This version of the page http://www.profil-ua.com/index.phtml?action=view&art_id=951 (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2009-03-10. The original page over time could change.
Профиль - История капитана Джона Смита
№ 9 (78), 07.03.2009
Архив
номеров
       
Поиск:
Главное
 
Архив номеров:

Профиль истории


№45 (64), 22.11.2008

История капитана Джона Смита

Кость БОНДАРЕНКО, кандидат исторических наук


В старые советские времена в одном из львовских научно-исследовательских институтов старенький, выживший из ума доцент пытался пропихнуть через заседание кафедры тему своей будущей докторской диссертации – «Роль запорожского казачества в борьбе с американским империализмом». Эту историю до сих пор рассказывает третье поколение львовских историков – как пример влияния советской пропаганды на умы советских граждан. Но, не все так просто.

Наш герой, хоть и имеет только косвенное отношение к Украине, все же был настоящим запорожским казаком. Недолго, но был. А история его жизни стала основой для приключенческих романов, художественных фильмов, мультипликационных сериалов и даже сборников комиксов, столь популярных на Западе. 

Джон Смит родился 9 января 1580 года в Уиллоугби, в графстве Линкольншир, в Англии. В 13 лет Джон осиротел и нанялся в ученики, а позже – в подмастерья к купцу Томасу Сэндаллу. Сэндалл видел в Джоне толкового бизнесмена и возлагал на него большие надежды – как на человека, который сможет преуспеть в торговых операциях. Однако жажда приключений и непоседливый характер привели к тому, что Джон оставил торговое ремесло и вместе со свитой Лорда Уиллоугби отправился во Францию. Но не доехал даже до Франции: в Нормандии, едва высадившись на берег Ла-Манша, наш герой узнал о войне за независимость Нидерландов и сбежал от лорда, дабы наняться в армию фламандцев и воевать против испанцев.

В 1600 году 20-летний Джон уже воюет в Австрии, защищая ее территорию от турок. В австрийской армии Джон Смит получает чин капитана, каким очень гордился. Этот чин позволял наниматься в любую европейскую армию и давал возможность получать неплохое жалование. Еще через два года в Трансильвании Джон был ранен и попал в плен к туркам. Те продали Смита в Крымское ханство (не только татары продавали пленных туркам, но был и обратный процесс – черноморское побережье еще со времен владычества генуэзцев было огромным невольничьим рынком с круговоротом рабов). Джона купил знатный татарин, подаривший его своей невесте в качестве раба. Невеста решила подарить Джона своему брату, а тот готовился кастрировать Джона и продать в ханский гарем – в качестве слуги или евнуха. За ночь перед кастрацией Джон убил своего хозяина и сбежал.

Ему чудом удалось выжить в безводной степи, уйти от погони и переправиться через соленые озера. На берегу Днепра Джона обнаружили запорожские казаки, подобравшие и выходившие полуживого искателя приключений. Так, в 1602 году, Джон оказался на Запорожской Сечи. Интересно, что некоторые российские историки пишут о Джоне Смите: «Он бежал из Крыма к казакам – очевидно, к донским». Нелепость этого предположения впечатляет. Тем более что сам Джон Смит в поздних своих записках оставил немало интересных подробностей своего двухгодичного пребывания на Сечи, и сейчас эти записки считаются ценным материалом к изучению истории Украины начала XVII века. 

Время пребывания Джона на Сечи – это эпоха атамана Самуила Кошки, ходившего в поход против шведов на балтийское побережье. И начало полководческой карьеры Петра Конашевича-Сагайдачного. Джон Смит был современником этих великих полководцев. Еще были живы рассказы о восстании Наливайко и Косинского. Еще были живы те, кто помнил Дмитрия Байду-Вишневецкого. Сечь была пристанищем для людей из разных стран и разных сословий. 

Джон Смит был казаком почти два года, после чего покинул запорожское войско и через Польшу, Трансильванию, Италию, Северную Африку, нанявшись в Триполи на английский корабль, вернулся на родину, в Англию. Не найдя в живых никого из родственников, он отправляется в Вирджинскую компанию и нанимается простым моряком на корабль, следующий в Америку. 

В ту пору предприимчивые англичане начали собирать по всей Европе желающих отправиться на освоение новых земель в Северной Америке. В 1587 году была основана одна из первых английских колоний на континенте – Вирджиния («девственная»), получившая свое название в честь английской королевы Елизаветы, никогда не выходившей замуж и гордившейся своей девственностью. Именно в эту колонию и направлялись потоки переселенцев из Европы.

Путешествие длилось четыре месяца. На некотором этапе Смит даже начал разрабатывать план бунта на корабле – с целью захвата власти на судне. Наконец капитан Ньюпорт распечатал конверт, переданный ему руководством Вирджинской компании, и прочитал инструкции. Согласно инструкциям, назначался специальный совет для управления Вирджинией. В числе членов совета неожиданно прозвучало имя Джона Смита. Пилигримы, высадившись на берег, основали поселение Джеймстаун (впоследствии долгие годы – столица Вирджинии) – в честь короля Джеймса. Официальная дата основания Джеймстауна – 13 мая 1607 года. 

Джон Смит возглавил группу поселенцев (первоначально 108 человек), а позже провозгласил себя губернатором Вирджинии. Ему пришлось нести ответственность за прибывавших и прибывавших новых поселенцев. Пришлось налаживать местную администрацию (видимость администрации существовала в Вирджинии и до сих пор, но надо было навести элементарный порядок в колонии). Плюс очень суровая зима 1607–1608 года, эпидемии, голод… Капитан Ньюпорт отплыл в Англию за очередной партией переселенцев. Джону Смиту пришлось делать вылазки за продовольствием в земли, населенные индейцами, в частности охотиться на оленей на индейских территориях. Во время одного из набегов Смит попал в западню и был приведен к индейскому вождю Вахунсонакоку (которого англичане звали почему-то Похатон или Поухатан). 

И в этот момент случилась история, что легла в основу множества книг и рассказов. Когда Джона Смита привели к вождю и тот отдал приказ казнить капитана (ему должны были размозжить голову дубиной), дочь Вахунсонакока, 11-летняя Матоака или Покахонтас (что в переводе значит «шалунья»), подбежала к палачу и спасла жизнь понравившемуся ей капитану. Вахунсонакок не только остановил казнь, но и подписал с капитаном Смитом договор, разрешающий вирджинцам охотиться в индейских лесах, плюс ко всему помог жителям Джеймстауна провиантом. 

Джон Смит вернулся в свое поселение. Он нес долгожданный мир с индейцами. Но в самом поселении осталось только 38 человек – остальные умерли от голода и цинги. 

Историки спорят о том, были ли у Покахонтас и Смита романтические связи. Беллетристы давно уже воспели любовь юной девочки и бравого капитана. По индейским правилам Покахонтас вполне имела право на любовь и брак. Индейская принцесса часто навещала Джеймстаун и даже способствовала тому, что отношения между индейцами и колонистами были дружескими. 

В 1609 году в Джеймстауне начался пожар. Капитан Джон Смит во время тушения пожара получил травму и был вынужден уехать в Англию – на лечение. Покахонтас осталась в своем селении и спустя год была выдана замуж за индейца Косуума. В 1611 году Покахонтас похитил капитан Сэмюэл Аргалл, и, находясь в плену, она приняла христианство (баптистское вероисповедание), а также новое имя – леди Ребекка. Сам процесс крещения Покахонтас был запечатлен на живописном панно в ротонде Капитолия – для американской истории этот момент был очень важным, поскольку это был первый на американской земле акт крещения представительницы туземной знати. Находясь в плену, принцесса  влюбилась в поселенца Джона Ролфа, незадолго перед этим потерявшего во время шторма в районе Бермуд свою жену и новорожденного сына. Губернатор дал согласие на их брак. Также не возражал отец Покахонтас (что произошло с ее мужем-индейцем, неизвестно). Еще через год у Покахонтас родился мальчик, которого назвали Томасом. 

В 1616 году Покахонтас вместе с мужем и сыном отбыла в Лондон, где была удостоена приема у короля Джеймса и королевы Анны. Английский двор восторженно принял дочь индейского вождя – хоть и обученную светским манерам, но не лишенную первобытной непосредственности. Придворные художники создали несколько портретов молодой женщины, а ее муж был удостоен повышения – его назначили губернатором Вирджинии. 

В Лондоне Покахонтас решила разыскать Джона Смита. Он жил в небольшом имении в пригороде английской столицы и залечивал старые раны. В 1614 году Джон Смит предпринял второе путешествие в Америку, однако во время плавания его корабль захватили пираты, сам Смит бежал от них и вернулся на родину нищим. Встреча с Покахонтас состоялась, но прошла довольно холодно. Джон Смит в своих воспоминаниях писал, что девушка раскаивалась в предательстве – мол, она предала их дружбу. Что имел в виду Смит, неизвестно. 

Покахонтас так и не вернулась в Америку. Европейский климат оказался губительным для здоровья 18-летней уроженки Америки. Она умерла прямо на корабле, стоящем в устье Темзы и готовом к отплытию на ее родину. Смерть наступила 21 марта 1617 года…  Ролф вернулся в Вирджинию и женился во второй раз, но в 1621 году был убит дядей Покахонтас – новым индейским вождем. Единственного сына Покахонтас, Томаса, до достижения совершеннолетия воспитывал дядя Ролфа в Лондоне. Позже он поступил на военную службу, переехал в Новый Свет и командовал вирджинским флотом. Сколотив огромное состояние, он умер одним из самых богатых людей Нового Света. Хоть историкам не удалось установить, был ли он женат и имел ли детей, но до сих пор миллионы американцев считают себя потомками Покахонтас – так же, как англичане считают себя потомками короля Ричарда Львиное Сердце, а некоторые украинцы – потомками Петра Калнышевского (умершего бездетным). 

Джон Смит предпринял еще одну попытку отправиться в Америку, однако разбушевавшийся шторм порвал паруса и основательно «потрепал» корабли еще у английских берегов. Последнее в жизни Смита путешествие на новый континент произошло уже во времена короля Карла – после смерти Джеймса. Смит исследовал район острова Мэн и Массачусетс, назвав эту местность Новой Англией.

В самом конце жизни Джон Смит снова предложил свои услуги Вирджинской компании. Все это время он много писал о Вирджинии, выступал в пабах и на благородных собраниях, агитировал переселенцев ехать на новые земли. Он разработал план мощной колонизации американского континента, однако Вирджинскую компанию беспокоила излишняя самостоятельность и непрогнозируемость Джона Смита. 

21 июня 1631 года Джон Смит умер – среди своих книг и бумаг, до конца жизни не оставляя надежду еще раз вернуться в Вирджинию. Неизвестно, вспоминал ли он перед смертью заснеженные степи Украины, куда его – по воле случая – занесла судьба и где он оттачивал свое военное мастерство? Скорее всего, Украина и Запорожская Сечь стали лишь элементом его биографии – точно так же, как они стали частью биографии всемирно известного математика и астронома Леонарда Эйлера, принятого в запорожские казаки в 1770 году. 

Но эта история – иллюстрация к тому, насколько взаимосвязанными были все процессы, происходившие в Старом и Новом Свете четыреста лет назад. Одна судьба соединила несколько континентов, разные страны и народы, разные цивилизации. И стоит ли после этого удивляться известиям о шотландском происхождении Максима Кривоноса, о французских перипетиях Ивана Серко или о посольствах Богдана Хмельницкого в Британию и Испанию? 

К счастью, в то время мы не были искусственно ограждены от мира высокой стеной – в рамках огромного украинского хутора – как сейчас. Мы были участниками исторических процессов и территорией, на которой вершилась история. В том числе история иных государств и народов.

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Добавить комментарий:
Имя:
Защитный код:
Комментарий:


Другие материалы номера

№ 45 (64), 22.11.2008
Профиль личности
Николай Присяжнюк: "Земли у нас недооценены. Это следствие экономического кризиса в строительстве и финансовом секторе"
Председатель парламентского Комитета по вопросам аграрной политики в интервью «Профилю»...

Профиль денег
Назад в будущее
Цены растут если и не ежедневно, то с ужасающим постоянством. Многие украинцы снова живут от зарплаты до зарплаты...

Профиль мира
За дипломом – за границу
Украинских абитуриентов, желающих получить престижный западный диплом, с каждым годом становится все больше...

Профиль мира
Саммит благих намерений
G-20 – группа, состоящая из руководителей 19 самых экономически развитых стран планеты плюс Евросоюз...

Профиль мира
Знать свое место
Запад спешно нормализует отношения с Россией – о диалоге с Москвой наперебой заявляют и Брюссель, и Вашингтон...

Профиль общества
Украинцы и швабы - абсолютное verstehen (понимание)
В Закарпатье есть несколько немецких сел. Здесь названия улиц на немецком языке, а некоторые пожилые фрау не знают ни украинского, ни русского...

Профиль общества
Зависшие в сети
Китайские врачи признали Интернет-зависимость болезнью. Отныне тамошним психиатрическим клиникам предписано оказывать помощь таким пациентам...

Профиль культуры
Андрей Водичев: "Мне очень часто предлагают роли героев-любовников, учитывая мою пластику и внешность"
Это - необычный актер...

Украинский профиль
Девяностые возвращаются
Вы недавно услышали страшную историю об огнестрельном ранении на остановке? Ваши друзья все чаще говорят о подорожании продуктов?...

Украинский профиль
Спикеру не рады?
Сегодня главные политические игроки не столько решают судьбу спикерского кресла, сколько репетируют свое будущее...

Читайте в рубрике:

№50 (69), 27.12.2008
Умом Россию не понять
№49 (68), 20.12.2008
Евген Коновалец: persona non grata украинской истории
№48 (67), 13.12.2008
Декабристы. Украинская версия
№47 (66), 06.12.2008
Ангел-хранитель Чайковского
№46 (65), 29.11.2008
Несостоявшийся король Украины
Все материалы "Профиль истории"

Новости ГлавПорт

Завантаження...
 О журнале
 Контакты
Профиль политики | Профиль личности | Профиль денег
Профиль мира | Профиль общества | Профиль культуры
Профиль истории | Украинский профиль | Работа над ошибками
Профиль спорта | Профиль науки
Поиск:

Условия конфиденциальности
© 2008 Профиль