This version of the page http://dialogs.org.ua/issue_full.php?m_id=8580 (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2008-07-29. The original page over time could change.
ДИАЛОГ.ua / зал периодики / Антология коррупции глазами КРУ

цитата:
Главное проявление трусости заключается в нежелании заглянуть в глаза правде. Потому что правда заключается в том, что каждый человек несет ответственность за все безобразия, творимые в его селе, городе, государстве, на его планете. До этой мысли поднимались только самые мужественные умы. Большинство граждан делегируют эту ответственность наверх, а сами довольствуются хлебом и зрелищами, спускаемыми взамен сверху.
Искандер Хисамов
rus ukr English version
Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС
Україна шукає свою ідентичність
Українська еліта – становлення чи занепад?
ЗАЛ ПЕРИОДИКИ
Антология коррупции глазами КРУ
Киевский Телеграф
27 ноября 2006 года

Каждую среду Кабинет министров Украины проводит плановые заседания, которые привлекают внимание общественности и прессы. Но такого ажиотажа, граничащего с сенсацией, как вокруг заседания 22 ноября, давно не наблюдалось. И это неудивительно — впервые коалиционное правительство вынесло на рассмотрение вопрос о борьбе с коррупцией в бюджетной сфере и о состоянии финансово-бюджетной дисциплины в государстве. Основным докладчиком по этому вопросу был председатель ГлавКРУ Петр Андреев. Его доклад достоин подробного цитирования, поэтому мы решили дать текст с небольшими сокращениями…

Вопрос коррупции вынесен на заседание правительства неслучайно, поскольку результаты работы КРУ в 2006 году показали, что злоупотребления в финансовой и бюджетной сфере приняли угрожающий характер. Органами КРУ выявлены грубые нарушения бюджетного законодательства на общую сумму 9 млрд. грн.

Хочу отметить, что эти суммы не включают дополнительных контрольных мероприятий, которые были осуществлены недавно в Минобороны, где потери составили: незадействованных резервов в получении доходов — на сумму более 1,8 млрд. грн., финансовых нарушений — 2,9 млрд. грн., финансовых нарушений земельного законодательства — в общей сумме 1,8 млрд. грн.

Чтобы не перегружать присутствующих детальной статистикой структуры нарушений, стоит остановиться на тех злоупотреблениях, которые носят системный характер. Так, Министерство культуры и туризма использовало 8,5 млн. средств государственного бюджета на создание 28 фильмов, которых не было в государственном заказе. Бюджетные ресурсы были выделены вообще абсолютно на другие программы. Начали анализировать все эти материалы — так получается, по программе Министерства культуры на создание и распространение национальных фильмов выявлено финансовых нарушений на 19 млн. грн. Распорядителем средств является Министерство культуры, оно является заказчиком, оно является и исполнителем, притом что договоры, которые подписывало Министерство культуры на создание этих фильмов, заключались продюсерами. Только продюсер имеет эксклюзивное право на сценарий, перечисленные деньги на подготовительное мероприятие, продюсера ищут уже 5—6 лет, а он гуляет где-то по другим странам и заграницам, бюджетные деньги ушли, государственный заказ не сделан, то есть это прямая и открытая схема отмывки государственных и бюджетных денег.

Вот другие примеры. Государственному департаменту интеллектуальной собственности были выделены деньги на защиту интеллектуальной собственности, однако средства в сумме 3,5 млн. грн. были использованы на ремонт офисных помещений.

Не уменьшается количество выявленных фактов оплаты за счет государственных средств товаров, работ и услуг без осуществления установленной процедуры закупки. Таких нарушений в целом по стране установлено на сумму 237 млн. грн. К примеру, Министерство обороны не создало конкурсной комиссии и без проведения тендерных процедур в 2005 году заключило государственные контракты по оборонным заказам на общую сумму 74 млн. грн. Но, по мнению министра обороны, нарушений в системе Минобороны нет, потому что он сам лично "нічого не крав".

Хочется еще раз обратить внимание министров на те проблемы, которые существуют в МО. Сразу же начинают приклеивать ярлыки — это политический заказ. Пожалуйста, обратите внимание на те проблемы, которые, может быть, вы не замечаете, а может, кто-то просто не хочет замечать. Ведь министр несет ответственность за состояние дел в финансово-хозяйственной сфере.

Существенные нарушения были выявлены и в Министерстве здравоохранения. В частности, была проведена закупка иммунобиологических препаратов на сумму 195 млн. грн. Закупка проведена кулуарно: на круглом столе договорились, ударили по рукам, в нарушение всех норм действующего законодательства. Спрашивается: где был министр, его замы, которые курируют соответствующие вопросы? Только от этой сделки нанесен прямой ущерб государству на сумму 18 млн. грн.

КРУ проводило аудит выполнения бюджетной программы по лечению сахарного диабета. Было выделено 560 млн. грн. Когда стали анализировать эффективность использования средств, то выяснилось, что за период финансирования заболеваемость увеличилась в 1,4 раза, инвалидность — в 1,1 раза. Проанализировав материалы, сделали вывод: фактически все деньги были направлены на закупку. А где можно быстрее всего "заработать" деньги? На закупке по завышенной стоимости, нарушая Закон "О тендерах". И фактически на складах на сегодняшний день есть годовой запас инсулина.

Невзирая на наличие разветвленной системы финансовых и казначейских органов, по-прежнему распространены факты, когда распорядители средств берут обязательства, превышающие выделенные бюджетные ассигнования. Таких фактов установлено на сумму 47 млн. грн. К примеру, Министерство обороны заключило договоров на утилизацию боеприпасов сверх выделенных бюджетных ассигнований на сумму более 20 млн. грн. Быть добрыми за счет бюджета очень легко.

Больше всего бюджетных правонарушений допущено в Минобороны — на сумму 127 млн. грн., МЧС — 100 млн. грн., в Министерстве аграрной политики — 57 млн. грн., образования и науки — 40 млн. грн. КРУ неоднократно обращалось к министрам с просьбой создать подразделения внутреннего контроля, которые бы упреждали данные правонарушения. Однако мы получали в ответ одни отписки — дескать, штатом не предусмотрено, людей нет. В то же время у каждого заместителя по два водителя, по две машины, охранники и сопровождение, несколько секретарей. Это штатом предусмотрено.

Распространены нарушения, допускаемые при использовании государственного и коммунального имущества. Системный контроль за деятельностью госпредприятий стал возможным только с января текущего года, когда вступили в силу изменения к Закону "О Государственной контрольно-ревизионной службе". За 10 месяцев органами КРУ проведено 3 тыс. контрольных мероприятий на субъектах хозяйствования коммунального сектора экономики и установлено финансовых нарушений на сумму более 4 млрд. грн.

Уже первые ревизии, проведенные в трех монополиях — НАК "Нефтегаз Украины", АО "Укртелеком" и "Укрзалізниці" — выявили масштабные хищения и потери средств государственного бюджета. Негативные явления связаны с низким качеством принимаемых управленческих решений, отсутствием надлежащего контроля со стороны центральных органов исполнительной власти. Соответствующая работа проводилась абсолютно бессистемно: центральные органы жили своей жизнью, монополии — своей.

Большинство госмонополий действуют по модели холдинга, которая предусматривает концентрацию финансовых потоков и результатов деятельности материнских компаний. Это позволяет центральному аппарату монополий в ручном режиме формировать показатели активов и пассивов предприятий и единолично решать вопросы целевого использования многомиллиардных ресурсов.

Именно такая система управления финансами породила злоупотребления и разбазаривание финансовых и материальных ресурсов госмонополий. Наиболее показательным примером является ситуация, которая сложилась в системе НАК "Нефтегаз Украины". Так, по результатам работы в 2005 году компания получила всего 300 млн. прибыли. На самом деле абсолютно никакой прибыли не было, поскольку, сводя свою консолидированную отчетность, они включили прибыль "Укрнефти". Если вычесть эту прибыль, то получим 1,5 млрд. грн. убытков в 2005 году. И тогда по итогам хозяйственной деятельности за прошлый год надо было ставить вопрос: куда ведут компанию руководители этой структуры? Но они рассказывали о своих геройских поступках, говорили о выгодных контрактах, успешной работе компании. Тем самым вводя в заблуждение и правительство, и народ. В первом полугодии 2006 года наблюдается катастрофическое ухудшение ситуации. Так, при чистом доходе от реализации продукции на сумму свыше 20 млрд. грн., компания уже за первое полугодие получила 0,6 млрд. убытков. С убытками завершили полугодие еще 9 дочерних компаний системы НАК "Нефтегаз Украины".

Основной причиной этого являются крайне непрофессиональные действия менеджмента компании. Сумма кредиторской задолженности "Нефтегаза Украины" превысила дебиторскую на 15 млрд. грн. А для удовлетворения собственных финансовых амбиций денег не жалко. Приведу некоторые примеры. Например, при неудовлетворительных показателях финансовой деятельности НАК "Нефтегаз Украины" зарплата работников центрального аппарата стабильно росла. Совершенно непонятно, за какие такие геройские поступки руководство выплачивало себе многотысячные премии? За полтора года им было получено 2,7 млн. грн. зарплаты, из которых 72% — дополнительные поощрительные выплаты. А по условиям договора подобные выплаты не должны превышать 50%!

В марте 2006 года председатель правления компании Ивченко издал 27 приказов о премировании на сумму 1,5 млн. грн. В частности, себе Ивченко начислил 32,5 тыс. грн. (6 приказов), своему заместителю Малярчуку — 41,5 тыс. грн. (9 приказов), заместителю председателя правления Лехитской — 36,8 тыс. грн. (8 приказов).

Еще одна статья чрезмерных расходов и амбиций горе-руководителей — это дорогие автомобили и яхты. Мерседес, который купил Ивченко, уже всем набил оскомину. Но самое главное — посреднические услуги по приобретению этого автомобиля составили 800 тыс. грн., а автомобиль стоит 1 млн. грн. Кто получил эти 800 тыс. грн.? Сейчас Генеральная прокуратура занимается этими вопросами. Думаю, что они дадут соответствующую оценку действиям государственных служащих. Отмечу, что за председателем правления Ивченко были закреплены следующие автомобили: Мерседес Бенц С-600, Тойота Ландкрузер, Ниссан Инфинити (сопровождение), Тойота Ландкрузер (тоже сопровождение). Это больше, чем у Президента и у первых лиц государства!

Примерно такие же аппетиты были и у руководителей дочерних компаний.

Так, государственное предприятие "Газтепло" при наличии шести собственных автомобилей дополнительно в прошлом году приобрело 18 авто на сумму 4,7 млн. грн. Они сами у себя арендовали 10 автомобилей представительского класса и выплачивали себе арендную плату за счет предприятий. Так, генеральному директору Бублику за аренду собственного автомобиля было выплачено 49 тыс. грн., заместителю генерального директора Неверову — 98 тыс. грн., заместителю директора Васильчуку — 96 тыс. грн., заместителю директора Панюку — 66 тыс. грн., начальнику департамента Бачинскому — 33 тыс., начальнику департамента Борщу — 43 тыс. грн. Кто в конечном итоге рассчитывается за такие барские замашки руководителей? Народ Украины.

А какие лозунги красивые провозглашались… Видимо, производственная необходимость вынудила приобрести туристический катер "Мелодия" стоимостью 2 млн. 100 тыс. грн. за счет средств государственной компании "Укргаздобыча". А когда КРУ начало проверку, то он был передан в срочном порядке в оздоровительный комплекс "Червона Рута".

Только в І квартале этого года компанией "Нефтегаз Украины" оплачено 17 чартерных рейсов — внутренних и зарубежных — стоимостью 3,6 млн. грн. Самолет Ту-154 арендовали для трех-четырех человек! Это действительно государственный подход к использованию ресурсов при наличии 1,5 млрд. убытков.

Уникальная схема отмывания денег работала в государственной компании "Укртрансгаз". Компанией в марте 2006 года было приобретено строение по ул. Волынской, 56 стоимостью 36 млн. грн., а месяцем раньше это здание продавалось за 1 млн. грн. То есть это прямая отмывка денег через посреднические структуры. 1 млн. грн. и 36 млн. грн.!

Проверки выявили факты неэффективных управленческих действий, которые снижали доходы государственных монополий. Так, акционерное общество "Укртелеком" при расчетах с операторами мобильной связи компенсировало последним на 10% больше суммы тарифа, чем это было определено приказом Государственного комитета связи. Вследствие этого только на одной сделке оно потеряло 78 млн. грн. доходов. Кроме того, вместо первоочередного решения задач по развитию связи 3-го поколения "Укртелеком" выделил 66 млн. на непроизводственные нужды и спонсорскую помощь различным сторонним организациям.

"Укрзалізниця" снизила в 2005 году без всяких экономических обоснований тариф на транзитные перевозки коммерческим структурам до уровня, который не компенсировал даже себестоимость перевозок. Все это было отнесено к прямым затратам. Было потеряно по меньшей мере более 200 млн. грн. прямых поступлений, из которых не уплачены соответствующие налоги.

Проблемы низкой финансовой дисциплины и хронической убыточности характерны не только для монстров экономики, но и для более мелких государственных предприятий. Так, 17 госпредприятий спиртовой отрасли допустили финансовые нарушения на сумму почти 11 млн. грн.

Наряду с неэффективным использованием государственных ресурсов встречаются случаи банального хищения, которые свидетельствуют об отсутствии элементарного контроля за сохранностью государственного имущества. Шахта №1 Нововолынского государственного предприятия "Волыньуголь" разработала схему для того, чтобы уйти от уплаты налогов и фактически разворовала 2 тыс. тонн угля на сумму 870 тыс. грн. Этот уголь отписали на свои дочерние предприятия, фактически на склады он не поступал, по бухгалтерской отчетности никаких документов нет. Как только Контрольно-ревизионное управление начало проводить проверку, они тут же составили акты — якобы произошло самовозгорание и этот уголь сгорел. Материалы переданы в Генеральную прокуратуру.

Выявлены факты незаконного отчуждения и передачи государственного имущества на сумму 185 млн. грн. Так, Харьковский завод тракторных двигателей при отсутствии разрешения Фонда госимущества реализовал и бесплатно передал частной коммерческой структуре имущество стоимостью 7,4 млн. грн. Спрашивается — где было Министерство промышленной политики? Как оно контролирует финансово-хозяйственную деятельность?

Вопиющие факты хищений выявлены при проверке Министерства обороны. Они связаны с отчуждением военного имущества, которое проводится по отдельной процедуре. Перечень отчуждаемого имущества должен утверждаться в Кабинете министров. Министерство обороны изобрело абсолютно новую схему: военное имущество передается на собственные предприятия, концерны в оперативное управление. Таким образом, оно теряет статус военного имущества и дальше уже через коммерческие структуры МО реализовывается. Государство потеряло миллиарды гривен доходов.

Хотелось бы отметить, что материалы ревизии в большей мере касаются бывших руководителей министерств и ведомств. Сегодня кадры поменялись, однако негативная преемственность сохраняется, и на это необходимо срочно реагировать. Должен проинформировать, что Контрольно-ревизионное управление не только фиксирует факты нарушений, но и дает массу предложений по изменению ситуации. К сожалению, в ряде случаев реакция остается неудовлетворительной.

Версия для печати
Диалоги по теме
Феноменологія української корупції та її специфічні риси
Материалы по теме
Бой с тенью. Минэкономики ожидает детенизации экономики
Комісія ЄС: Болгарії й Румунії бракує прогресу в боротьбі з корупцією
Корупція: спосіб життя чи мислення?
Антикоррупционная программа для современной России
Взяточники в России становятся все наглее
Корупційна схема в боротьбі з корупцією?
Культура узаконенной коррупции уходит в прошлое
Хто зупинить корупціонера?
Коррупция борьба с транснациональным явлением
Издержки коррупции




Проект реализуется в рамках благотворительной программы "Культура и образование" ВБФ "Поступ"
Идея и интеллектуальная поддержка проекта осуществляется Центром социальных исследований "София"
Высказанные в статьях и интервью мнения являются авторскими