This version of the page http://astrogorizont.com/content/read-3 (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2007-12-20. The original page over time could change.
Оптика для любителей астрономии

Новости NASA на русском языке

Карта сайта
В избранное
RUS ENG

Статьи по астрономии

УкрАстроФото

Рассылка

Голосование

Какие тематики Вас интересуют больше всего?
Статьи NASA
Другие переводные статьи
Прогулки со звездочетами
Астро "Тест-драйв"
Телескопостроение
Астрофотография
Астрософт
Любительская астрономия
Новые товары
Небо месяца
Новости ХАИ

Итоги голосования

Главная Статьи Астро "Тест-драйв"

Оптика для любителей астрономии, от советских времен до наших дней

01 12/05   Просмотров: 865

В конце 90-х годов на сайте Харьковского астрономического клуба появился замечательный цикл статей талантливого любителя астрономии и прекрасного знатока оптики, члена клуба с момента его основания Виктора Васильевича Ковалевского, несмотря на то что за прошедшие годы некоторые моменты в данном материале утратили или изменили свою актуальность, однако в большинстве случаев данный материал вне всякого сомнения может быть основой для знакомства с оптикой любого интересующегося данной темой человека.
Все разделы статей приводятся без купюр, такими, какими они были впервые опубликованы почти 8 лет назад. В конце цикла мы предполагаем сделать совместно с Виктором Васильевичем некий итоговый обзор современного состояния дел, своего рода «10 лет спустя». Следите за публикациями на сайте.

Об авторе
Доцент ХАИ (ныне Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского), специалист в области авиационно-космической техники. В сфере оптико-механических приборов знает почти все. Бинокуляр который виден на фотографии, сконструировал и изготовил самостоятельно на базе школьных рефракторов, это лишь малая часть необычных и отличных по качеству приборов сделанных его «золотыми руками».

Вступление
В последнее время появилось большое количество прекрасных оптических приборов, ориентированных на астрономов-любителей. Это телескопы, объективы, окуляры производства отечественных фирм. Нужно отметить продукцию частных фирм, возникающих на базе любительских коллективов: Интес, Интес-микро, Интер Оптик (Москва), а также приборы, выпускаемые традиционными оптическими заводами стран СНГ: Ленинградским оптико-механическим объединением (ЛОМО), Лыткаринским заводом оптического стекла, Загорским оптико-механическим заводом (ЗОМЗ), Новосибирским приборостроительным заводом, Изюмским оптико-механическим заводом, Киевским заводом «Арсенал» (приборы «АРСАТ») и др.

Астрономы-любители стран СНГ получили так же доступ к оптическим приборам и иностранного производства. Но ориентация отечественных производителей оптики на иностранных покупателей, упадок оптико-механического производства в странах бывшего СССР, высокая стоимость иностранных приборов приводят к тому, что для большинства любителей оптики и астрономии эти приборы стали недоступными.
В этой ситуации целесообразно вспомнить старые отличные оптические приборы , выпускавшиеся в СССР для различных целей. Эти приборы иногда встречаются в частной продаже за доступную цену, и могут послужить базой для создания неплохих телескопов для наблюдения и фотографирования звездного неба.

Школьные телескопы.
Менисковый школьный телескоп Максутова ТМШ. Диаметр свободного отверстия объектива D=70мм, фокусное расстояние объектива F=704мм, увеличение Г=25х,70х. Оптическая схема телескопа показана на рис.1.

В телескопе использованы окуляр Кельнера (25х) и трехлинзовый с удаленным зрачком (70х). Окуляры укреплены на подвижной траверсе, позволяющей менять увеличение. Имеются зенитные призмы. Монтировка телескопа азимутальная на настольном штативе. Телескоп дает прекрасного качества изображение. Телескоп выпускался в 60 гг. Ленинградским оптико-механическим заводом треста «Русские самоцветы». На рис.2 показаны некоторые товарные знаки советских оптических заводов.

Большой школьный телескоп-рефрактор РТ. Объектив - двухлинзовый несклеенный ахромат Фраунгофера, D=80мм, F=800мм. Используются окуляры Кельнера с фокусным расстоянием f=28мм; 20мм и симметричный окуляр f=10мм. Телескоп смонтирован на параллактический монтировке. Увеличения телескопа Г=28х; 40х; 80х.
Малый школьный телескоп-рефрактор. Выполнен на той же элементной базе. Имеет объектив D =60мм; F=600мм. Телескопы дают отличного качества изображение. Выпускались заводом №6 школьного приборостроения в г. Загорске в 70 гг. Телескоп ЮА-1 «Юный астроном».
Оптическая схема телескопа приведена на рис.3. Диаметр объектива 40 мм, увеличение - 45х. Телескоп имеет встроенную зенитную призму 3. Создан на элементной базе зрительной трубы нивелира. Крепится на фотоштативе, имеет визир, очень компактный (длина 236мм, масса 700г.), качество изображения хорошее.

Телескоп был выпущен в 1987г. небольшой партией в харьковским заводом «Точприбор».

Описанные выше телескопы чисто визуальные и не позволяют фотографировать объекты наблюдения.

Продолжение следует…

Читать другие Статьи на данную тему

15.10.2007 Мы тоже сделаны из вещества квазара?
  Карл Сэген заметил, что все мы и окружающие нас предметы и объекты (люди, планета Земля и остальные объекты Космоса) состоим из вещества, образовавшегося в недрах звёзд, состоим из элементов, которые образовались в звездах в процессе ядерных реакций и при взрывах сверхновых звезд. Но, возможно, мы сделаны также из другого вещества, пыли, выходящей из огромных активных черных дыр – известных как квазары – которые населяли раннюю Вселенную.

27.09.2007 Галактика теряет свои звезды и рождает новые
  Посмотрите на фотографию. Вы полагаете, что это комета? Нет, это целая галактика. Но процесс аналогичный. В данном случае, целая галактика погружается в галактический кластер. Межзвездные ветры разрывают её структуру, разбрасывая вещество и оставляя за галактикой звездный след длиною в 200 тысяч световых лет. Но, на самом деле, это процесс создания, а не разрушения, так как за пределами галактики образуются миллионы новых звезд.

27.09.2007 Google совместно с NASA составляет карту Луны
  Новые изображения и карты луны, выполненные с высоким разрешением, а также ссылки на средства мультимедиа NASA (Национальный комитет по аэронавтике и исследованию космического пространства), теперь доступны на вебсайте Google Moon.

14.09.2007 Космический телескоп Хаббл наблюдает за четырьмя погасшими звездами
  Планетарные туманности - одни из самых красивых объектов во Вселенной. Название может сбить Вас с толку, на самом деле они не имеют никакого отношения к планетам. Эти туманности образовываются, когда звезды в конце своей жизни сбрасывают свои внешние слои в космос. И картина образовавшейся туманности всегда разная!

13.09.2007 Космический телескоп АКАРИ обнаружил формирование звезд на границе галактики
  Новое изображение, полученное японско-европейским космическим телескопом AKARI, выявило огромные зоны звёздообразований на внешних границах галактики M101. Учёные отмечают это очень странным. Обычно быстрое звёздообразование в галактиках происходит около их центров, но не на границах. Астрономы думают, что это происходит вследствие недавнего столкновения галактик.

18.08.2007 Скрытые галактики сверкают звездными образованиями
  В Млечном Пути насчитывается множество звездных образований. Но на расстоянии 12 миллиардов световых лет были обнаружены новые галактики в 1000 раз большие, чем звездное образование. Эти галактики родились несколько миллиардов лет назад, после Большого Взрыва, и они должны быть невероятно яркими. Но их нет; они не видны.

09.08.2007 Возможно, причиной яркого свечения квазаров является столкновение галактик
  Некоторые галактики относительно спокойны, в то время как другие излучают достаточно для того, чтобы мы могли их наблюдать в далёких областях Вселенной. Астрономы сейчас понимают, что эти квазары формируются, когда сверхмассивные черные дыры в центрах галактик активно поглощают вещество. Но откуда возникает это вещество?

О нас | Астро магазин | Новости | FAQ | Личные дневники | Сотрудничество | Контакты