This version of the page http://dialogs.org.ua/issue_full.php?m_id=8134 (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2008-08-31. The original page over time could change.
ДИАЛОГ.ua / зал периодики / Борьба с коррупцией: PR-акция или тенденция?

цитата:
У знаменитого художника середньовіччя Босха є картина під назвою "Корабель дурнів". Враховуючи те, наскільки нерозумно ми витрачаємо колосальні резерви - інтелектуальні, технічні, природні - які Господь дарував українській нації, іноді мені здається, що Босх списав її з теперішніх українських реалій.
Михайло СИДОРЖЕВСЬКИЙ
rus ukr English version
Українській Конституції 10 років
„Внутрішня геополітика” України.
Украина в геополитических играх 2006-2025 гг.
ЗАЛ ПЕРИОДИКИ
Борьба с коррупцией: PR-акция или тенденция?
Маркетинг и Консалтинг
11 октября 2006 года

На прошлой неделе Международная антикоррупционная организация Transparency International опубликовала индекс взяткодателей . Чтобы выяснить, представители каких страны чаще других предлагают взятки своим бизнес-партнерам и чиновникам, Transparency International опросила 11 тысяч предпринимателей из 125 стран мира. В результате был составлен рейтинг 30 стран — самых больших мировых экспортеров. Выяснилось, что самые скупые на «подарки» швейцарцы, шведы и австралийцы. Самые щедрые — индусы, китайцы и россияне. «Тот факт, что компании из стран-членов ОЭСР продолжают предлагать взятки по всему миру в то время, как их правительства лишь делают вид, что претворяют в жизнь нормы антикоррупционных законов, невозможно назвать ничем иным, как лицемерием. Индекс Взяткодателей Transparency International ясно показывает, что они делают далеко не все, что в их силах, для противодействия подкупу иностранных должностных лиц», — заявил Дэвид Нуссбаум, исполнительный директор организации.

По словам Нуссбаума, «нет недостатка в нормативно-правовых актах и инструментах, как на уровне правительств, так и компаний. После присоединения к антикоррупционным конвенциям ООН и ОЭСР, во многих странах были приняты соответствующие внутренние законы, тем не менее, по-прежнему остро стоит проблема их применения на практике».

В странах «новых экспортерах» проблемы стоят несколько иного плана. Индия, Китай и Россия не ратифицировали антикоррупционную конвенцию ОЭСР, правда, Китай и Россия все же поставили свои подписи под конвенцией ООН. Активная взяточническая деятельность компаний из этих стран, по мнению Transparency International, подрывает мировую экономику, сообщает «Newsru.com» .

«Компании, предлагающие взятки, подрывают даже самые серьезные усилия правительств развивающихся стран, направленные на совершенствование государственного управления и тем самым поддерживают порочный круг нищеты», — заявила Угетт Лабелль, президент Transparency International.

Итак, Россия заняла 28-е место из 30 возможных в рейтинге коррумпированности экспортной экономики (5,16 пункта). Хуже России дела обстоят только у Китая (4,94)и Индии (4,62). Немного лучше — в Турции (5,23 пункта) и Тайване (5,41 пункта). Так обстоят дела в сфере бизнеса.

Какова ситуация в сфере бытовой коррупции? Данные исследования GfK «Коррупционный климат в Европе» свидетельствуют о том, что в России взятки чиновникам дает не так много людей, как кажется. При этом россияне почти никогда не доносят на коррупционеров и не верят, что с коррупцией можно бороться. Эксперты объясняют это слабостью российского госаппарата и недоверием к нему со стороны населения, отмечают «Ведомости» . В среднем 37% жителей охваченных исследованием стран считают, что взятки — «естественная часть жизни». Но если в Швеции таких взглядов придерживается 8% населения, то в Румынии — 61%, в Боснии и Герцеговине — 58%, в Чехии — 57%. Россия находится в середине списка (41%), при этом ее результаты лучше, чем у Латвии и Украины. Из постсоветских государств только Эстония показывает результат на уровне обычной западноевропейской страны (24%). При этом 66% россиян заявили, что они никогда не дают взятки. В Португалии таких граждан 94%, в Эстонии — 82%, в Румынии — лишь 38%.

Самыми коррумпированными секторами большинство европейцев считают правительство и учреждения здравоохранения. Однако в России лидерами коррупции считаются «учреждения, выдающие лицензии и сертификаты» (13%), за ними следует правительство (11%) и только потом здравоохранение (7%). При этом в развитых странах коррумпированной часто называют сферу бизнеса: таких взглядов придерживаются 53% голландцев, 39% шведов и 20% англичан. В России бизнес, напротив, пользуется наивысшим доверием. «Коррупция в госструктурах выходит на первый план, прежде всего, в переходных экономиках, где госаппарат слаб и неэффективен», — объясняет директор российского отделения Transparency International Елена Панфилова. В развитых странах чиновники, напротив, находятся под эффективным общественным контролем, в то время как бизнес относительно свободен в своих действиях, говорит она.

Оказалось, что Россия — одна из самых терпимых к взяточничеству стран из охваченных исследованием. По данным опроса, каждый второй британец, став свидетелем дачи взятки, сообщит об этом правоохранительным органам. Но лишь 11% россиян и 9% украинцев готовы к аналогичному проявлению гражданского мужества. При этом 61% россиян считают, что с коррупцией бороться бесполезно — она «была, есть и будет». Эксперты объясняют это недоверием населения к власти. «Во время исследования в прошлом году мы задали респондентам вопрос: как они относятся к практике анонимных сообщений, принятой во многих странах?» — рассказывает президент фонда «Индем» Георгий Сатаров. Но всего 18,5% согласились с необходимостью появления такой процедуры. 25% ответивших полагают, что анонимность сохранить не удастся, а 22% убеждены, что коррупция — «неотъемлемая часть нашей жизни, которая помогает решать проблемы».

Любые исследования коррупции измеряют не само явление, а отношение к нему со стороны опрашиваемых, считает Катинка Бариш из лондонского Центра европейской реформы. Поэтому сравнивать уровни коррупции в разных странах трудно, рассуждает она. Кроме того, коррупция бывает «эффективной» и «неэффективной». «В восточноевропейских странах, когда вы хотите построить здание, вы платите, получаете все необходимые разрешения и строите его, в России же поборам не будет конца, к вам будут приходить снова и снова», — говорит Бариш. По ее мнению, ситуация ухудшается из-за падения качества российской судебной системы, которая не служит защитой от коррумпированных чиновников.

GfK Group — международная компания в области маркетинговых исследований со штаб-квартирой в ФРГ. Исследованием коррупции была охвачена 21 страна: Россия, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Чехия, Эстония, Италия, Латвия, Венгрия, Нидерланды, Польша, Португалия, Австрия, Румыния, Греция, Словакия, Словения, Сербия и Черногория, Швеция, Украина и Великобритания. Эксперты GfK подсчитывали уровень коррупционного климата в обследуемых странах по четырехбалльной шкале, при этом один балл означал максимально способствующий коррупции климат, а четыре — минимальный. Баллы высчитывались на основе социологических показателей, говоривших о терпимости населения к взяткам и частоте дачи взяток в каждой из стран. Показатели в диапазоне 1,75–2,5 соответствовали значительному, а 2,5–3,25 — низкому уровню коррупции. Результаты исследования находились в диапазоне от 2,27 (Россия) до 2,68 (Швеция). Самыми близкими к российским оказались результаты Украины, Болгарии и Словакии — 2,30…

Как известно, президент России Владимир Путин говорит о разгуле коррупции в стране и необходимости противодействия ей регулярно, с момента прихода к власти в 2000 году, когда борьба с коррупцией была обозначена одной из главных задач его пребывания на президентском посту, до недавней взбучки министрам на совещании в Кремле, в ходе которого Путин констатировал «cплошную коррупцию в административном аппарате и в правоохранительных органах».

Ему вторит пропрезидентская партия «Единая Россия», которая в начале октября обнародовала основные положения своей новой идеологической платформы. Борьба с коррупцией провозглашена функционерами партии одной из главных задач. По иронии судьбы, примерно в это же время политический оппонент ЕР — компартия, опубликовала аналитический доклад под названием "«Единая Россия» и коррупция" , в котором приведена "коррупционная хроника «ЕР» как силы, способствующей росту преступности в обществе", и сделан вывод — парламентская фракция «Единой России» является политической крышей для коррупции.

И хотя очевидно, что партийные дебаты на тему коррупции с точки зрения осуществления каких-либо реальных шагов в этой сфере значат неизмеримо меньше, чем одно, сказанное в присутствии телекамер, слово президента, тенденция налицо — борьба с коррупцией вновь становится актуальной и под этим знаменем стоит ожидать громких отставок и кадровых перестановок. Однако изменит ли это ситуацию в стране в целом? Или нынешняя антикоррупционная риторика обусловлена лишь конъюнктурными соображениями? А Россия как была, так и будет оставаться одной из самых коррумпированных стран? Ответить на эти вопросы МиК попросил Елену Панфилову , директора российского отделения Transparency International:

- Ситуация с коррупцией в России сейчас такова, что очень уместно будет охарактеризовать ее так: цыплят по осени считают. И абсолютно уверенно ответить на этот вопрос — что сейчас доминирует: риторика или реальная борьба с коррупцией — я могла бы только к концу осени, к декабрю, потому что сейчас действительно параллельными направлениями развиваются два процесса. Первый — это риторическая антикоррупция, словесная, вербальная — то есть, мы видим, что все об этом говорят, много обещают, и инициативы льются рекой: то Кудрин с подарками, то Медведев с госзакупками, то Высший арбитражный суд — с декларациями о доходах…То есть, очень много всего происходит, но это носит вербальный характер.

Параллельно же идет не очень заметное, но определенное движение, связанное с возобновлением старых коррупционных дел, вынесением приговоров по длинным коррупционным делам, разоблачением оборотней в погонах и т.д.

Однако сказать, что из однократных акций это превращается в тенденцию, я не могу. И то, что вербальные действия по эффекту и объемам соотносятся с реальными действиями, также сказать нельзя. Мы имеем слишком мало реального материала. Но некий процесс, очевидно, идет, и подвижки имеются. Они начались в мае чередой событий, три главных из которых — выступление президента, где он сказал, что больше терпеть разгул коррупции не будет, и довольно четко это продемонстрировал, заставив ратифицировать две антикоррупционные конвенции, которые много лет лежали в Госдуме; второй значимый момент — это отставка Устинова и его замена на Чайку; третий — реанимация дела «Трех китов» и «Гранта» и арест достаточно крупных фигур в правоохранительных органах и бизнесе.

С тех событий начались какие-то действия, и пока нельзя сказать, что они затухли, но также и нельзя сказать, что они пошли по нарастающей. Но что-то все-таки происходит, и параллельно идет риторика. И я думаю, что уже в ближайший месяц мы увидим — либо эта кампания затухнет и окажется, что все эти заявления являются очередной PR-акцией, либо мы увидим более содержательные действия и поступки, чем просто декларирование о намерении сделать что-то.

- А на Ваш взгляд, меняется ли характер коррупции в России?

Да, и об этом свидетельствуют наши рейтинги коррупции, которые выходят ежегодно — это индекс взяткодателей с оценкой бизнеса, индекс восприятия коррупции с оценкой ситуации в стране, и антикоррупционный барометр — это оценка коррупции по секторам общества. Даты выхода очередных выпусков: первый вышел 4 октября, второй — выйдет 7 ноября, и третий — 8 или 9 декабря. Изменения в этих исследованиях основных показателей, безусловно, есть, и они зафиксированы. Но сказать, что они позитивные, я, к сожалению, не могу.

А что думает народ?

В марте 2006 года Аналитический центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел репрезентативный опрос 1600 россиян в возрасте 18 лет и старше в 128 населенных пунктах 46 регионов страны. Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3%.

Приходилось ли вам в течение последних пяти лет давать где-либо взятку?

Да

29

Нет

66

Отказ от ответа

5

Приходилось ли вам давать где-либо взятку в течение последних 12 месяцев?

Да

15

Нет

80

Отказ от ответа

5

Какого размера взятку (сколько рублей) вы давали в последний раз?

Средний размер взятки (рублей)

5048

Максимальная взятка (рублей)

75000

Минимальная взятка (рублей)

20

Никогда не приходилось давать взятку (%)

66

Не помню, не хочу отвечать (%)

16

Представленные данные позволяют ориентировочно оценить масштабы взяточничества в современной России. Каждому третьему взрослому россиянину приходилось когда-либо где-либо давать взятку, почти все они (28–33%) давали взятку в последние пять лет, а около половины из них или больше (15–20%) — в последние 12 месяцев. (Ввиду известной деликатности заданных вопросов, отказы от ответа, нежелание отвечать означают, чаще всего, что взятку давать приходилось: не отрицают).

Анализ распределения взяток по их размеру показал следующее.

Каждая третья взятка — это или 500 рублей, или 1000 рублей. Это самые распространенные взятки, причем одинаково распространенные. Вслед за ними, на третьем месте — взятка в 3000 рублей. (По-видимому, здесь может подразумеваться и банкнота в 100 долларов или евро). Но это уже только каждая десятая взятка.

Представление о том, какую взятку может в среднем ожидать ее средний получатель от среднего взяткодателя, дает медиана. (Медиана — это число, которое является серединой множества чисел, то есть половина чисел имеют значения большие, чем медиана, а половина чисел имеют значения меньшие, чем медиана). Медиана в нашем случае — это 1000 рублей. Взятки больше и меньше 1000 рублей встречаются примерно одинаково часто.

Реже всего взятки приходится давать в Сибири. «Никогда не приходилось» - 83%, приходилось в последние пять лет — 17%, в последние 12 месяцев — 12%. Но чем ближе к столице, тем чаще приходится давать взятки. Соответствующие цифры таковы. Уральский регион: 72–29–13. Поволжский: 68–32–20. Центральный: 57–42–25. Москва: 47–53–37. Взятки давали (и дают, надо полагать) половина всех москвичей, в последние 12 месяцев — каждый третий москвич. («Нелегалы» не учтены). Северо-Западный регион: 68–36–16. Южный регион: 60–39–26. Дальневосточный регион: 65–35–21.

Какого размера взятку (сколько рублей) вы давали в последний раз?

Меньше
500
рублей

500–1000
рублей

1001–4999
рублей

5000 рублей
и больше

Никогда
не
приходилось

Не помню,
не хочу
отвечать

Пол

Мужской

4

6

3

5

65

18

Женский

4

6

5

4

68

14

ВОЗРАСТ

18–24 года

3

10

5

8

61

13

25–39

3

8

5

6

60

19

40–54

7

5

6

4

60

18

55 и старше

3

2

1

1

83

12

Образование

Высшее

4

7

3

6

60

20

Среднее

4

6

6

4

63

17

ниже среднего

4

4

1

3

78

11

тип населенного пункта

Москва

1

9

4

7

47

32

Города
с населением
более 500 тыс.

3

6

2

4

66

19

Города с населением
от 100 до 500 тыс.

6

5

4

4

62

19

Города с населением
от 10 до 100 тыс.

5

5

6

5

65

14

Село

3

6

4

3

76

8

федеральный округ

Северо-Западный

7

6

7

5

68

6

Центральный

6

5

4

3

57

24

Южный

3

7

8

7

60

16

Поволжский

3

7

4

4

68

15

Уральский

3

3

1

0

72

22

Сибирский

2

5

0

5

83

6

Дальневосточный

4

10

7

8

65

6

потребительский статус

не хватает
на продукты

6

3

2

2

84

4

хватает только
на продукты

5

6

3

2

70

14

хватает на продукты и одежду

3

6

4

6

64

18

Хватает на ТДП

3

8

8

5

53

22

социальный статус

верхняя часть среднего слоя

1

8

7

6

60

17

средняя часть
среднего слоя

3

6

4

6

61

21

нижняя часть
среднего слоя

4

7

5

3

68

13

Низший слой

8

3

0

2

77

9

род занятий

предприниматель

12

12

3

6

30

37

руководитель

0

11

4

10

52

23

Специалист

3

7

4

3

61

21

Служащий

5

4

8

5

61

17

квалифицированный
рабочий

3

7

5

4

66

16

неквалифицированный
рабочий

2

5

8

4

69

13

Безработный

1

6

2

7

67

17

учащийся, студент

4

9

3

9

68

8

Пенсионер

3

1

1

1

86

8

Домохозяйка

4

12

1

8

55

21

Версия для печати
Диалоги по теме
Феноменологія української корупції та її специфічні риси
Материалы по теме
Бой с тенью. Минэкономики ожидает детенизации экономики
Комісія ЄС: Болгарії й Румунії бракує прогресу в боротьбі з корупцією
Корупція: спосіб життя чи мислення?
Антикоррупционная программа для современной России
Взяточники в России становятся все наглее
Корупційна схема в боротьбі з корупцією?
Культура узаконенной коррупции уходит в прошлое
Хто зупинить корупціонера?
Коррупция борьба с транснациональным явлением
Издержки коррупции




Проект реализуется в рамках благотворительной программы "Культура и образование" ВБФ "Поступ"
Идея и интеллектуальная поддержка проекта осуществляется Центром социальных исследований "София"
Высказанные в статьях и интервью мнения являются авторскими