This version of the page http://crimea.naiti.ru/sudaknovsvetkur.html (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2008-05-06. The original page over time could change.
OMNi WWDC | Отдых в Крыму |
 *} Компания Идей
Отдых в Крыму

Петровская Галина

Дороги | Моб.связь | Граница | Жилье | Цены | Еда | Карты | Погода | Валюта | Галерея | Плохое | Попутчик | Разное | Впервые в Крым Крымский магазинчик New 10.04
Форумы:  общий,  сдать/снять Kаталог по городам | Отчеты | Футболки
 ! Перед посещением форума сдать/снять внимательно прочитайте ПРАВИЛА.
Коллекция Массандры с начала XX в. Бесплатные дегустации в Москве. Распечатай купон! Все о всех знаменитых винах Крыма.
Подробно и интересно.
Каждому - подарок!
Судак, Новый Свет, Морское - предлагает Агентство "Саквояж"
Бронируем жилье. Проводим экскурсии.

Судак - Новый Свет - Курортное (4 - 24 июля 2005 г.)

Почему именно Судак и именно в июле

Мы уже бывали в Восточном Крыму - в 1997 году мы отдыхали в Феодосии и тогда ездили на экскурсию в Новый Свет, красота которого запомнилась. Последние три года мы отдыхали на Кавказе, и теперь вновь захотелось в Крым. Пейзажи Новосветских бухт вспоминались, как сказка.

Но решили жить не в Новом Свете, а в Судаке, т.к. выяснили, что цены на жилье и еду в Новом Свете значительно выше, комфортное жилье нам не доступно, плюс еще проблемы с водой. Поэтому решили в Новый Свет ездить на маршрутке, а жить в комфорте в Судаке. Кроме того, мы знали, что в Судаке песчаные и песчано-галечные пляжи с пологим спуском. А у нас сынишка 6 лет, не умеющий плавать, да и все мы больше любим песок, чем гальку. К тому же в Судаке по статистике очень много солнечных дней (не случайно поселок винзавода под Судаком называется Солнечная долина).

Сроки отпуска с 4 по 24 июля выбраны были по соображениям того, чтобы были уже устойчивая жаркая погода и теплое море, но еще не начался большой наплыв отдыхающих, и можно было ходить на пляже не по головам и съездить на Царский пляж не в самый сезон. В целом наши надежды оправдались.

Дорога туда и таможня

Туда ехали поездом 29 Москва-Симферополь в купе. Нам повезло, что именно в день, когда мы ехали, погода была еще облачная, а когда приехали, уже было тепло и солнечно. Поэтому в поезде было не жарко. Проблема была в том, что когда покупали билеты, нижних полок в купе уже не было, видимо они были скуплены посредниками. Поэтому очень советую всем покупать билеты заранее строго за 45 суток. Нам удалось поменять одну верхнюю полку на нижнюю, но с мечтами об отдельном купе пришлось проститься. Но, правда, попутчики были людьми приятными и доехали мы все хорошо.

Таможенники вели себя корректно, наши для порядка спросили, проверяя билеты, наши ли дети едут с нами. На что мы, скокетничав, спросили: " А что, не похожи?", а таможенница, соткровенничала, что ей уже не до сантиментов и пора домой к своим детям. Украинские же таможенники тоже были вежливы, но внимательны, проставили штампы в миграционные карты, которые мы заранее заполнили и в загранпаспорта (в российские паспорта штампов уже не ставят). К нам претензий не было, дело было ночью, дети уже спали. Поезд 29 отправляется в 9.35 из Москвы и прибывает в Симферополь в 7.12 по местному времени (8.12 по московскому). Мы успели выспаться и позавтракать. Вагоны старые, но чистые, свежевыкрашенные. Стоимость билета в купе 1200 руб. Мы ездим, по-возможности, в купе после кошмарного возвращения из Феодосии в 97 году. Тогда были борьба с торгашами, рвущимися с коробками на третьи полки и с покрывавшей их проводницей. Плюс духота днем и холод ночью, очереди в туалет и т.д. и! т.п.). В этот раз ничего подобного не было, дорога туда была неутомительной.

Обмен денег и дорога в Судак

В Симферополе нас встречал знакомый на машине, он нас подвел в обменный ларек, где поменяли рубли на гривны по курсу 1000 руб.=170 гривен (потом в Судаке курс был 1000 руб.=160 гривен). От услуг навязчивых менял в поезде (у них, кстати, курс был тот же) мы, зная об опасности обмана, многократно твердо отказались. Сумму, по опыту предыдущих поездок, обменяли сразу такую, что соответствовала предполагаемой оплате за жилье, умноженной на два. Курс доллара во время отпуска был 4,8-4,9 за 1 гривну. Имея доллары, их менять чуть выгоднее, чем рубли.

В Судак мы доехали на машине примерно за 2 часа. По приезде наш знакомый подвез нас к своему приятелю, занимающемуся жильем, и мы уже в 9.30 стали смотреть варианты.

Жилье

Так как мы ехали с детьми, то заранее обговаривали по телефону, чтобы было гарантированное жилье. При этом нам нужно было, чтобы была горячая вода (мы знали о проблемах с водой в Крыму), желательно отдельный душ или ванная и цивилизованный туалет. Сложность была в том, что потолок наших возможностей был $35 в сутки на четверых (2 взрослых+2 детей). Да еще из-за наших проблем перед отъездом мы не могли жилье забронировать даже через нашего знакомого, а хозяева требовали предоплаты или хотя бы оплаты трансфера Симферополь-Судак. Близкие к морю улицы мы заранее просмотрели по карте Судака (она есть на сайте гостиницы "Крепость"). Нам хотелось жить на ул. Бирюзова или в районе ул. Морской.

Но, несмотря на такие сложности, уже через полчаса после приезда в Судак мы поселились в устроившей нас квартире в башне рядом с улицей Бирюзова в хороших условиях: 3-комнатная квартира + 2 лоджии, одна из которых является кухней. Узнав, что мы оплатим сразу за 2 недели, хозяйка скинула со своей цены $5 и в итоге мы сговорились на $35 за сутки. Хозяева, люди очень приятные и доброжелательные, сдали нам квартиру "под ключ" и нас не беспокоили. Зовут хозяев Наталья и Сергей, тел. (8-10-38-06566)- 2-14-33. Централизованной подачи горячей воды в городе практически нет. Мы пользовались горячей водой из бака нагревателя, ее вполне хватало, чтобы всем четверым принимать душ + постирать и помыть посуду.

Погода. Пляж

Климат в Судаке нам понравился. Воздух сухой и чистый, дышится легко. Особенно хорошо дышится, когда гуляешь среди хвойных деревьев и кустарников. Так, мы часто бывали в ТОК "Судак", где обычно спасались в жару. Вход на его территорию свободный. Дорога на пляж для нас тоже была приятной. Шли по зеленой улице Бирюзова до военного санатория. В этот санаторий, на нашу удачу, несмотря на запрещающие таблички, проход тоже свободный. Говорят, что раньше было строже, а сейчас это санаторий ВВС Украины, чуть ли не банкрот, и порядка нет. Можно пройти через зеленую территорию на пляж. Пляж санатория сейчас тоже бесплатный, проход свободный. Мы шли на песчаную часть пляжа, повернув после проходной санатория налево и, зайдя на пляж с набережной, переходили на песчаный пляж через мостик. Дорога от дома до пляжа занимала примерно 20 минут прогулочным шагом.

Погода стояла жаркая, поэтому жили по такому распорядку. Вставали рано, завтракали и в первых рядах располагались на пляже примерно в 8.30 - 9 часов местного времени (что при разнице с московским в 1 час не утомительно). Море утром почти всегда было спокойным, вода прозрачная, даже на глубине видно дно. При температуре воздуха днем 27-30 градусов вода утром теплая, больше 20 градусов. Примерно к половине одиннадцатого солнце уже нестерпимо жарило, и мы убегали домой или в парк ТОК "Судак". Затем примерно в час дня обедали и спали до половины четвертого - четырех часов дня. А потом снова шли на пляж часов до 7 вечера. Вечером обычно дует бриз и есть волны, что придает разнообразие. К тому же уклон в море на этом пляже пологий, камней почти нет, прыгать в волнах не опасно. После 15 июля народу на пляже, да и вообще в городе заметно прибавилось, что особенно стало заметно, когда 17 июля были большие волны, которые слизали половину пляжа. Но мы к тому времени уже накупались, да и собирались переезжать в Курортное и поэтому не переживали. Кстати, прогноз погоды, и довольно точный, я заранее смотрел на сайте meteoprog.com.ua, что помогло нам удачно спланировать поездки в Новый Свет и на Карадаг, да и вообще что делать в конкретные дни. Интернет есть в кинотеатре "Чайка" на ул. Ленина.

Питание и цены на рынке

Ели мы чаще всего дома, готовили сами. Продукты покупали на рынке, который расположен в начале ул. Ленина рядом с церковью. Это обеспечило нам абсолютную свободу по времени, когда есть и по выбору, что есть ( мы не любим "организованное счастье" еды по режиму типа как в санаториях и домах отдыха). Обычно мы рано завтракали тем, что приготовили с вечера, брали с собой фрукты, булочки и воду, и шли на пляж, где все это с аппетитом съедалось. Плюс еще на пляже покупались пахлава, трубочки и иногда пирожки. Цены на пляже, конечно выше (примерно в 2 раза), например, пирожок с вишней (правда, большой) стоил 3 гривны=18 рублей, пахлава тоже 3 гривны. Детей довольно быстро удалось убедить, что лучше заранее купить 2 булочки с изюмом за 1,5 гривны, чем 1 за 3 гривны на пляже. Поэтому к проходящим целыми колоннами продавцам еды на пляже мы относились спокойно. Сразу после пляжа я шел на рынок, и пока я покупал очередные продукты, жена с дочкой готовили обед.

Цены на фрукты на рынке приятно удивили, ниже московских примерно в 2 раза, при том, что продукты свежие, "с куста". Фрукты ели в этом году без ограничений, доходило до того, что дети через 3 дня попросили больше не покупать черешни (она была по 2,5-3 гривны=15-18 рублей за 1 кг), потом вишни (по 2 -2,5 гривны=12-15 рублей за 1 кг), потом алычи (по 1-1,5 гривны=6-9 рублей за 1 кг). Абрикосы (по 6-8 гривен за 1 кг) и персики (по 6-7 гривен за 1 кг) для разнообразия покупали разных сортов. Помидоры покупали только розовые по 6-7 гривен за 1 кг, мы их любим больше.

Кроме того, покупали иногда в супермаркетах на ул. Ленина молочные продукты, колбасу, крупы. Кстати, цены на колбасу примерно как в Москве, а на куриные окорочка выше. В среднем на еду тратили по 60-80 гривен в день (напомню, что нас 2 взрослых+2 детей) при ощущении, что постоянно что-то ели. Понравились домашние торты, их продавали на ул. Бирюзова по пути к морю (несмотря на опасения, всегда свежие), неплохое мороженое. В многочисленные кафе и рестораны на Кипарисовой аллее мы не заходили и вообще избегали этого шумного места. Один раз обедали в столовой "Домашние обеды" во дворике на ул. Бирюзова, выбирали без претензий и без вина, обошлось примерно в 40 гривен=240 рублей на всех. И один раз обедали в "Пиццерии" у бара "Катрас" под крепостью, что, как и ожидалось, было дороже (100 гривен, включая 10% за обслуживание). Правда, надо отдать должное, пицца там была очень вкусная и сытная. Мы любим крымские десертные вина, покупали их в магазине "Массандра" на ул. Ленина (по левой стороне дороги к рынку, не доходя до рынка), в том же здании за углом есть эти вина в разлив.

Политическая обстановка и безопасность

Честно говоря, у нас были опасения на этот счет перед поездкой. Слышали, да и читали в некоторых отчетах на портале о произволе на таможне и конфликтах крымских татар с другими общинами Крыма. Да еще в этом году на Украине сменилась власть, в мае были бензиновый кризис и падение курса доллара. По предварительным звонкам перед поездкой мы поняли, что цены на жилье в долларах выросли и нестабильные. Но не так страшен черт, как его малюют. Таможенники были доброжелательны, правда, и документы у нас были в порядке, включая вкладыши о гражданстве в свидетельствах детей. В Судаке и Курортном было спокойно, население заинтересовано в приезде отдыхающих, за счет чего и живет весь год. Создалось впечатление, что и известные конфликты (самозахват земли крымскими татарами) были в основе своей экономическими. На этих землях строят коттеджи, чтобы получать прибыль за счет приезда отдыхающих. Кстати, хозяева говорили, что в этом году из России отдыхающих приехало меньше. Так что нам, вероятно, даже повезло за счет опасений других. Сцен хулиганства и какой-то опасной агрессивности мы не видели, валяющихся на улицах пьяных и бомжей тоже. По городу и по набережной ходят полицейские в непривычной нам темно-серой форме. Видно, что к ним относятся с уважением. Краж на рынках и вокзалах мы не видели. Явных обсчетов не было, наоборот, часто снижали цены, особенно в обед, к концу торговли. А когда приходишь второй-третий раз, еще и добавляли абрикос-другой. Обстановки урвать любым способом, чего я опасался, не было.

Развлечения в Судаке

Есть плюсы и минусы отдыха и в курортном городе, и в малолюдных курортных поселках. Конечно, нет ничего приятного, если на пляже ходят по головам, а под окном грохочет музыка ресторана или кричат базарные торговцы. Но нам удалось пожить в Судаке, так, как мы хотели, с удобствами и вдали от шума Кипарисовой аллеи (см. выше). Но в то же время по вечерам ходили в кино в санатории ВВС и "Звездный", на гастрольный спектакль киевского ТЮЗа в ТОК "Судак", дети поразвлекались на аттракционах. А дома в обеденную жару смотрели по TV фильмы и мультяшки по очень симпатичному "Детскому каналу". Как Вы уже, наверное, поняли, мы не любители отдыха в ресторанах и предпочитали гулять, например по парку ТОК "Судак" или пойти на детскую площадку в сан. "Звездный". А главными развлечениями были экскурсии в Крепость, в Новый Свет и на Карадаг.

Достопримечательности

Генуэзская крепость

Экскурсия в крепость оправдала наши ожидания. (Стоимость взрослого билета 7 гривен, детского 3 гривны). Правда, мы пошли в крепость после пляжа, т.к. было жалко терять погожее утро и хотелось успеть поплавать в штиль (см. выше). Поэтому в крепость мы пришли уже часов в 12 и попали туда в самую жару. Но зато все панорамы самой крепости, Судака и Нового Света были очень красочны и прекрасно получились на фото. А от жары мы прятались в тени стен крепости. Масштабы крепости и красоты видов с нее впечатляют. Мы ходили самостоятельно, периодически прислушиваясь к тому, что рассказывают экскурсоводы. На территории можно сфотографироваться в рыцарских доспехах и исторических костюмах. Стоит это, по-моему, 20 гривен. N.B.! Обязательно быть в головных уборах, желательны очки от солнца, брать с собой запас воды. Об этом даже написано в правилах посещения при входе. В конце июля в крепости проводят театрализованные рыцарские турниры, но мы, к сожалению, на них не попали по срокам.

Новый Свет. Заповедник. Караул-Оба

Как я уже писал в начале, в Судак мы поехали, планируя ездить в Новый Свет. Так мы и делали. Правда, получилось выехать только два раза, но зато очень удачно. Из Судака в Новый Свет примерно с 8 утра до 8 вечера ходят комфортабельные микроавтобусы "Еталон" на 20 пассажиров с удобными самолетными креслами. Автобусы идут от автовокзала и в Судаке 3-4 раза останавливаются на ул. Ленина. Мы садились на остановке напротив гостиницы "Сурож". До поселка Новый Свет ехать из Судака примерно 15 минут по извилистой дороге (интереснее смотреть в сторону моря, сев у левых окон по дороге туда и правых по дороге обратно).

Царский пляж

К Царскому пляжу первый раз мы пошли через поселок. Надо идти по ул. Голицына до магазина "Оникс", еще более точный ориентир - угловой дом на ул. Голицына, 36, его надо обойти справа со стороны ул. Шаляпина, тогда можно пройти в заповедник, минуя шлагбаум, через дачи. Попав в можжевеловую рощу, надо держаться вправо и дойти до ущелья. По ущелью тропа ведет на Царский пляж. Если повезет, и лесник не сторожит на тропе, то можно таким образом пройти бесплатно. А вообще вход в заповедник стоит 7 гривен. Обязательно сохраните чек, он действителен в течение суток.

Дорога на Царский пляж очень живописна. Чистый воздух, запах можжевельника, голубое небо и синее море, панорамы бухт Нового Света и окрестных гор. Но может быть жарко, нужно иметь запас воды, нас спасали также соломенные шляпы и очки. Удобно идти с маленьким рюкзаком, чтобы руки были свободны. И обязательно идти в кроссовках, потому что тропы скалистые. Еще нам повезло, что дождей не было и тропы были сухими. Идти от поселка до Царского пляжа примерно 1 час. На Царский пляж мы мечтали попасть с 97 года, когда лишь посмотрели на него, как и все, кто идет с экскурсией по тропе Голицына. Но первый раз попав на Царский, мы были разочарованы. Конечно, народу было мало из-за отдаленности пляжа. Конечно, прекрасная мелкая галька и пологий спуск в воду. Но к центру пляжа, где большой камень, каждые 10-15 минут приплывали моторные лодки и катера, шум от которых и запах бензина портили все впечатление от красоты Голубой бухты. Да еще накануне был небольшой шторм, и в бухту нагнало медуз и обрывков водорослей. Хотя сама вода была чистая. Жаль, что власти заповедника не запретили причаливаться на пляже. Похоже, популярность Царского и коммерция (теперь есть даже продуктовая палатка в центре пляжа) губят этот райский уголок. Правда, когда мы попали на Царский пляж со стороны Караул-Оба (см. ниже), день был более удачным и впечатления хорошими. Вода была чистейшей, медуз и травы не было. Мы расположились слева подальше от камня и отдохнули с удовольствием часа три.

Пляж в Новом Свете. Зеленая бухта

В первый приезд мы убежали с Царского пляжа от жары снова в можжевеловую рощу и прошли до поселка на пляж в Зеленой бухте. Очень понравилась ухоженная дорожка к пляжу среди сосен и можжевельника. Сам пляж песчаный, но к сожалению, оказалось, что при входе в море много камней и плит, в том числе острых. А т.к. мы были с ребенком 6 лет, то это вызвало трудности. Но вода была теплой и чистой. А, вообще, умиротворенности не ощущалось, над головой гремела музыка из ресторанчиков и кафе. В музей шампанских вин, мы не пошли, потому что устали, а жаль. Ближе к вечеру погуляли по набережной. Первая поездка в Новый Свет, несмотря на шероховатости, понравилась, оставив приятную усталость.

Гора Караул-Оба

Вторая поездка в Новый Свет была еще более интересной. Мы прошли в заповедник со стороны пос. Веселое через Караул-Оба. Заранее узнав расписание автобуса, в 8 часов утра мы выехали с автовокзала в Судаке автобусом, идущим до Морского и доехали до пос. Веселое. Оттуда прошли по дороге 4 км до Кутлакской бухты. Кстати, эти 4 км можно было проехать на попутке, но мы решили прогуляться вдоль виноградников. В Кутлакской бухте нам очень понравилось. Чистейшая вода, народу очень мало, приятный галечный пляж. Правда, спуск в воду крутоват, но ближе к заповеднику помельче. Хорошее место для тех, кто не любит толпы. Мы видели несколько палаток на площадках ближе к заповеднику, люди, живущие в них, просто в восторге от природы. Плавают в ластах, ловят крабов и рапанов. В бухте есть минимальная инфраструктура: несколько минипансионатов и кафе, продают воду и мороженое.

Дальше мы пошли тропой через гору Караул-Оба в заповедник. (Напомню, что идти нужно в кроссовках и гол. уборах). Было уже 11 часов, стало жарко, но красота!!! Не случайно одно из мест на Караул-Оба называется "Рай". И, действительно, когда смотришь вниз на Капчик и Новосветские бухты, на то, как море сливается с небом, ощущение, что ты почти на небе. Тропа для детей местами непростая (особенно подъем вверх из "Ада"), но вполне проходимая. Потом был длинный спуск из "Рая" к Царскому пляжу, где на тропе нас поджидал лесник и взял положенные 7 гривен с человека, и мы во второй раз попали на Царский пляж. На этот раз очень удачно (см. выше). Наплававшись, мы поднялись из лощины на шею Капчика, откуда жена с детьми пошли в Сквозной грот к летучим мышам, а я поднялся вверх на Капчик и еще полчаса наслаждался видами на Голубую и Синюю бухты, на Орел и Меганом. В поселок опять пошли через можжевеловую рощу. Дети устали, и по тропе Голицына мы снова не пошли, но после красот Караул-Оба особенно об этом не пожалели.

Карадаг. Заповедная тропа.

Еще планируя поездку, мы обязательно хотели снова побывать на Карадаге, где проходили с экскурсией по экологической тропе в 97 году. Добираться из Судака до Биостанции далековато, но все же поехали своим ходом от автовокзала на рейсовом автобусе, шедшем до Феодосии. Сэкономили мы на этом 25 х 3=75 гривен. Зная, что начало экскурсии на Карадаг в 8 часов утра, выехали в 7 утра с автовокзала, примерно за 40 минут доехали до Щебетовки, а оттуда уже маршруткой до Биостанции. Успели как раз к началу экскурсии, купив билеты в библиотеке (20 гривен взрослый и 10 гривен детский). Прошли тропой до Чертова пальца. Все, что есть на тропе, прекрасно написано в отчете о Курортном Ольги Липуновой от 2002 г. + в отдельной статье о Карадаге ее дочери - Полины. Так что не буду повторяться. Кстати, экскурсовод у нас был тот же - Кузнецов Михаил Евгеньевич. Фамилию его знаю, т.к. после экскурсии я специально зашел в библиотеку и написал благодарность. Очень советую идти именно с Михаилом Евгеньевичем. Идти с ним было интересно и комфортно. Человек с непоказной духовностью, прекрасно знающий и любящий Карадаг, Крым и природу вообще, с тонким юмором относящийся к уродствам нашей суетной жизни.

Прошли по тропе без спешки, насладившись неповторимой красотой. Погода была солнечной, ясной. Прекрасно просматривались панорамы побережья вплоть до Судака и Нового Света с одной стороны и Двуякорной бухты под Феодосией с другой. Пожалуй, даже ради этого ощущения умиротворенного полета на морем и землей, над всей нашей людской суетой стоило сюда приехать. Описать это невозможно, нужно ощутить.

От Чертова пальца мы вернулись на биостанцию. У нас был план перебраться поближе к Карадагу в Курортное. Поэтому, пока жена с детьми ходили в Малый Дельфинарий (остались очень довольны, хотя до этого уже 2 раза были в дельфинариях в Геленджике), я пошел искать жилье в Курортном (подробно см. ниже). После Судака в Курортном было по-провинциальному тихо и уютно. Мой выбор жилья был одобрен, договорились, что переезжаем из Судака 18 июля и по совету хозяина пошли на пляж санатория "Крымское приморье". Проход свободный, пляж бесплатный. Здесь нам тоже сразу понравилось. Народу мало, пляж оборудован (кабинки, навес), вода чистая, тишина и слева вид на Карадаг, на скалы Король и Королева. Решили окончательно, что через пару дней переедем в Курортное. А пока пришлось вернуться в Судак. Причем и здесь нам повезло, попутный автобус шел именно в Судак. Могли даже успеть на гастрольный спектакль "Сильва" Театра Оперетты в ТОК "Судак", но сил уже не было.

Курортное

Отчеты Ольги Липуновой (2002 г.) и "Курортное или Кыр-Пыр" (сент. 2004 г.) настолько нам понравились, что мы хотели побывать и в Курортном. И вот, после экскурсии на Карадаг я по описанию Ольги Липуновой (спасибо Вам большое, Ольга!) быстро нашел за 4-этажным магазином дом Бондаря Николая Ивановича. Но у него не было свободных комнат. Зато у соседа, к которому привел меня Николай Иванович, нашлось подходящее жилье. Комната на 2 этаже на 3-х взрослых, мы вчетвером тоже легко поместились, спали вместе с сынишкой втроем на двухспальной кровати. Рядом еще одна такая же комната, на эти 2 номера есть кухня, душ и цивилизованный туалет. Хозяин оказался очень симпатичным человеком романтического склада, любящим красоту и при возможности сам ею наслаждается. Когда мы поселились в Курортном, он в первый же день повел нас купаться ночью при луне и потом еще прогуляться к скале Зуб. Зовут хозяина Кратюк Василий Петрович, дом его расположен на горке за дальним торцом 4-этажного магазина. Поднимаясь по ступеням, надо через 5 метров свернуть направо на дорожку. Моб. телефон хозяина (8-10-38)-050-215-07-11, тел. в Симферополе (8-10-38-0652)-51-46-82. Рекомендую. Стоило жилье нам по $8 с чел./сутки (малыш не в счет). Это было уже 18 июля, разгар сезона, в Судаке цены уже были по $20 с чел./сутки, т.е. в 2,5 раза выше. В Курортном есть проблемы с водой. Но у нашего хозяина всегда была и холодная, и горячая.

Итак, 18 июля мы переехали из Судака в Курортное, где провели последние 5 дней отпуска. К своему удивлению, уже накануне переезда обнаружили прямо рядом с нашим домом в Судаке, на площади в начале Кипарисовой аллеи киоск автовокзала, где купили заранее билеты на феодосийский автобус до Щебетовки. От автобусной остановки в Щебетовке доехали на частнике за 10 гривен, т.к. были с вещами. Хозяин нас ждал. Уже в первые часы в Курортном возникло ощущение, что мы здесь давно. Сразу сходили в магазин в 4-х этажке и купили все необходимые продукты. (Готовили снова дома, благо условия были). На рынке перед магазином купили еще фруктов (персики по 5-6 гривен просто таяли во рту от спелости) и двинулись к морю. Тишина и покой. Окунулись в море, а вечером любовались закатом над Карадагом.

Переезжая в Курортное, мы планировали сплавать к Карадагу на катере, попасть в Лягушачьи бухты, как советовала Ольга Липунова, и, если получится, сделать восхождение на Эчкидаг, сходить в Лисью бухту и съездить в дом Волошина в Коктебеле. Как и ожидалось, выполнить все намеченное за остававшиеся 5 дней не удалось. Мы не попали в Лягушачьи бухты, т.к. узнали на Биостанции, что они с этого года закрыты для посещения. Причина в том, что приходящие в заповедник мусорят и не соблюдают правил посещения. Очень жаль, что мы пострадали от чьей-то дикости. А в музей Волошина не поехали, т.к все время была хорошая погода и дети предпочли пойти на море. Но не беда, попадем в музей в следующий раз ( у нас еще остался и непосещенный музей шампанских вин в Новом Свете). А вот морская экскурсия к Карадагу была очень удачной.

Морская экскурсия к Карадагу

Сразу скажу, что к Карадагу морем приглашают сплавать и в Судаке, и в Феодосии, и в Коктебеле. Так, мы в 97 году плавали на теплоходе из Феодосии, но тогда нам экскурсия не понравилась. Дело в том, что большие суда, теплоходы и катера, не могут подплыть к скалам Карадага близко, на них много народу, который толпами скапливается у борта и у окон. Это создает атмосферу ажиотажа, как на стадионе, несовместимую с восприятием красот Карадага. Да еще в ту экскурсию в97 году был приличный шторм и нас укачало. И стоят такие экскурсии дороже (по-моему, из Судака 60 гривен за взрослый билет). А вот от причала в Курортном или с Биостанции морская экскурсия стоит 30 гривен гривен за взрослый билет и 20 гривен за детский, плавают катерки и шлюпки, идут они близко к скалам и даже под Золотыми воротами.

Мы уже на следующий день пошли к 9.30 утра к причалу в Курортном и сразу сели на первый в тот день катер. Нам очень повезло, что желающих на катер было мало, и капитан, созвонившись по моб. телефону с Биостанцией, решил пересадить нас на шлюпку, отплывавшую от причала на Биостанции. Нас, как в кино, прямо в море пришвартовали к шлюпке, и мы перепрыгнули в нее, как пираты при абордаже. Мы сразу поняли, что на шлюпке плыть интереснее и нам случайно повезло. Вывод: плыть к Карадагу лучше от причала на Биостанции, предварительно узнав, как попасть именно на шлюпку. Шлюпка заскользила по гладкой синеве моря, погода с утра была великолепная, полный штиль. У нас захватывало дух от близости воды и скал, от ощущения нереальности происходящего. Проплыли мимо Короля и Королевы к Ивану-Разбойнику, оставив в Разбойничьей бухте любителей дайвинга (это пока разрешено.) Дальше вдоль сказочных скал, потом проплыли под Золотыми воротами, мимо жерла вулкана к Сердоликовой бухте, по пути заплыв в грот с летучими мышами (самих мышей мы не видели, но их противные крики и запах испражнений оставили неизгладимое впечатление.) На обратном пути опять мимо Льва проплыли под Золотыми воротами. Когда вернулись в Курортное, даже не поверилось, что прошло всего 1,5 часа.

Восхождение на Эчкидаг. Лисья бухта

Когда я прочитал отчет о Курортном "Кыр-Пыр", то решил, если попадем в Курортное, тоже взобраться на Эчкидаг. Прямо с веранды нашего нового жилища были прекрасно видны его манящие вершины (Кстати, а из окна - Карадагские Король и Королева.) На набережной у мостика нашел точку экскурсбюро и узнал, когда будет экскурсия (на Эчкидаг ведет только один инструктор и не каждый день.) Для подстраховки от непогоды решил купить билет непосредственно перед выходом, это было возможно. Стоит билет 25 гривен. Зная, что маршрут может быть сложным для детей, я пошел один, а жена с детьми в тот день были на пляже. Начало экскурсии раннее, в 6 часов утра. Я все боялся проспать, но пришел к мостику первым без 20 минут шесть. Познакомился с инструктором. Александр Иванович оказался человеком словоохотливым и рассказал много интересного про окрестности. Тем временем над горами стало восходить солнце, и в 6.15 утра наша группа из 15 человек вышла бодрым шагом в сторону Крабьего мыса.

Первые впечатления от красивейших видов на Карадаг и Эчкидаг на восходе солнца. Довольно быстро мы обошли гору Маяк и стали взбираться на Кокуш-Кая. Александр Иванович, оптимистически оценив состав группы, решил, что мы пойдем не "тропой пенсионеров", а прямо вверх по склону. Для меня это оказалось физически не трудно, т.к. порода на склонах неровная, и всегда легко найти уступы. Хотя некоторые подъемы были затяжными, но карабкаться было приятно. Дождей накануне не было и тропы были сухими. Во время восхождения выяснилось, что Александр Иванович увлечен оккультизмом и готов, не умолкая, рассуждать часами о внутренней энергии, чакрах, уровнях, дервишах и т.д. и т.п. Благо, аудитории в лице нашей группы в течение всей экскурсии деваться было некуда, а длилась она с 6 утра до 2 часов дня (т.е. более 8 часов!).

Кстати, при продаже билетов говорили о длительности 5 часов, не предупреждали, что нужно брать воду и еду, нести их и вещи в рюкзачке за плечами, освободив руки, быть в кроссовках и гол. уборах. Но у меня необходимое оснащение и еда были, поэтому я чувствовал себя комфортно, а от проповедей Александра Ивановича я периодически уходил вперед по тропе. Надо отдать должное Александру Ивановичу, он еще и интересно рассказал о вершинах Эчкидага, о Карадаге и всех окрестностях. А виды сверху были потрясающими! Весь Карадаг был ниже нас, и над ним плыли облака, панорамы Лисьей бухты и Курортного, Меганома и Солнечной долины, а за ними даже Судака и Нового Света. Море сливалось с небом, горизонта не было. Где-то вдали по небу от Меганома плыл кораблик. Облака проплыли через нас, и мы вдохнули их влагу. Последовательно мы взошли на вершины Кокуш-Кая, а потом через буковый лес на Кара-Оба. Подъем по лесу был не утомительным. Потом Александр Иванович хотел было, ввиду своего хорошего настроения, повести нас еще и на 4-ю вершину. Но, посмотрев на молящие о пощаде лица загнанных за часы похода женщин, сообщил, что эта вершина обладает отрицательной энергией. Поэтому идти на нее сегодня не надо, а то женщины потеряют энергетику, выбьются из сил и проклянут его, экскурсию и весь свет. И мы пошли вниз в Лисью бухту. Спускались долго (более 1,5 часов), это было не так приятно, как подниматься. К тому же уже палило солнце. Но, несмотря на усталость, очень понравились альпийские луга и просто акварельные виды на Меганом и Лисью бухту. Спустившись, наконец, к морю, с наслаждением поплавали. Так не хотелось идти в Курортное по жаре, но что поделаешь. Когда я вернулся домой, жена уже волновалась и выслушала мой рассказ со смешанным чувством зависти и сочувствия. Из дома в Курортном вершины Эчкидага все так же прекрасно были видны.

Окончание отпуска. Феодосия.

Билеты назад мы покупали заранее в Москве на поезд 204 из Феодосии. Из Курортного без проблем на маршрутке (по 4 гривны за билет) доехали до Феодосии, где погуляли 1,5 дня. После Судака, Нового Света и Курортного показалось грязно и многолюдно. Пляж в центре ужасный. Насыпная галька как на дорогах и мутная вода. Толпы людей и панорамы кранов, труб и коробок домов. Порадовались, что мы правильно отдыхали не в Феодосии. Но с удовольствием сходили в музей Грина и в Картинную Галерею, погуляли по знакомым улицам и по набережной. Нам не повезло в день отъезда, когда из-за взрывов снарядов под Мелитополем поезд задержали на 4 часа, но утешило то, что могло быть хуже, если бы уезжали днем раньше.

В итоге

Отдохнули хорошо. Погода была хорошей, море теплым, вода чистой. И на пляже, и в парках и заповедниках было приятно. Надышались чистым, пахнущим хвоей воздухом, вдоволь накупались. Красоту пейзажей Нового Света, Карадага и Эчкидага описать словами невозможно. Дорога тоже была неутомительной, за исключением 4-часовой задержки в Феодосии, но и это ЧП общего впечатления уже не испортило. Наелись от пуза свежих фруктов и овощей. (К слову, когда вернулись домой, я пошел на рынок и так и не смог ничего купить! Все привозные овощи и фрукты были настолько хуже, что их и есть не хотелось. От этого ощущения мы отошли только через неделю-две.)Обошлось это нам, включая билеты, за 21 день отдыха на 2-х взрослых и 2-х детей, один из которых дошкольник, примерно в $1200-1300.

Считаю, что отпуск провели удачно благодаря тому, что еще с зимы начали к нему готовиться, собирали информацию из всех источников (от друзей, знакомых, из Интернета). Большое спасибо всем, кто пишет свои впечатления об отдыхе.

Желаю всем, кто поедет в Крым такого же удачного отдыха.