This version of the page http://www.icfcst.kiev.ua/Amosov/amo_karpenko.html (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2008-01-20. The original page over time could change.
Николай Михайлович Амосов. Книга памяти
Книга Памяти Николая Михайловича Амосова.


ОБ АКАДЕМИКЕ Н.М.АМОСОВЕ
профессор Виктор Степанович Карпенко

Я благодарен Николаю Михайловичу Амосову, что в 1996 г. во время 75-летнего юбилея журнала "Клиническая хирургия" он предложил вступить мне в клуб академиков при доме ученых НАН Украины. В очередную пятницу я пришел в Дом ученых, Николай Михайлович представил меня президенту клуба члену- корреспонденту НАНУ Борису Николаевичу Малиновскому. С тех пор я являюсь членом этого замечательного коллектива.
С Н.М. Амосовым мне приходилось довольно часто общаться. Я пишу о том, что он мне сам говорил или о том, что я видел, встречаясь с ним.
Со слов Николая Михайловича знаю, что во время войны с Японией, в госпиталь, где он служил хирургом и заведующим отделением приехал главный хирург военно-морского флота СССР, профессор Бочаров. Обходя хирургическое отделение, профессор Бочаров обратил внимание на четкие и ясные доклады, грамотную работу заведующего хирургического отделения. Приближался конец войны. Предстояла демобилизация из рядов Советской Армии. Узнав от Н.М. Амосова, что дальнейшую работу он связывает с Москвой, профессор Бочаров написал Николаю Михайловичу Амосову рекомендательное письмо к своему другу - выдающемуся московскому хирургу профессору Юдину Сергею Сергеевичу, главному хирургу Института скорой медицинской помощи им. Склифосовского в г. Москве, который был тогда хирургической Меккой в Советском Союзе.
В результате встречи Николая Михайловича с профессором С.С. Юдиным он получил должность заведующего операционным отделением института. Позже он понял, что это было совсем не то, на что он рассчитывал. В институте скорой медицинской помощи было много отделений и еще больше операционных. Ему, как заведующему хирургическим отделением, предстояло каждый день согласовывать план предстоящих операций по каждому отделению и каждой операционной. Такие служебные обязанности не давали ему возможности участвовать в операциях. Положительным в его должности было то, что каждый день он видел множество самых разнообразных операций, в исполнении известных хирургов того времени, что оказалось полезным для последующей работы.
В Н.М. Амосове было два специалиста хирург и инженер. Чтобы не терять зря времени в операционном отделении, он чинил инструменты и аппараты, достигнув в этом некоторых успехов.
Смотреть, как другие хирурги оперируют не в характере Николая Михайловича. Через три месяца он воспользовался приглашением и уехал на работу г. Брянск на должность заведующего хирургическим отделение областной больницы.
В Брянске Николай Михайлович занялся новым направлением в хирургии: оперативным лечением туберкулеза легких. Заслуга профессора Н.М. Амосова в разработке этого отдела легочной хирургии состояла в том, что он решительно отказался от паллиативных операций, применявшихся в те годы, в пользу радикальных операций, смысл которых состоял в удалении всего туберкулезного очага с частью или всего легкого.
В Брянске не было морфологов, досконально знающих проблему туберкулеза легких, которые бы помогли Н.М. Амосову в решении поставленных им научных проблем. Это обратило его взор на Киев, где был институт туберкулеза и пульмонологии им. Яновского. Из Брянска Н.М. Амосов периодически привозил препараты легких, пораженных туберкулезным процессом, в киевский институт для изучения с опытными морфологами и фтизиатрами.
В Киеве Н.М. Амосов знакомится с профессором Александром Самойловичем Мамолатом, директором института туберкулеза Минздрава Украины. В процессе общения профессор А.С. Мамолат увидел в Амосове перспективного ученого и пригласил на работу в Киев. Киев встретил Николая Михайловича с распростертыми объятиями. В Киеве его работа была связана с двумя институтами - туберкулеза и пульмонологии и институтом усовершенствования врачей.
В 1956 г. я познакомился с Николаем Михайловичем Амосовым в его клинике, которая располагалась на ул. Рейтерской на базе городской больницы. В то время Николай Михайлович начал разрабатывать проблемы хирургии сердца.
Мне повезло в том смысле, что в день моего посещения клиники Н.М.Амосова, предстояла операция - митральная комиссуротомия при сужении митрального клапана сердца.
Начало операции задерживалось. У Н.М. Амосова появилась нервозность. Позвонив в операционную по телефону, ему ответили, что его пригласят через 20 минут. Но и через 20 минут его не пригласили.
Тогда он сам пошел в операционную.
Задерживалась операция потому, что анестезиолог никак не мог заинтубировать больного и начать полноценный наркоз. В те годы методика интубационного наркоза была разработана плохо, не было мышечных релаксантов. Поэтому больных вводили в глубокий наркоз и только после этого интубировали трахею, а это было очень не просто.
Наконец, больной заинтубирован. У больного сон спокойный и глубокий.
Операция началась. Николай Михайлович оперировал спокойно, планомерно переходя от одного этапа операции к другому, без лишних движений, поэтому операция шла быстро.
Через разрез в ушке левого предсердия Николай Михайлович ввел палец в сердце. Диагноз подтвердился. Клапан между левым предсердием и желудочком сердца сужен. Еще мгновение помиссуры (спайки) расслоено до нормальных размеров. Палец хирурга ощущает - ритмичное сминание створок клапана. Кровообращение между левым предсердием и желудочным восстановлено. Палец удален из сердца. Ушито отверстие в ушке левого предсердия. Сделано главное. Операцию закончили помощники. Операцией Николай Михайлович остался доволен.
Оказалось, что я присутствовал на одной из первых операций по поводу сужения митрального клапана сердца. В клинике профессора Амосова операция митральная помисуротомия была хорошо освоена. Она стала стандартной операцией и доступной ведущим хирургам клиники.
Наступило время сосредоточить больше внимания на диагностике и лечении врожденных пороков сердца.
Особенность оперативного лечения пороков сердца состояла в том, что внутрисердечные манипуляции нужно выполнять на "сухом сердце", то есть на остановленном сердце. Для этого нужны аппараты искусственного кровообращения для поддержания функции жизненно-важных органов. В то время только начинали создавать такие аппараты. Профессор Н.М. Амосов включился в этот процесс, опираясь на свои инженерные знания. Такой аппарат хирург-инженер Н.М. Амосов создал. С его помощью было выполнено много операций по поводу врожденных пороков сердца. Аппарат постоянно совершенствовали в плане надежной работы всех его узлов, и поддержания рабочего давления в кровяном русле, оптимальной аэрации крови, надежного пеногашения, минимального разрушения элементов крови и предупреждения гемоглобинемии. Аппарат искусственного кровообращения конструкции Н.М. Амосова соответствовал всем этим требованиям.
В 60-е годы в институте сердечно-сосудистой хирургии АМН СССР в Москве ежегодно проводились научные сессии, посвященные проблемам хирургического лечения митрального стеноза сердца. В работе этих сессий постоянно принимал участие профессор Н.М.Амосов. Его выступления были профессиональные, яркие, эмоциональные. Каждое слово было продуманным, мысль изложена очень доходчиво. В конце доклада, иногда он извлекал из кармана листок бумаги и читал записанные выводы. Аудитория заражалась эмоциональностью Николая Михайловича, и каждый раз провожала его с трибуны бурными аплодисментами. Он их заслужил.
Нельзя сказать, что с профессором Николаем Михайловичем было легко работать. Сотрудникам он предъявлял очень высокие требования, как и к себе. Те, кто выдерживали его прессинг, достигли больших успехов и гордятся тем, что они ученики школы академика Николая Михайловича Амосова, выдающегося хирурга XX века.
Киев, 20.12.2002


Книга Памяти Николая Михайловича Амосова    ›››
Сайт Николая Михайловича Амосова   ›››