This version of the page http://www.domindex.com.ua/article/304 (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2009-05-31. The original page over time could change.
ДОМ индекс - Миллион добрых дел губернатора Фундуклея
 
АРХИВ   |   РЕКЛАМА   |   ПАРТНЕРЫ   |   МЕРОПРИЯТИЯ   |   КАТАЛОГ НЕДВИЖИМОСТИ
 
Сделать стартовой   |   Добавить в избранное   |   Версия для печати  
  об издании  
  распространение  
  подписка  
  вакансии  
  контакты  
 
№3 Март 2009
  новости рынка  
 
29.05 - В Соломенском районе столицы после реконструкции открыли сквер

29.05 - Начинать строительство стало легче: упрощен порядок подачи данных

29.05 - На Печерске появились частные «тропики»

27.05 - К Евро-2012 стадион «Олимпийский» украсят... дубами

 
 
  новости издания  
 
Фонды финансирования строительства (ФФС) и фонды операций с недвижимостью (ФОН): как применять на практике требования нового Закона?, 29 мая

Дебиторская задолженность: анализ, взыскание, профилактика возникновения, 23 июня, г. Киев

Строительная реформа - 2009: земельные новации, новый разрешительный порядок, переработанные инвестиционные механизмы, 26 - 27 мая, Киев

 
 
 
  Copyright © 2007 ДОМ индекс

Все права защищены. Перепечатка материалов или их использование в иной форме возможны только с письменного разрешения издателя

Сделано в Студии About:Blank design

  Миллион добрых дел губернатора Фундуклея  
 
В XIX веке те, кого сейчас называют олигархами, не только гордились своими отношениями с властью и достатком, но и делились им. Киевский губернатор Иван Иванович Фундуклей – один из чиновников высокого ранга, состояние которых исчислялось миллионами. Невероятно богатый и невероятно щедрый, он полюбился киевлянам за отзывчивость и готовность всегда прийти на помощь. Меценат жертвовал крупные суммы на нужды города и помогал отдельным его жителям, причем делать это он старался незаметно.
 
Автор: Ольга Федоровская
Прежде чем получить должность губернатора и отдельный кабинет в здании Киевской думы, Фундуклей несколько лет был мелким чиновником на почте г.Одесса

О
тец маленького Ивана – впоследствии одного из лучших администраторов за всю историю Киева – разбогател ценой огромного труда. Фундуклей-старший сначала служил приказчиком в Елисаветграде, потом содержал табачную лавочку и магазин, при этом на всем экономил, наживая капитал. Со временем он сделался богатейшим человеком: ему принадлежали заводы и тысячи десятин земли.

Имея связи в высших кругах и миллионы на счетах, Фундуклей-старший не использовал их для того, чтобы обеспечить своему сыну Ивану «золотое» детство и блестящую карьеру. Отец, желая ребенку только добра, держал его в ежовых рукавицах: в 7 лет отправил на работу и давал минимум денег на расходы. Наследник миллионера начал свою карьеру в качестве мелкого чиновника на одесской почте, потом перешел в канцелярию Кабинета министров в Петербурге. Когда Ивану было почти 30 лет, а он все еще занимался бумажной работой, отец наконец-то пожалел сына и устроил его помощником к своему давнему приятелю – новороссийскому генерал-губернатору князю Михаилу Воронцову. Через 7 лет князь, убедившись, что Фундуклей-младший – человек стоящий, помог ему получить должность волынского вице-губернатора.

После смерти отца Иван оказался владельцем огромного состояния, которое постепенно сумел преумножить. К существовавшим владениям он присоединил стекольный завод возле г. Чигирина и сахарный завод, вырабатывавший 78 тыс. пудов (более, чем 1200 т) сахару в год. Также он приобрел у графа Воронцова часть имения в Гурзуфе, которая давала в год 7 тысяч ведер (около 86 тыс. л) виноградного вина.

В 1839 г., когда киевский генерал-губернатор Дмитрий Бибиков узнал о жившем в Житомире чиновнике-миллионере, он, рассчитывая на возможную пользу городу от средств этого человека, похлопотал о назначении Фундуклея гражданским губернатором Киева. Иван Иванович оказался гораздо более щедрым, чем можно было предположить: за свой счет давал торжественные балы и обеды, организация которых входила в обязанности Бибикова, строил училища и гимназии, существенно увеличил зарплату рабочим и полицейским.
Губернаторский дом был без мебели и неопрятен. Фундуклей на свой счет поправил дом, с дозволения министра финансов, без пошлины выписал превосходную мебель из Парижа и подарил городу. Он все делал как-то незаметно…
А. Макаров, «Малая энциклопедия
киевской старины»
«Если богатые помещики не будут платить полиции, то она станет получать средства от воров», – говорил губернатор. Управляющему своей канцелярии Фундуклей выплачивал ежегодно из собственных средств 12 тыс. рублей, чтобы у того не было необходимости брать взятки, а однажды сам внес 20 тыс. рублей за чиновника, растратившего казенные деньги.

Один из современников Фундуклея вспоминал: «Обязанный давать в высокоторжественные дни обеды или балы, которые обходились в 500 рублей, Бибиков дня за два до праздника сам, или через меня, упросит Фундуклея дать вместо него обед или бал, и Фундуклей, усердно нюхая табак, отвечает: «Хорошо-с». Дает прекрасный обед или бал, причем в уборной дамам предоставлялись перчатки, башмаки, духи и прочее. Все смотрят на Ивана Ивановича, как на гостя, забывают, что он хозяин, а бал оживлен и весел. Таким образом Фундуклей дарил Бибикову несколько тысяч в год».

В 1850-е гг. в Киеве назрела необходимость создания женской гимназии, и власти искали для нее помещение. Генерал-губернатором города в то время был уже князь Илларион Васильчиков, который и обратился к Фундуклею, зная о его доброте и богатстве. 7 июня 1859 г. Иван Иванович ответил Васильчикову: «Усматривая, что для открытия в Киеве женской гимназии требуется значительный основной капитал, собрание коего по незажиточности киевских купцов весьма сомнительно и даже невозможно, и что посему Киев или вовсе не может иметь женской гимназии или же таковая не скоро будет открыта, имею честь уведомить, что дабы предоставить Киеву основание женской гимназии и таким образом способствовать скорейшему исполнению воли Ее Величества Государыни Императрицы Марии Александровны, я уступаю на вечное время мой дом с флигелем, стоящий на Кадетской улице, приносивший мне ежегодного дохода около 3 000 рублей, с тем, что как по размещении женской гимназии дом с флигелем может приносить от найма не более 900 рублей годового дохода, то я обязываюсь еще, пока женская гимназия в Киеве существовать будет, вносить ежегодно по 1 200 рублей серебром; ежели же по каким-либо причинам гимназия эта будет упразднена, дом, в таком случае, должен будет поступить под другое какое-либо благотворительное заведение». Кроме того, Иван Иванович выделил еще 2 200 рублей на ремонт домов и 300 рублей на покупку книг для библиотеки. Илларион Васильчиков, выражая от своего имени благодарность всех киевлян, писал Фундуклею: «Не мне повторять, какое благодеяние оказали Ваше Превосходительство своим пожертвованием для будущих поколений жителей г. Киева: его лучше всего оценят киевляне, детям которых Вы, бывший попечительный начальник, предоставили самое дорогое для человечества благо – образование. Имя Вашего Превосходительства никогда не изгладится из истории Киева».
Благотворительность Фундуклея имела самые разнообразные формы: он не только помогал бедным, жертвовал крупные суммы на нужды горожан, но и за свой счет замостил брусчаткой Андреевский спуск

Благодарные горожане назвали гимназию Фундуклеевской, впоследствии в ней учились многие известные женщины, например, поэтесса Анна Ахматова и историк Наталья Полонская-Василенко. В 1869 г. улица Кадетская, на которой располагалось это образовательное учреждение, также была переименована в честь губернатора Фундуклея. Позже улица называлась Ленина, а теперь известна нам как Богдана Хмельницкого.

В здании женской гимназии, сохранившемся до наших дней, сейчас разместился офис компании «Нафтогаз України». Но память о добром губернаторе-филантропе улица хранит до сих пор – «Фундуклеевским» назван магазин на углу ул. Богдана Хмельницкого и Пирогова.

Будучи успешным бизнесменом, или, как тогда говорили, коммерсантом, Иван Иванович снискал широкую известность именно своей благотворительной деятельностью. За его счет был впервые вымощен камнем Андреевский спуск, а на площади Царской (сегодня – Европейская) установлен фонтан, который киевляне в честь губернатора называли «Иваном» или «Фундуклеевским». К сожалению, до наших дней это красивое сооружение с мраморной чашей и бассейном не сохранилось.

Стоит добавить, что Иван Иванович вкладывал средства и в издательское дело. В 1847 г. он издал за свой счет «Обозрение Киева в отношении к древностям»; в следующем году появилось «Обозрение могил, валов и городищ Киевской губернии». Фундаментальное исследование по исторической топографии и статистике Киева – «Статистическое описание Киевской губернии» в трех томах – вышло в свет в 1862 г. тоже при поддержке и на средства Фундуклея, но он был упомянут только как издатель. Впрочем, на титуле «Обозрения Киева...» скромный автор-миллионер также не указал своего имени. Историко-краеведческие труды губернатора были высоко оценены в научных кругах – Ивана Ивановича избрали почетным членом Киевского университета святого Владимира.

В период губернаторства Фундуклея в Киеве произошел ряд качественных преобразований и позитивных изменений в различных сферах городской жизни, к которым Иван Иванович в силу своей должности не мог не иметь отношения. Так, в 1842 г. в зданиях, построенных по проекту известного архитектора В. И. Беретти, разместились Императорский университет святого Владимира и Институт благородных девиц – сегодня это хорошо известные жителям столицы Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко по ул. Владимирской, 60 и Международный центр культуры и искусств (Октябрьский дворец) по ул. Институтской, 1. В том же 1842 г. было завершено строительство Александровского костела и Десятинной церкви. В 1845 г. в городе открылось два детских приюта – на Подоле и на Печерске, а в 1853 г. сооружен Цепной мост, ставший впоследствии одним из красивейших мостов Европы.
"Фундуклей не только отдал два своих дома стоимостью около 60 тысяч рублей серебром, которые у него нанимались для присутственных мест губернского правления, но и выделил еще 31 тысячу в процентных бумагах, дававших ежегодно 1200 рублей на содержание училища".
В.Ковалинский, "Меценаты Киева"

Случались в жизни города и бедствия – в 1845 г. весенним паводком затопило весь Подол и близлежащие кварталы. Днепровская вода разрушила 77 домов, больше 400 были повреждены и стали непригодными для проживания. Губернатор, со свойственной ему добротой, немедленно пришел на помощь пострадавшим киевлянам. Он «несколько месяцев содержал за свой счет многодетные семьи, содействовал постройке новых жилищ, – пишет историк Виталий Ковалинский. – Именно после этого наводнения стали активно заселяться местность около Старо-Житомирской дороги (теперь это Дегтяревская улица) и возвышенность между Кирилловскими богоугодными заведениями и Куреневкой».

В деле Кирилло-Мефодиевского братства Фундуклей проявил себя достойно – в первую очередь, как человек, а не как должностное лицо. Во время ареста кирилло-мефодиевцев киевский генерал-губернатор Бибиков был в отъезде, и Фундуклей, получив приказ об обыске и задержании Николая Костомарова, сделал все, чтобы предупредить его об опасности. К сожалению, этот поступок не смог изменить печальную судьбу известного ученого.

Современники Фундуклея в своих воспоминаниях сохранили немало подробностей из его жизни. Возможно, кто-то из рассказчиков и приукрашивал действительность, однако киевляне с удовольствием обсуждали привычки губернатора. Истории о «чудачествах» градоначальника-миллионера передавались из уст в уста. «Иван Иванович говорил, кажется, на всех языках Европы, но никто не мог заставить его говорить ни на каком, кроме русского, и только с иностранцами он объяснялся на их родном языке», – вспоминал один из его современников. Фундуклей постоянно получал по почте ноты, превосходно играл на фортепиано, но крайне редко и чаще всего по ночам – чтобы не слушали и не мешали.

Чтобы понять человека, можно прочесть о нем огромное количество книг, но порой один поступок способен рассказать гораздо больше. Анатолий Макаров в своей книге «Киевская старина в лицах» цитирует воспоминания современника Ивана Фундуклея: «Он много делал добра, много помогал бедным, но как-то так, что это было незаметно. Бибиков давал по 3 копейки с шумом, с эффектом, а Фундуклей, казалось, никому не давал, но я сам раз видел, как к нему пришла бедная благородная вдова-старушка и показала ему требование уплатить 300 рублей долгу. Фундуклей, проходя мимо, сунул ей в руку 300 рублей. Никто не заметил, кроме меня, а старушка приняла их без удивления, должно быть, не в первый раз».
     
  №5 Май 09   №4 Апрель 09   №3 Март 09   №1-2 Февраль 09   №12 Декабрь 08  
           
 
Главная Поиск Отправить сообщение