТО – США. Таким образом, вырисовываются сразу два гаранта надежности вложений. А Тимошенко по психотипу – посредник. Посредник никогда не удовлетворится процентами, которые устраивают банкира. Посредник снимает дельту между двумя не имеющими прямых связей сторонами. Поэтому ее идеал – поссорившиеся ЕС и Россия, в отношениях между которыми она выступает посредником и снимает колоссальный процент.
 
В какой-то степени этот вариант реален, потому что Саркози с Медведевым договорятся не скоро, так как говорят на разных ментальных языках. Тимошенко быстрее договорится с Саркози – не на французском, не на английском, а на языке посредника. В этом языке есть такие замечательные слова, как «геополитический откат».
 
Здоровая экономика в современном мире стоит на пяти китах. Защита собственности. Независимые от политики суды. Равные инвестиционные возможности для всех игроков. Доступ к международным финансовым рынкам. Выполнение договорных обязательств. Получается, что правительство пытается выйти из кризиса, попутно разрушая эти пять основ.
 
И потом, мне кажется, мы не совсем понимаем, что такое нынешний кризис. Мы думаем, что кризис – это Ташкент. А кризис – это Сан-Франциско. После землетрясения в Ташкенте город восстанавливали в первоначальном виде. А после землетрясения в Сан-Франциско нечего было восстанавливать. Построили новый прекрасный город.
 
Так вот, наши правители думают, как восстанавливать разрушенные фасады и обвалившуюся штукатурку. А нужно думать о новой архитектуре мировой экономики и месте Украины в ней.
 
И президент, и премьер в случае необходимости выбора между законом и целесообразностью до сих пор выбирали последнее. Это принцип революционера. Самое интересное, что они нужны друг другу как противовесы, но не понимают этого. Они как полюсы магнита. И удивляет попытка его распилить. Либо они не расстанутся, либо погибнут вместе, как сиамские близнецы. У них одна корневая система, одно революционное сознание, одна энергетика. Если бы я сегодня создавал герб Украины, то нарисовал бы двуглавого орла, головы которого повернуты навстречу друг другу и пытаются выклевать глаза оппонента.
 
Системное падение
 
В следующем году я ожидаю банкротство или поглощение более удачливыми коллегами не менее 30 % банков. Это нормально, так как многие банки у нас не являются таковыми. Та же участь постигнет и страховые компании. Недавно один знакомый обратился ко мне как к бывшему депутату и, по его мнению, еще влиятельному человеку. У него разбили машину, а страховку он не получил. Человек купил новую, и ее тут же украли, что само по себе, кстати, плохой симптом. Количество краж растет в геометрической прогрессии. Так вот, он обратился в свою страховую компанию и подвергся наезду одной этнической группировки, которая одновременно является официальной службой безопасности этого страховщика. К нему пришли и сказали: «Забери свои требования, иначе у тебя в семье будут большие проблемы». Это – возврат к стилистике ведения бизнеса начала 90‑х годов.
 
Думаю, Нацбанк удержит рынок от краха. У него есть для этого достаточный запас прочности. У нас, кстати, неплохие банковские кадры. Западные специалисты неоднократно говорили мне: как ни странно, в Украине создали неплохой менеджмент банковской системы.
 
Выход из кризиса должен быть болезненным, и он будет таким. Мы должны пройти через шок. Наименее же болезненный из возможных выходов – постепенный переход революционной модели развития трех последних лет в эволюционную.
 
О новой карте мира
 
Следует также учитывать мировой контекст, на фоне которого Украина будет бороться со своими трудностями. Полагаю, что в ходе кризиса неминуемо переформатирование геополитического пространства. Базовый принцип Хельсинских договоренностей – баланс между правом нации на самоопределение и принципом нерушимости границ. Выход из Хельсинского тупика – победа одного из этих принципов. Сейчас перевес у принципа нерушимости границ, но мне кажется, что на новом этапе победит право на самоопределение.
 
Экономические кризисы нередко заканчиваются войнами, которые рассматриваются как инструмент изменения и передела геополитического пространства. Я не исключаю, что будет война в Иране, даже при Обаме. Это колоссальный соблазн и, возможно, американцы пойдут по этому пути. Но не исключаю, что лидеры нового типа – Обама, Саркози, Медведев – придут к выводу, что необходимо вести игру по правилам.
 
Украина в изменившемся мире может играть самые разные роли. Может стать абсолютным аутсайдером, и этот вариант сегодня наиболее вероятен. А может в силу своей незаангажированности войти в новые международные альянсы, стать одним из провайдеров нового мира.

Чистая прибыль


#Версия для печати


  

Использование материалов только с разрешения автора. Автор фотографии - Александр Лобанов. Ответственный контент-редактор проекта vydrin.com - shamnata@mail.ru
Все права защищены © 2000-2009
Дмитрий Выдрин