This version of the page http://kut.org.ua/books_a0002.php (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2008-01-31. The original page over time could change.
Литературный журнал "Реальность фантастики". Автор: Ярослава ВАНЕЧКА / Культурный тренажер. Интернет-журнал о культуре






архів статей
можна подивитися тут



анонси статей

ВЕРСИЯ REVERSIO

Книга Андрея Дмитриева "Сторожевая элегия" словно готовится на открытом огне прямо перед тобой. И все ингредиенты, как на привале горного пастуха, чужды холодильникам и микроволновкам.
полный текст здесь

ТАРАС ШЕВЧЕНКО
ГОВОРИТ ПО-ФРАНЦУЗСКИ


До последнего времени переводы украинских классических и современных авторов на французский язык появлялись редко и их было мало. Ситуацию коренным образом изменила «Антология украинской литературы ХI—XX вв.» (Париж —Киев).
полный текст здесь

КУЛЬТУРНЫЙ ТАКСИДЕРМИЗМ
СЕРГЕЯ СОЛОВЬЕВА


В Германии, где в основном обитает, он готовил проект "Фигура времени". Объект представляет собой монументальный двухъярусный лабиринт, который погружает посетителя в гуманитарное странствие во Времени, Пространстве и Языке, провоцируя на отклик...
А вот в Киев Соловьёв не спешит, хотя жаль.

полный текст здесь

РУССКИЙ ДРУИД НИКОЛАЙ ГУМИЛЕВ

Еще в довладимирский период в Киевской Руси существовали очаги христианства ирландского происхождения. Позднее Ирландия стала католической, но факт изначальной близости Руси и "страны друидов, снов и струн" был известен Николаю Гумилеву.
полный текст здесь

"В ТИХОСТРУЙНОМ ТЕЧЕНЬИ
«ДВУРЕЧЬЯ»…"


Недавно харьковское издательство «Крок» выпустило книгу «ДвуРечье» (Литературно-художественный альманах «Харьков — Санкт-Петербург»). Книга приглашает к размышлению об общностях Харькова и Санкт-Петербурга.
полный текст здесь

ЦЕННОСТИ АРХЕОЛОГИИ

Книжный археологический рынок сейчас насыщен низкопробной продукцией сомнительного качества, отвечающей более жанру фэнтези. Такие издания имеют спонсорскую поддержку и, как следствие, — замечательную полиграфию, а на самом деле — не что иное как желтая пресса от «науки».

А что же наука?
полный текст здесь

Культурный тренажер / Книги и журналы / Людмила ЧУМАКИНА. Золотоискатель ЗОЛОТОИСКАТЕЛЬ

Пожалуй, самым значимым событием 2004 года для Станислава Минакова следует считать выход в свет его книги избранных сочинений "Хожение".
полный текст здесь

Культурный тренажер. Интернет-журнал о культуре / Кино и театр / Варел ЛОЗОВОЙ. Влад Цепеш по прозвищу «Дракула». Литература, кино и исторические реалии ВЛАД ЦЕПЕШ ПО ПРОЗВИЩУ "ДРАКУЛА"
Литература, кино и исторические реалии

Представляете — вампир-номер-один не пил крови! Так или иначе, и каким абсурдным не показалось бы подобное утверждение, но исторический Дракула действительно крови не пил. Увы, доминирует презумпция невиновности.

полный текст здесь

Культурный тренажер / Книги и журналы / Ксения ВЛАДИМИРОВА. Книга из супермаркета КНИГА ИЗ СУПЕРМАРКЕТА

В серии "Суперmarket" московского издательства Ad Marginem вышел новый роман Владимира Козлова "Варшава". Что же доброго может прийти супермаркета?
полный текст здесь

Культурный тренажер / Книги и журналы / Ксения ВЛАДИМИРОВА. Питательная маска литературной критики ПИТАТЕЛЬНАЯ МАСКА ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ

Критические работы пана Григория Грабовича неизменно вызывают во всем украинском обществе, а не только в литературных кругах, мощный резонанс: множество публикаций и обсуждений - как позитивных, так и негативных. Новая книга ученого "Тексты и маски" - не исключение.

полный текст здесь

ТЫ КУДА, ОДИССЕЙ?

В Харькове, Киеве и Донецке прошли презентации антологии "Освобожденный Улисс. Современная русская поэзия за пределами России". В книгу вошли произведения 244 авторов из 26 стран.

полный текст здесь

Культурный тренажер / Книги и журналы / Наталья БЕЛЬЧЕНКО. Панство розлитих вин “ПАНСТВО РОЗЛИТИХ ВИН”

Тарас Федюк издал книгу для посвященных. Собственно, он и раньше писал книги для посвященных, но теперь откровенно заявил об этом на обложке. Книга называется "Таємна ложа".

полный текст здесь





Культурный тренажер / Книги и журналы / Ярослава ВАНЕЧКА. Фантастика в картинках Фантастика в картинках

Ярослава ВАНЕЧКА, Киев.
Апрель 08, 2005 г., пятница.

Вашему вниманию, уважаемые читатели, я хочу предложить интервью с художником-иллюстратором прекрасного киевского литературного журнала "Реальность фантастики". Работами Елены Масловой, я бы сказала, не оформляются, а дополняются тексты рассказов и повестей в этом издании. Казалось бы, небольшие картинки, на самом деле, все разные… и вот, создается особая атмосфера, "уют", что ли. Читателя не бросают на произвол судьбы среди множества не известных ему пока текстов. Его как бы приглашают к беседе, к обсуждению: так, мол, увидели рассказ мы, а ты что думаешь по этому поводу? Этот диалог продолжается от номера к номеру, и ты уже чувствуешь в гостях у "Реальности фантастики" себя как дома.


Елена Маслова, художник-иллюстратор киевского литературного журнала "Реальность фантастики".
- Лена, если позволишь, я начну с вопроса, который, собственно, и привел меня к тебе. Я довольно-таки регулярно покупаю и читаю ваш журнал, но все эти тексты - повести и небольшие рассказы, science fiction, фэнтези, киберпанк - я не умею воспринимать так, как воспринимаешь их ты. То есть так, чтобы в одном образе, а иногда и просто одной линией передать сюжет, настроение, стиль, характеры. До сих пор помню иллюстрацию к рассказу Лоры Андроновой "Жалости нет" в одном из первых номеров - это был очень мощный аккорд, если можно так выразиться, завершающий повествование. Как это у тебя получается - так емко, изящно?

- Ой… Да как же это можно объяснить? Спасибо, конечно, за такую оценку, но я, и правда, не понимаю, как все происходит. Вот я читаю и рисую, или рисую позже… Но я вижу то, что собираюсь нарисовать. Вот… я это вижу, и все.

- А как в таком случае ты относишься к тому, что иллюстрация все-таки должна пояснять текст, раскрывать его, "освещать", в конце концов, если вспомнить буквальное значение этого слова?


Александр Шакилов. Тёмочка, РФ, №3(19), 2005 г.
- Ну, насчет "пояснять" и "раскрывать", не знаю. Я не анализирую рассказы, которые читаю, то есть не разбираю их "по косточкам", как сделал бы это, например, литературный критик. Я читаю в свое удовольствие. Был, например, со мной совсем уж курьезный случай. Приблизительно год назад шла в номер вещь Виктора Точинова. Называлась она, кажется, "Ночь накануне юбилея Санкт-Петербурга". Так вот, я этот рассказ прочла, все персонажи в мельчайших деталях - благо колоритные были персонажи, запоминающиеся - отрисовала, и только потом, спустя некоторое уже время, до меня дошло… и то, о чем, собственно, этот рассказ, и кто на самом деле все эти герои, физиономии которых я так ясно увидела и постаралась изобразить. Оказалось, что "папа" у них Марк Твен, а Точинов выступил разве что в роли "крестного отца".

Таким образом, я никому ничего не пытаюсь объяснить. Иллюстрация ведь не инструкция. А вот насчет "осветить"… Недавно совсем был рассказ… ну, прямо скажем, не всем понравится, на любителя. Но уже в конце в самом - последние строки - такой образ! Представьте - на балконе в клетке… ангелочки какие-то. Вот я и нарисовала одного из них. Получилось, что у автора "в главных" героях Темочка, демон-искуситель, а у меня - малыш-купидончик. Мы просто по-разному осветили один и тот же предмет. Думаю, никто от этого не проиграл. "Улыбка" получилась, и получилась добрее.

- В свое время какой-то художник подписывал работы так: "Сочинил и рисовал…" Тем самым он, наверное, подчеркивал: нарисовать что - попробуйте сочинить, придумать что-то из ничего. Что для тебя сложнее - замысел или его воплощение?

- Я ведь уже говорила - я не придумываю. Я предлагаю свое видение. И если для этого требуется вдохновение, то оно находит меня каждый раз, когда мне это необходимо. С этим никаких проблем. Проблема в другом - усадить себя за стол и заставить работать. Вот когда мне это удается, я могу сделать много. Очень много. И не без удовольствия для себя.

- Лена, давай теперь поговорим о том, с чего в общем-то принято начинать интервью. Расскажи немного о себе. Да и признайся честно - художниками рождаются или становятся?

- Ну, я так точно не родилась… Даже желаний в себе таких - быть художницей - не ощущала. Хотела стать учителем. Вплоть до 10-го класса. Не знаю, не помню, что именно переменилось во мне тогда, но уже будучи выпускницей, я рисовала. После школы работала пестрильщицей на фарфоровом заводе - прорисовывала сервизы. Именно там и тогда мне повезло с учителем - это я сейчас только поняла. Все-таки много он сумел мне дать, рассказать, показать, объяснить.


Джордж Райт. Нетривиальное решение, РФ, №1(5), 2004 г.
Потом был институт легкой промышленности. Но я его бросила. В моем характере обнаружилась абсолютное неприятие академического образования. Я могу образовываться и обучаться, только работая. И наоборот. По-другому не получается.

- Лена, в твоих рисунках - при всем при том, что ты, я так понимаю, пытаешься передать настроение, атмосферу рассказов - всегда есть что-то только твое. Почерк, стиль - назови как хочешь. Какой была твоя "школа" в этом смысле?

- Насчет "школы" не знаю, а вот кто действительно мне помог… Обри Бердсли, конечно. Именно со знакомства с его работами и началось мое увлечение графикой. (Показывает мне иллюстрации английского художника к "Саломее" Уайльда.) Смотри - вот вся композиция, все это сделано, скреплено одной линией. Да и все его полутона, штриховки, узоры, вензеля… Потрясающе, человек, судьба которому подарила только четверть века (он умер в 25 лет), актер, художник, писатель, поэт, определил развитие многих направлений искусства на десятилетия вперед. Он очень бережно относился к оформлению книги и в этом направлении я считаю его непревзойденным мастером - прежде всего думающим и заставляющим задумываться над своими работами других.

- Скажи пожалуйста, с фантастикой легче работать? Что ты любишь читать?

- Не вижу особой разницы в оформлении фантастики и не-фантастики. По большому счету, все это выдумки, fiction. С моей точки зрения, есть хорошие тексты, а есть плохие. Наш журнал для меня, прежде всего, литературное издание. И в нем публикуют интересные повести и рассказы. То, что они фантастические, их не портит.

Что касается любимых книг? Назову первое, что придет в голову, - "Сто лет одиночества". Да, сейчас уже "надцатый" раз перечитываю и просматриваю Туве Янссон. Ее фантастические во всех смыслах этого слова "детские рассказы для взрослых", думаю, помогут мне в работе… Но это, так сказать, подпадает под рубрику "Творческие планы"…

- Ты собираешься иллюстрировать детское издание? Как думаешь, это сложнее, чем рисовать картинки "для взрослых"?

- Не знаю, не пробовала. Вот только собираюсь. Но, в принципе, возрастных ограничений в восприятии того же янссоновского Мумии-тролля нет - от 3-х лет до 93-х.

- Лена, ты говорила о хороших, интересных текстах в журнале. А вот как ты поступаешь с рассказами, которые тебе не нравятся? Бывает же такое?

- Бывает, конечно. Не может все одинаково нравиться. Дай в руки трем человекам любой номер журнала и попроси назвать самый классный и самый отвратительный рассказ. Они назовут, но как думаешь, их мнения совпадут?


Павел Амнуэль. Зеленый луч, РФ, №7(11), 2004 г.
А что я делаю с непонравившимися мне рассказами? Я их иллюстрирую. У меня ведь свои "средства выразительности". Мои герои могут быть трогательными, смешными, чудаковатыми. Захочу - добавлю деталей, "реализма", так сказать. А захочу - будет гротеск. Я ведь и пошутить умею, и посмеяться могу.

- Никто не обижался пока? Авторы ведь такой народ…

- Нет, все только хвалят.

- Один из традиционных вопросов. Как тебе работается в родном издании, в "Реальности фантастики"?

- Вот тут могу сказать без тени лести - замечательно. Я чувствую себя абсолютно свободным художником. Никто не стоит у меня за спиной и не водит моей рукой. Никто не объясняет, как и что надо сделать. Думаю, не все, но коллеги по цеху меня поймут.

- Под конец нашего разговора позволь задать тебе немного философский вопрос. Кто-то из великих сказал: художник не берет от мира, а дает миру. Как ты думаешь, ты больше берешь или отдаешь?

- Хм, сложно сказать. Я, на самом деле, просто этот мир люблю, жизнь люблю, все то, что меня окружает… Я стараюсь многое замечать, запоминать. Иногда из-за этого обычная прогулка превращается в кошмар. Потому что не могу расслабиться - мне интересны те же прохожие, лица, манеры, походка. Получается, я очень много беру. Но и отдаю тоже. (Думает.) Я бы сказала так: я возвращаю миру долг уже в тот момент, когда беру, потому что вижу и ощущаю все не так, как другие, по-своему. И в этом уже и есть моя отдача. Ты ведь так не умеешь, сама говорила (смеется).

- Так не умею, это точно. Спасибо, Лена, за интересную беседу. Как принято говорить, удачи тебе, вдохновения и творческих свершений.




все статьи по теме


• Три товарища