This version of the page http://ura.dn.ua/26.11.2005/510.html (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2008-08-26. The original page over time could change.
УРА-Информ.Донбасс - Новости Донбасса · Оранжевый Донецк. Серия 7: Молниеносная метаморфоза Бугары

Политика

Оранжевый Донецк. Серия 7: Молниеносная метаморфоза Бугары

26.11.2005 / Евгений Шибалов

Говорят, на склоне лет люди не склонны что-либо резко менять в своей жизни. «Старую гвардию» Наполеона І легче было казнить, чем заставить служить другому императору. Либеральную интеллигенцию России из старых литераторов и университетской профессуры проще было заслать на Крайний Север строить Байкало-Амурскую магистраль или просто расстрелять, чем вынудить кривя душой поддерживать идеи коммунизма, которые они всю жизнь искренне считали нереализуемой, но опасной утопией. Но правил без исключений не бывает. Такие исключения редки, и память о них хранится годами…

Несмотря на то, что новоявленная «премьерская», а теперь снова оппозиционная, партия «Батькивщина» первой подсуетилась насчет фракций в местных советах в «оплоте сепаратизма» Донбассе, Народный Союз «Наша Украина» отработал масштабнее и качественнее. Обе партии не стали изобретать велосипед и «подбирали на борт» всех местных «тузов», бежавших из переставшей быть провластной Партии Регионов. «Оранжевая революция» как лакмусовая бумажка отделила тех, кто искреннее поддерживал ПР (из чувства регионального патриотизма или по идеологическим соображениям) от тех, кто воспринимал «номенклатурную», по определению оппонентов из бывшей оппозиции, партию как гарантию сохранения под своей «здравницей» мягкого кожаного начальственного кресла.

Хотя фракция «Батькивщины» в составе пяти депутатов в Донецком областном совете появилась еще в конце мая, но возникшая в сентябре «президентская» фракция собрала в своих рядах втрое больше народу, да и народ подобрался не какой-нибудь, а очень даже солидный и весомый, а в контексте региональной специфики — влиятельный сверх всякой меры. Пятнадцать человек, вошедших во фракцию НСНУ, в Донецкой области известны как «угольные генералы» — руководители крупнейших государственных угледобывающих предприятий. Руководить новосозданной фракцией взялся Михаил Иванович Бугара, генеральный директор шахтоуправления «Южнодонбасская № 1». В чьи же руки попал местный депутатский корпус президентского детища?

Михаил Иванович Бугара бурные и драматичные выборы-2004 застал в качестве человека, который пожил на свете достаточно много и, в принципе, все успел. Родился Михаил Бугара в 1939 году где-то в Ростовской области. В городе Ростове окончил горно-механический техникум.

В 1959 году, в возрасте 20 лет, по распределению был направлен очень далеко от родных мест — в производственное объединение «Воркутауголь». Там Бугара провел семь лет, и начав трудовую деятельность в качестве горнорабочего очистного забоя, дослужился в итоге до мастера подземного участка.

В 1966 году Михаил Иванович проездом через малую родину попал в Донецк, на шахту имени Абакумова. Там он впервые сменил рабочие ступеньки карьерной лестницы на административные: поработав горным мастером, в итоге стал заместителем начальника отдела организации труда.

С 1971 по 1976 год Михаил Бугара «мотается» по шахтам «Донецкугля». За эти годы он поработал на шахтах «Кировская» и «Петровская-глубокая». Тогда это были не те жалкие останки производственной мощи большой страны, которые мы знаем сейчас, а стабильные мощные предприятия. В это же время Михаил Иванович понял, что без диплома о высшем образовании и «поплавка» на пиджаке дальнейший карьерный рост ему закрыт, и отучился в Харьковском инженерно-экономическом институте.

И оказался прав: с 1976 года Бугара уже занимает высшие ступеньки в шахтной «табели о рангах». Заместитель директора шахты имени Скочинского, затем — заместитель директора ПО «Донецкуголь».

В 1981 году Миаил Иванович осел на шахте «Южнодонбасская № 1» в должности самого главного, и на этом посту провел 24 года, вплоть до сегодняшнего дня. Никакие пертурбации на прочность его кресла не влияли. В 1997 году шахта была реорганизована в государственное акционерное общество, в 2002-2003 в ходе правительственной реформы угольной отрасли — в целое шахтоуправление, куда влился еще ряд угольных предприятий Донецка. За эти годы Бугара добавил к своим титулам и регалиям научную степень кандидата наук и звание член-корреспондента Академии наук Украины, хотя следов его научной деятельности обнаружить так и не удалось. На какую тему писал диссертацию Михаил Бугара и перед ученым советом какого вуза защищался, неизвестно. Кроме этого, Михаил Иванович был награжден орденом «За заслуги» 3 степени (за какие именно заслуги, официальная биография не уточняет) и стал Заслуженным шахтером Украины.

Справедливости ради следует отметить, что претензий к Михаилу Бугаре как к руководителю высказывалось достаточно мало. Из бурной эпохи всеобщего обвала и первоначального накопления капитала Бугара свое предприятие вывел хотя и полумертвым, но с потенциалом к оздоровлению. После того старался чутко реагировать на тенденции рынка: построил обогатительную фабрику, чтобы повысить цену своей продукции, в 2000 году провел мощное техническое перевооружение предприятия.

При этом собственной ярко выраженной политической позиции Михаил Бугара никогда не имел. В 1998 году поддержал Леониду Кучму, в 2002 году продвигал блок «За единую Украину», после вступил в Партию Регионов по принципу «все побежали, и я побежал».

И в областном совете Бугара занимался в основном не политикой, а угольными проблемами, а если быть более точным – проблемами своего «бизнеса с госбюджетной основой».

Как у многих влиятельных и не очень людей, интерес к политике в Бугаре пробудился в 2004-м году. После драматических многосерийных выборов Президента, в ноябре того же года Бугара — один из самых непримиримых противников победившей «оранжевой» команды.

23 ноября 2004 года. Внеочередная сессия Донецкого областного совета. Единственный вопрос повестки дня — «Об обращении депутатов областного совета к гражданам Украины». Депутат облсовета Михаил Бугара в своем выступлении предостерегает: «Чтобы у нас не произошло как в Чили: сидел демократ Альенде с пистолетом, а Пиночет с танками».

Он же — изобличает: «Мы видим на экранах тех предателей, которые предали свою страну и свой народ».

Требует: «Надо не всю Раду распустить, а Литвина точно. Мы его здесь выдвигали в лидеры «За единую Украину», привели к посаде большой, а он...»

И, наконец, прямо угрожает: «Если надо защиту, то они (шахтеры — прим. авт.) выедут и в Киев, и в другие места, для того, чтобы защитить свои законные права и поддержать нашего президента Виктора Федоровича Януковича».

Последняя фраза достаточно показательна: если директор шахты с такой уверенностью говорит, что его шахтеры поедут, поддержат и защитят, значит, в своей власти над коллективом у него сомнений нет. Причем не в административном подчинении, а власти полной и безоговорочной, потому что выступления с политическими требованиями в должностные инструкции не вписаны, и зарплату инженеры, мастера и работяги не за это получают.

После того невразумительно победившая новая власть пустила в ход хотя и неуклюжую, но успевшую наломать дров машину «оранжевых» репрессий. Юрий Кравченко и Георгий Кирпа «покончили с собой» с контрольным выстрелом в голову. За «крамольные» высказывания и действия познакомился с интерьерами следственных изоляторов Борис Колесников. Только по причине обладания депутатским мандатом той же участи избежал Нестор Шуфрич.

Прошел почти год — и как гром среди ясного неба: Михаил Бугара создает в областном совете фракцию «Наша Украина». Все по правилам кабалистики — 15 сентября во фракцию вошли 15 депутатов (в 15-й день лунного месяца, что с календарными днями совпадает достаточно редко). В такие «мистические» дни создавались масонские ложи и устраивались спиритические сеансы. И еще: приступы сумасшествия и перепады настроения у нормальных людей в восточной медицине тоже традиционно связывались с фазами луны, и один из таких «пиков безумия» приходится аккурат на… 15-й день лунного месяца! Так что откреститься от «оранжевых» Михаилу Бугаре будет легко: заявить, что постигло затмения сознания, дескать, фазы Луны во всем виноваты, а потому не принимайте всерьез того, что я в те дни наговорил и натворил.

В тот «безумный» день не изменил отцу Вадим Бугара, который быстро перешел во фракцию НСНУ из уже созданной на тот момент фракции «Батькивщина». Также во фракцию вошли Николай Алышев, генеральный директор ГП «Артемуголь», Валентин Глебов, директор шахты «Новодзержинская», Михаил Нечипор, генеральный директор «Макеевугля», Григорий Мирумян, бывший директор ГХК «Селидовуголь», Валерий Захаров, генеральный директор ГП «Донецкая угольная энергетическая компания», Дмитрий Житленок, генеральный директор ПО «Дзержинскуголь», Валерий Порубай, генеральный директор ГП «Торезантрацит», Владимир Тымченко, генеральный директор ГП «Красноармейскуголь», Николай Крещенко, директор ГОАО «Гидрошахта», Анатолий Дунаев, генеральный директор ГХК «Селидовуголь», Владимир Евсеенко, генеральный директор ООО «Шахтоуглесервис».

Причем больше всех удивился такому сюрпризу глава местной организации НСНУ Антон Клименко — даже он ничего не знал об инициативе угольных генералов. На спешно созванной по этому поводу пресс-конфереции Клименко попытался было сделать вид, что так и было задумано, но его попытки сделать хорошую мину зарубил на корню сам Бугара, который открыто заявил, что никто его к такой «перебежке» не склонял, и все эти финты ушами — его, Михаила Бугары, задумка и заслуга.

«Я принял решение вступить в партию НСНУ, потому что мне нравится программа Президента», — сказал Бугара, скромно потупившись. Сопоставив эту фразу с его же ноябрьскими высказываниями десятимесячной давности, возникает вопрос: которого? Бугара четко и недвусмысленно заявил в ноябре 2004-го: мой Президент — Виктор Янукович. Но для исполнения программы Януковича не нужно вступать в НСНУ…

На бывших однопартийцев Бугара набросился сразу и жестко: «Что мы ждали от Партии регионов и от региональной политики? Мы ничего не получили! Кто там сегодня преподнесет эту региональную политику?… Мы от Партии регионов ничего не получили».

И даже новые соратники настороженно отнеслись к появлению Бугары в рядах НСНУ. Сергей Фурманюк, давно известный как непримиримый оппозиционный журналист и общественный деятель, сразу и прямо заявил, что с точки зрения идеологии Бугара ему совсем не товарищ. «Разве не свидетельство попытки возрождения админресурса – создание фракции НСНУ в Донецком областном совете? Там нет идеологии. Я при всем уважении к Бугаре не могу называть его хранителем идеологии Майдана. Это смешно. Сегодня эти «угольные генералы», которые вошли во фракцию НСНУ, во многом будут подмогой Тополову (министр угольной промышленности, - авт.), который далек от рыночной экономики, от ее демократизации, который против аукционов, который против частного предпринимательства в угольной отрасли», — эмоционально отреагировал Фурманюк.

В комментариях «регионалов» звучала неприкрытая обида и боль. Между строк их подчеркнуто толерантных высказываний ясно читалось, что такой «маневр» Бугары они расценивают как удар в спину.

Присутствовавший при этом событии нардеп-регионал Игорь Шкиря высказался тактично, но четко: «Если кто-то хочет решить свои личные или корпоративные вопросы таким образом, то ему придется помнить о том, что этот шаг придется объяснять людям, в свое время избравших новоявленных «нашеукраинцев» депутатами областного совета. Главный вопрос — в какие списки теперь попадут люди, создавшие фракции партий, скажем так, не совсем тех, за которые голосовал народ Донбасса, и что они скажут своим избирателям. Я могу сказать, что это обычная конъюнктура. Там есть только два-три человека, за которых больно и обидно. По-моему, этими людьми движет желание остаться на своих рабочих местах при перемене власти. Хотя они могут и ошибиться, потому что власти как таковой еще нет».

Анатолий Близнюк, исполнявший тогда обязанности председателя областного совета вместо заболевшего Бориса Колесникова, тоже поначалу пытался сделать вид, что ничего не произошло: «Я принимаю и уважаю их решение, это их право. У нас в облсовете уже есть не одна фракция, и я думаю, что ближе к выборам эти движения будут только усиливаться». Но потом и его прорвало: «85% людей в области проголосовали за «Регионы», в том числе и за этих людей. Угольные генералы высказали свою позицию, а люди дадут им оценку».

Расчет «оранжевых» политиков, заполучивших угольных генералов в свои ряды, понятен и, с чисто прагматической, технологической точки зрения, даже приемлем: вспомнив, с какой уверенностью тот же Бугара публично распоряжался политическим воззрением своих шахтеров в ноябре прошлого года, они решили, что простая «вказивка» из директорского кресла позволит получить больше голосов, чем вся агитационная работа в «антиоранжевом» регионе. О моральной стороне такого подхода спорить можно долго, но политика и мораль — вещи вообще с трудом совместимые.

А вот вопрос о мотивах новоявленных «нашеукраинцев» — гораздо более сложный и болезненный. Во-первых, после возрождения Минуглепрома все директора государственных шахт оставались на своих местах с приставкой «и.о.», то есть им еще предстояло пройти переаттестацию и пролонгацию своих контрактов. Они прекрасно знали, что немало времени проведут в приемной нового министра, выпрашивая дотаций для своих умирающих шахт (руководители шахт успешных и финансово устойчивых политических убеждений в основном не поменяли). Над самим Бугарой висела перспектива уголовного разбирательства и «отсидки» за нарушение техники безопасности на своем предприятии: Госнадзор по охране труда возложил на него всю ответственность за случившуюся в декабре 2004 года аварию на «Южнодонбасской», когда погибли два горняка и более тридцати были госпитализированы. Образно говоря, в «оранжевый» лагерь Бугара сбежал от призраков погибших шахтеров. Тем не менее, директор шахты «Краснолиманская», ходивший под такой же статьей, остался «регионалом». Может, потому, что знал, что в произошедшем на его шахте инциденте его вины нет? Все-таки «Краснолиманская» — сверхглубокая шахта, где добываются высокоэнергетические коксующиеся угли, и плотность метана там огромная. При несоблюдении мер безопасности выработки взрывались бы каждую неделю.

По всей видимости, угольные генералы рассчитывали, что «оранжевение» поможет им остаться на своих местах и дальше получать подачки от государства. Но они загнали себя в тупик — в случае победы в 2006 году (что по последним рейтингам более чем реально) Партия Регионов может сформировать свое большинство, а затем — и свое правительство, и тогда даже ссылка на лунное помешательство не поможет Бугаре сотоварищи вернуть доверие людей, которых они однажды предали…

УРА-Информ.Донбасс

версия для печати отправить другу обсудить на форуме (0)
Если вы заметили орфографическую, стилистическую или другую ошибку на этой странице, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Загрузка...

Форум

  • Южная Осетия обвинила в геноциде Президента Украины
  • Украинская власть превратила Россию во врага?
  • Украинцы все больше не хотят видеть ЧФ РФ в Крыму
  • Государственный флаг в Донецке подняли с опозданием на полчаса
  • В Батурине Ющенко прошел крестным ходом и пообещал возродить правду
  • «Регионалы» отправили гуманитарную помощь детям Южной Осетии - сгущенку, конфеты и Левченко
Зайти на форум »

На Ура!

Интересные факты

Загрузка ...

Mета — новости

Загрузка ...