This version of the page http://smi.liga.net/articles/IT071107.html (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2008-04-26. The original page over time could change.
Видимость государства // Мониторинг СМИ
 
Медиа-новости
25.04.2008 Национальные теле- и радиокомпании предлагают реформировать
25.04.2008 ТРК "Украина" меняет логотип
25.04.2008 Донецкая телесеть "Максимум ТВ" заявляет о давлении прокуратуры
25.04.2008 "Интерфакс" и РИА "Новости" начинают совместный образовательный проект
25.04.2008 "1+1" покажет документальные фильмы о Чернобыле
все новости >>
 

 
25.04
Нацбанк отказался пересматривать валютный коридор Президент выступил с квартальным отчетомСамолет по цене поезда Угрозы России попали в цельПилюли не на здоровьеПровайдеры заработали на чужих сетях Мисс выбрали со скандалом
 
MarketGid
Загрузка...
 

 
Статья

Видимость государства

Олег ВОЛОШИН (Эксперт (Украина), № 42, 29 октября - 4 ноября 2007)

На досрочных выборах в польский парламент победили правые либералы. От них ждут более взвешенного поведения в отношении Евросоюза и России. В целом особых изменений не произойдет, потому что центральная власть в стране уже почти ничего не может.

Одним братом Качиньским в польской правящей элите стало меньше. На досрочных выборах сейма 21 октября убедительную победу одержала либерально-националистическая партия "Гражданская платформа" (ГП) во главе с Дональдом Туском - основным оппонентом Леха и Ярослава Качиньских. В новом парламенте соратники Туска получат 209 мест, тогда как правившая с осени 2005 года национал-популистская партия "Право и Справедливость" (ПиС) завоевала 166 депутатских мандатов. Это больше, чем в 2005-м, но для формирования большинства в сейме нужен 231 депутат, а блокироваться братьям Качиньским не с кем. Их бывшие союзники по правительственной коалиции - радикальная националистическая "Самооборона" и клерикально-консервативная "Лига польских семей" - вообще не преодолели пятипроцентный проходной барьер. Со всеми остальными партиями и блоками, прошедшими в парламент (кроме ГП, это союз "Левые и Демократы" бывшего президента Александра Квасьневского, а также аграрная Польская народная партия), Качиньские давно рассорились. Поэтому в Польше точно будет новое правительство. Самая противоречивая в современной истории страны эпоха популизма, охоты на ведьм и ссор со всеми соседями уйдет в небытие. Но это также означает, что планы реставрации сильного польского национального государства будут отложены в долгий ящик.

Победа заробитчан

Успех оппозиции на выборах принесла беспрецедентно высокая за последние шестнадцать лет явка избирателей - 53,88%. По украинским меркам вроде бы немного. Но для Польши, значительная часть граждан которой находится на заработках в странах Западной Европы, это очень высокий показатель. Как правило, выборы игнорирует самая динамичная и самодостаточная часть польского общества: молодежь, квалифицированные специалисты, предприниматели - все те, кто равнодушен к популистским лозунгам большинства партий и кто ориентируется на либеральные ценности. На этот раз они приняли активное участие в голосовании, отдав свои симпатии "Гражданской платформе". В течение нескольких недель перед выборами поляки массово выезжали из Лондона, Стокгольма, Глазго, Дублина, Берлина и других городов, чтобы высказать на родине свои предпочтения. Польские посольство и консульство в Лондоне несколько раз заказывали дополнительные бюллетени из-за неожиданно большого количества желающих принять участие в выборах.

Поляки-заробитчане не только скептически относятся к авторитарно-популистским замашкам Качиньских, но и стыдятся их. Скандальная внешняя политика Варшавы последних двух лет, вобравшая в себя лучшие традиции советской "дипломатии Вышинского", превратила страну в головную боль всей Европы. Качиньские демонстративно ссорились с Германией, бередили старые раны времен Второй мировой войны, шли наперекор европейским традициям политкорректности и вообще всячески стремились показать свою особую роль в ЕС. Даже корректные журналисты канала BBC в своих комментариях по итогам выборов заявили, что поражение партии "Право и Справедливость" вызвало "вздохи облегчения" в рядах европейской элиты. У польских заробитчан были все основания опасаться, что продолжение такого курса в течение еще нескольких лет спровоцировало бы державы старой Европы на кардинальный пересмотр своих отношений с Польшей, включая политику в области трудовой миграции. Эта угроза и побудила многих из них потратить время, силы и деньги, чтобы лишить ПиС власти. Живя и работая в Британии или Франции, лучше считаться "выходцем из молодой демократии, переживающей трудные реформы", чем гражданином всех раздражающей страны с огромными и ничем не подкрепленными амбициями.

Четвертый раздел Польши

В своих прагматичных установках польские трудовые мигранты в странах Западной Европы и не пытаются понять глубинных мотивов скандального поведения родного правительства. До 2005 года - при президентах Лехе Валенсе и Александре Квасьневском - разрушение коммунистической системы и интеграция в ЕС сопровождались активным демонтажом польского национального государства. Огромные полномочия в различных сферах управления передавались либо на субнациональный (в общины, города, воеводства), либо наднациональный (структуры Евросоюза) уровни (см. "Субсидиарное государство" и "Повятовая республика"). К 2005-му, когда президентом стал Лех Качиньский, а правительственную коалицию сформировала партия "Право и Справедливость" во главе с его братом-близнецом Ярославом, центральная власть в Варшаве была уже очень ослаблена. Реальные экономические процессы оказались вне влияния государственной бюрократии. Наиболее ликвидные предприятия и даже целые отрасли находились под полным контролем транснациональных корпораций, которые предпочитали работать с органами местного самоуправления и профсоюзами, игнорируя Варшаву. Власть и бизнес в стране действительно оказались разделенными из-за почти полного отсутствия крупного национального капитала. Все это сопровождалось освобождением государства от многих социальных обязательств в сфере материальной поддержки малоимущих, образования и медицины. Денежные потоки, подконтрольные польской центральной власти, по украинским меркам незначительны, поэтому и цена власти, и градус борьбы за нее там гораздо ниже.

Реализация в Польше чистой модели глобализации с размыванием национального государства и передачей его функций на нижний и высший уровни привела к трансформации роли власти. С одной стороны, это контроль над органами местного самоуправления. Здесь Качиньские попытались укрепить позиции центра развертыванием масштабной кампании по борьбе с "коллаборационистами". Речь шла о тех, кто до 1989-го занимал руководящие должности в Польской объединенной рабочей партии, административных органах и силовых структурах. Охота на ведьм в рядах польской элиты не только служила задачам повышения популярности Качиньских и избавления от людей, пришедших в центральную власть в период многолетнего правления Квасьневского, но и ротацией кадров на местах. Так лидеры ПиС хотели усилить влияние Варшавы на процессы в регионах и хоть как-то контролировать экономическую жизнь в воеводствах. К примеру, проблемы с достройкой нефтепровода "Одесса-Броды" до Плоцка в том числе вызваны и тем, что центральная власть в очень малой мере регулирует земельные вопросы, а выкупать у частных собственников распроданную в начале 90-х землю по спекулятивной цене не готовы ни Варшава, ни Киев. Прямого влияния на органы самоуправления ниже уровня региона у президента и правительства страны нет, поэтому они и пошли скандальным путем борьбы с коррупционерами, коммунистами и "коллаборационистами", надеясь заменить их местными партийными активистами. Ближайшей аналогией может служить ситуация в Киеве, где органы самоуправления получили такие полномочия, что центральная власть и политическая элита лишились действенных рычагов контроля над ними, а единственным инструментом осталось назначение досрочных выборов Киевсовета и мэра. Лех Качиньский до избрания президентом был мэром Варшавы и не понаслышке знает, как легко игнорировать правительство даже в столице.

С другой стороны, польская власть, делегировав многие полномочия Брюсселю, превратилась в своеобразный профсоюз, считающий своей главной задачей жесткое лоббирование интересов коллектива перед работодателем. Отсюда и многочисленные скандалы в отношениях между Варшавой и Евросоюзом, в которых Качиньские вели себя не как соавторы общеевропейского проекта, а как профсоюзные лидеры, заинтересованные только в субсидиях и преференциях. По аналогии с используемой при стачках остановкой конвейера Польша, отстаивая свои позиции, тормозила принятие евроконституции и блокировала переговоры с Россией по стратегическим вопросам. Качиньские стали для евробюрократов и элит старой Европы главными хулиганами, но при нынешнем состоянии польского государства выступить в другой роли они и не могли. Более того, любой политик во главе Польши, если, конечно, он добросовестно относится к своим обязанностям, вынужден будет делать что-либо подобное. Альтернативой может стать превращение из лидера профсоюза в простого посредника между суб- и наднациональными уровнями управления, как поступают лидеры большинства других новых членов ЕС из стран Центральной и Восточной Европы.

Большая потемкинская деревня

Лозунг о новой Речи Посполитой как региональной сверхдержаве (Качиньские даже призывали к переучреждению государства, созданию четвертой Речи Посполитой) нужен польской элите для прикрытия того факта, что Польша уже не является полноценным суверенным государством. По большому счету, Варшаве не нужна сколько-нибудь активная внешняя политика на иных направлениях, кроме европейского. Но признать это польские политики не готовы и активно имитируют бурную деятельность своей страны на международной арене, ввязываясь в конфликты с системообразующими государствами современности.

При наличии у партии "Право и Справедливость" монополии на власть главным объектом имитационной международной борьбы Польши была Россия. Дональд Туск при своем скептическом отношении к Москве все же постарается снизить градус польско-российских отношений. Просто потому, что этого неофициально добивается Евросоюз, которому позиция поляков мешает в важных переговорах с Кремлем по энергетическим и торгово-экономическим вопросам. Туск сделает все, чтобы избавить свою страну от статуса европейского изгоя. Зато либеральное правительство втянется в споры с Соединенными Штатами, демонстрируя европейцам, что Польша не будет "американским авианосцем" в Старом Свете, а своим гражданам - что их страна серьезный игрок на мировой арене. Основания для таких действий есть: почти тысячный контингент польских войск в Ираке и намерение США разместить на территории Польши компоненты системы противоракетной обороны (ПРО). Войска из Ирака Туск пообещал вывести в течение следующего года, а в переговорах по ПРО "Гражданская платформа" намерена выдвинуть Вашингтону дополнительные экономические условия. Никаких серьезных последствий для Белого дома это не повлечет: польский контингент в Ираке американцам больше не нужен, поскольку последние сами собираются уходить из страны, а в способность поляков отказаться от размещения ПРО на своей территории всерьез никто не верит даже в Варшаве. Но зато миф о новой Речи Посполитой получит новую подпитку.

В любом случае внешнюю политику Польши будет определять не только Туск. Лех Качиньский сохранит пост президента до 2010 года, и именно за ним останется последнее слово в этой сфере. Глава государства сможет влиять и на внутреннюю политику правительства. Поэтому новому кабинету министров придется идти на компромиссы с крупнейшей оппозиционной фракцией парламента. Площадкой для него может стать продолжение антикоммунистической кампании в более мягкой форме, и пострадают от этого левоцентристы во главе с Александром Квасьневским, которые одинаково неудобны и для либералов, и для националконсерваторов. Ведь Туск, как и ранее Качиньские, заинтересован в вытеснении людей Квасьневского из органов местного самоуправления. Поэтому коалиция ГП с союзом "Левые и Демократы", вероятность которой обсуждают некоторые эксперты, невозможна. Команда Туска создаст альянс с лоббирующей интересы агропромышленного комплекса Польской народной партией, у которой есть 31 депутат в сейме (в сумме это даст 240 мандатов при необходимых 231).

Что касается отношений с Украиной, то кроме появления еще более дружественной риторики, ничего нового не произоUдет. При всей нестабильности политической системы и нерешенности многих структурных проблем в экономике и госуправлении наше государство и бизнес сильнее и самостоятельнее польского. Это подтверждают покупки украинскими бизнес группами крупных промышленных активов в Польше. Киеву не нужно ни копирование польской политической модели, ни забота Варшавы о нашем месте на международной арене. Хорошо бы, чтобы новое правительство соседей сняло проблему ужесточения визового режима, связанного с присоединением к Шенгенской зоне. Но ничего значительного оно сделать не сможет. Ведь как хороший профком, который должен заботиться о собственном коллективе, польская власть не станет отказываться от расширения прав своих трудовых мигрантов и бизнесменов ради облегчения жизни нашим заробитчанам. А делать исключения из режима Шенгенской зоны Варшаве никто не даст.

Настоящая новая Речь Посполитая не получилась. Попытка реанимировать национальное государство при Качиньских сопровождалась такими издержками, что поляки предпочли отказать в доверии инициаторам процесса. Для Украины этот урок необычайно важен. Уходя все дальше от сверхцентрализованного и суверенного СССР, теперь мы знаем, до какой крайней точки доходить не стоит.

Реформаторская платформа

Первого успеха "Гражданская платформа" (ГП) добилась на выборах в сейм в 2001 году: тогда она набрала 12,6% голосов и стала наиболее крупной оппозиционной партией. На выборах-2005 ГП получила уже 24,1% - это позволило ей сформировать вторую по численности фракцию (после партии "Право и Справедливость"). Единственным поражением для "Гражданской платформы" стали президентские выборы 2005 года, когда во втором туре ее кандидат Дональд Туск проиграл Леху Качиньскому ("Право и Справедливость") с разницей 10% голосов.

"Гражданская платформа" - это либерально-консервативная партия, которой не чужда националистическая риторика. Ее основной электорат - жители больших городов (Варшавы, Кракова, Вроцлава, Гданьска), средний класс и молодежь. Главным лозунгом партии во время нынешней предвыборной кампании стало максимальное использование новых экономических возможностей, которые Польша получила благодаря вступлению в 2004 году в Евросоюз (особый акцент был сделан на создании условий для возвращения на родину уехавших на заработки граждан).

Отстаивая либеральные взгляды, "Гражданская платформа" намерена добиваться дальнейшей приватизации госсобственности и сферы здравоохранения, децентрализации бюджетных расходов, снижения ставок налогообложения. Среди предложенных партией внутренних преобразований реформа образовательной системы (в частности, предоставление равных прав частным и государственным университетам и введение уроков экономики в школах). В программе ГП присутствует и социальная риторика (в том числе повышение зарплат бюджетникам и увеличение пенсий), но лозунги партии никак нельзя назвать популистскими. В 2005-м акцент на цифрах и экономических показателях сделал избирательную кампанию "Гражданской платформы" более скучной по сравнению с лозунгами о новой Речи Посполитой братьев Качиньских, что отразилось на результатах парламентских выборов. Нынешний успех ГП эксперты объясняют не столько либерализацией взглядов польского общества, сколько сильным разочарованием политикой партии "Право и Справедливость".

Екатерина Калиновская

Субсидиарное государство

Субсидиарность - основной принцип распределения властных полномочий в Евросоюзе. Он подразумевает, что управление, когда это целесообразно, осуществляется на возможно более низком уровне. Этот принцип введен Маастрихтским договором в 1992 году. Тогда же в качестве консультативного органа был создан Комитет регионов.

Отсутствие в документах Евросоюза четкого определения принципа субсидиарности не позволяет рассматривать его как правовую норму. Это политический принцип. Его использование зависит от конкретной интерпретации и ситуации, определяемой расстановкой политических сил в ЕС. Хотя такие страны, как Великобритания, видят в механизме субсидиарности средство замедления европейской интеграции и усиления компетенций национальных государств, объективно его применение усиливает наднациональный вектор в политике Европейского Союза.

Структурные операции ЕС предусматривают широкий спектр методов проведения региональной политики. Ежегодно на это уходит более 32 млрд евро, что составляет более трети бюджета Евросоюза. Предоставление структурной помощи служит мощным инструментом влияния Европейской комиссии на государства-участники, поскольку от нее во многом зависит выбор страны или региона получателя этой помощи. При этом Брюссель часто напрямую работает с органами местного самоуправления, игнорируя Варшаву.

К структурным фондам ЕС относят: Европейский фонд регионального развития, Европейский социальный фонд, Европейский фонд ориентации и гарантий сельского хозяйства и финансовый инструмент ориентации рыболовства (неофициальное название - Рыболовный фонд).

Обычно фонды используются для частичного финансирования проектов в различных сферах экономического развития (помощь бизнесу, развитие инфраструктуры, научные исследования, техническая модернизация, человеческие ресурсы, туризм, окружающая среда, транспорт, возрождение городов).

Игорь Лавриненко

Источник


Распечатать
 
НА ЭТУ ЖЕ ТЕМУ
[ Туск Дональд ]
Премьеры оказались в ударе Алексей ГУЖВА (Коммерсантъ-Украина, № 55, 31 марта 2008)
Поляки ссорятся из-за Украины Олекся БАСАРАБ (Газета "24", № 42, 26 февраля 2008)
Польский Премьер пострадал из-за Украины Олекся БАСАРАБ (Газета "24", № 21, 1 февраля 2008)
Правительство вовремя Олекся БАСАРАБ (Газета "24", № 190, 16 ноября 2007)
 

Реклама

 
Анонсы изданий
"Власть денег" №17-18 от 25 апреля 2008
 
МЕТА
Загрузка...