This version of the page http://2000.net.ua/a/39190 (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2007-12-18. The original page over time could change.
Тихая экспансия на Север :: Форум :: Еженедельник 2000
ДЕРЖАВА
АСПЕКТЫ
Спорт-ревю
Неделя Украины
Свобода слова

Подписные индексы «2000»:

22250 «2000»«Уикенд»
22327 «2000»
09502 льготная
09503 годовая

Гарант за Дунаем...

Виктор Ющенко считает свой визит в Румынию чрезвычайно успешным. Только никто, к сожалению, не может понять, почему
Пульс

Тихая экспансия на Север

Максим МИХАЙЛЕНКО

Право управлять дано нам Аллахом. Оно зиждется на силе и могуществе...
Лишь посредством силы и могущества можно достичь этого.
Гази Мустафа Кемаль-паша (Ататюрк)

Турция — наш великий южный сосед. Такая формулировка — это не ирония, не лесть. Эта бывшая евроазиатская империя, прошедшая все этапы имперского развития, показала пример превращения в эффективное национальное государство, а в конце XX— начале ХХI в. продемонстрировала бурное экономическое развитие. Турция является, вероятно, самым влиятельным союзником США в мусульманском мире — и хотя Израиль политически ближе к Америке, в военном отношении Турция представляет собой для Запада весомого собеседника.

Современная Турция играет в сложную игру манипулирования двумя идентичностями: западной (путь Ататюрка) и традиционной мусульманской. Анкара, следуя принципу капитана Блада, который вспоминал о своем католичестве тогда, когда это было ему выгодно, способна воспользоваться американским зонтиком, действуя против стран, которые, с американской точки зрения, ненадежны.

Недавно Кондолиза Райс, находясь с визитом в Палестине, в разговоре с Махмудом Аббасом заявила о том, что пришло время строить независимое государство. Таким образом, прозападный «Фатх» был вознагражден пряником, а «Хамас» вычленен из палестинской власти. Ловко! А вот конфликт турок с курдами США не устраивает — курды покорные и надежные подельники Штатов в перманентно управляемом хаосе в регионе. Пощипать же других соседей Турции, безусловно, позволят. Тем более что наши оранжевые, как, скажем, и нынешнее руководство в Белграде, стоят на гораздо более низкой ступени американских вспомогательных войск в штатском, нежели богатая и, можно сказать, развитая Турция. Турки — союзники, а оранжевые украинцы — это так себе. Поэтому точно так же, как никто на Западе не препятствовал расширению великой Албании (этого балканского кинжала Америки) за счет Косово, точно так же никто не собирается мешать экспансии турецких интересов, например, в Крыму.

Идеи халифата живы

Турция сейчас на подъеме. Она все же грозит курдам, несмотря на «беспокойство», которое высказывают западные страны. Она активизировалась на Ближнем Востоке, как показательный пример — участие турецких военнослужащих в миротворческом контингенте в Ливане. Турция активизировалась на Южном Кавказе — ее давний проект «пробития» тюркского коридора через Грузию до Азербайджана и далее — до тюркских республик Центральной Азии — реален как никогда. Закончен Баку— Тбилиси— Джейхан. В частности, и из-за того, что Грузия, увязнув в противостоянии с Россией, остро нуждается в союзниках, которыми с удовольствием, исходя из собственных геополитических установок, согласны стать и Азербайджан, и Турция. Да и на европейском направлении внешней политики для Турции не все так плохо. «Европейский проект», который активно лоббирует происламская Партия справедливости и развития, — четко рассчитанный шаг, направленный в первую очередь на пересмотр основополагающих принципов Турции как светского государства, а не, собственно, на ее вступление в Европейский Союз.

Военные, которые по праву считались хранителями наследия Кемаля Ататюрка, светскости страны и сторонниками тесной интеграции Турции с Западом, в ходе структурных преобразований вертикали власти по требованию Евросоюза лишились решающего влияния при принятии политических решений. Это не просто усилило позиции ПСР, а позволило происламской партии менять направление как внешней, так и внутренней политики. Как следствие — рост, с одной стороны, националистических и происламских настроений внутри страны, а с другой — опасения европейцев за будущее Евросоюза в случае вступления в него Турции. Турция, скорее всего, останется вне ЕС, позиции гарантов светскости — военных — подорваны, то есть происламские силы, проводя проевропейскую политику, смогут добиться того, чего они не смогли добиться прямолинейной исламизацией страны во времена премьерства Неджметтина Эрбакана.

В контексте объяснения того, что Турция действует в Крыму не экономическими средствами, а политико-идеологическими, стоит напомнить о премьерстве Эрбакана в середине 90-х. Нынешняя правящая партия во многом является продолжателем дела радикалов партии «Рефах», фактически удаленной от власти военными в 1997 г., хотя она отрицает это, представая умеренной и реформаторской. Однако если бы так было, Турция не страдала бы в этом году от политических потрясений по поводу выборов президента и опасностей, исходящих то от исламистов, то от военных. Борьба идентичностей продолжается, и одна из них со всей очевидностью не может не беспокоить соседей — хотя бы через море.

«Рефах» еще в 70-е годы сравнивали с арбузом: сверху зеленый, а внутри красный. Имелось в виду, что это не просто исламская партия, она одновременно ориентируется на антикапиталистически настроенную часть общества. На выборах в декабре 1995 г. в коалиции с партией Йылмаза шла Партия великого единства. По итогам выборов она получила 8 мест в парламенте. Вскоре коалиция распалась. Партия великого единства была образована в январе 1993 г. после выхода из крайне правой Партии националистического движения А. Тюркеша. В ее основу положены два принципа: национализм и исламизм. В нее входят так называемые «Очаги исламского порядка» — крайне правая организация, известная симпатиями к дудаевцам.

Вскоре после избрания Эрбакан пошел на откровенно популистские меры, добившись 50%-ного повышения зарплаты госслужащим, включая полицию и военных. Будучи в оппозиции, предложил план перехода денежной системы на «исламский динар», который должен был, по его мнению, стать денежной единицей всех мусульманских стран. В отношении женщин Эрбакан придерживается канонов ислама. Примечательно, что ни одна женщина не была выдвинута по списку «Рефаха» кандидатом в члены парламента. Эрбакан вознамерился создать «справедливый исламский порядок», исламские НАТО, ЕС и ООН, а также надгосударственное образование от Казахстана до Марокко.

Он также выступил с предложением уменьшить количество провинций с 10 до 5, входящих в район, где объявлено чрезвычайное положение в связи с борьбой против курдских повстанцев. Это вызвало резкое противодействие Совета национальной безопасности, куда в основном входят военные. Забавно, кстати, неужели турецкая армия была не заинтересована в подавлении курдской партизанщины? Может быть, Анкаре не велел этого делать Вашингтон, использовавший курдов как антисаддамовский плацдарм?

Очередная попытка исламизации страны была предпринята в октябре 1996 г. Был предложен законопроект, предусматривавший превращение стамбульского храма-музея Святой Софии в мечеть. Член правительства от Партии благоденствия министр Ахмет Джемиль Тунч также официально заявил о начале работ по превращению указанного музея в мечеть...

Падение исламистов

Конфликт с военными, в турецком случае представляющими собой квазипартию прогресса, продолжался на протяжении всего премьерства Эрбакана. 26 апреля 1997 г. два министра подали в отставку с целью ускорить низложение кабинета. Сделано это было всего за несколько часов до начала заседания Совета нацбезопасности, на котором в очередной раз был дан отпор исламизации государства.

Военные круги были возмущены и тем, что Эрбакан объявил о переносе на неопределенный срок намеченных на лето совместных с израильтянами и американцами маневров ВМС в Средиземном море. Премьер-министр мотивировал это тем, что «Израиль подчинен США и получает помощь от этого государства». Это явно расходилось с мнением военных, ориентирующихся на сотрудничество с Израилем как важным компонентом в системе противостояния Греции, Сирии, Ирану и Ираку, которых рассматривают как потенциальных противников Турции.

7 мая подал в отставку еще один министр. Вслед за этим прокуратура апелляционного суда страны объявила о возбуждении в конституционном суде процесса о роспуске партии «Рефах» по обвинению в действиях, направленных против конституции и светского характера государства.

Эрбакан стал терять реальную власть. В конце мая он под нажимом военных вынужден был подписать распоряжение об увольнении из армии 161 военнослужащего за занятие «подрывной», в том числе и религиозной, деятельностью. 1 июня дал согласие на проведение выборов. В июне же, по условиям коалиции, Эрбакан должен был передать пост премьер-министра Т. Чиллер. 4 июня начались военные маневры ВМС. В этих условиях саммит «исламской восьмерки» не дал ощутимых результатов, хотя Эрбакан широко разрекламировал эту идею как «поворотную точку в истории человечества». 13 июня подает в отставку еще один министр.

Военные становились все более откровенны, нажимая на Эрбакана. «Республика в опасности. Мы вынуждены действовать», — указал первый заместитель начальнику генерального штаба Чевик Бир. Кризис достиг апогея. На брифингах для прессы начальники разведки и контрразведки генштаба заявили, что в стране действуют около 30 радикальных фундаменталистских группировок, которые могут прибегнуть к террору; «реакционные силы» уже проникли во все госструктуры и значительно активизировали свою деятельность после того как лидер Партии благоденствия Эрбакан стал премьер-министром. Были приведены данные, что исламисты уже располагают 19 газетами, 110 журналами, 51 радио и 20 телеканалами, 500 фондами, 1000 фирмами и 800 учебными заведениями. Для противодействия исламистам генштаб специально создал так называемую «Западную рабочую группу».

Военные добились своего. 18 июня 1997 г. Эрбакан вынужден был уйти в отставку с поста премьер-министра. За 11 месяцев деятельности его правительства внешний долг Турции вырос с 73,3 млрд. долл. до более чем 80 млрд. долл., внутренний увеличился в два раза, составив 4 квадриллиона лир. Дефицит бюджета достиг космических высот — с 1,2 трлн. лир в июне 1996 г. до 520 трлн. лир в мае 1997 г. Цены на все виды топлива повышались 8 раз, а цены на основной продукт питания — хлеб — выросли в два раза. Однако если обратить внимание на вышеупомянутую сеть, которую создали радикалы в турецком обществе, то поймем, что провальное с экономической точки зрения правление (как и в случае Тимошенко) вовсе не означает усиление некой политической традиции, некоего сообщества влияния. Красное внутри арбуза исчезло, осталось лишь зеленое. И в Крыму это уже чувствуют. Думается, что на внешнюю политику турецкий лаицизм (движение за устранение влияния религии в различных сферах, на военную базу даже запрещено заходить с бородой) не распространяется. Ведь в том же Крыму по сути Турция проводит политику Эрбакана, вслух говорившего о халифате.

«Архитектура» влияния

Турция последовательно расширяет взаимодействие с татарской общиной Крыма, вероятно, рассматривая ее в качестве главного инструмента влияния на обстановку на полуострове — сейчас или в скором будущем. В частности, Турецкое агентство сотрудничества и развития (ТИКА — структурное подразделение премьер-министерства) реализует совместные проекты на территории Крыма в местах проживания татар. Приоритет специалисты ТИКА отдают программам по созданию систем водоочистки, а также скупке «перспективных» земельных участков и объектов недвижимости, которые предполагается использовать в интересах турецкого бизнеса. А мы на экранах телевизоров только и слышим — захваты, захваты... Представители агентства проводят семинары и конференции с участием крымских татар, на которых пропагандируется турецкая модель экономики и демократии.

В свою очередь министерство национального образования Турции организует обучение в местных вузах мусульманской молодежи Автономной Республики Крым и направление на полуостров турецких преподавателей. По линии ведомства готовят специалистов-тюркологов, а также пропагандируют пантюркизм.

Управление по делам религий Турции (структурное подразделение правительства) готовит мусульманских священнослужителей из представителей крымскотатарской молодежи, распределяет бюджетные средства на восстановление крымских мечетей и приобретение религиозной литературы для распространения среди мусульман АРК. В последнее время управление сталкивается с растущей конкуренцией транснациональной исламистской партии «Хизб-ут-Тахрир» и местных ваххабитов, финансируемых Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами и некоторыми другими странами Ближнего Востока.

Системный характер приобретает деятельность в Крыму турецких НПО. Наибольшей активностью отличаются благотворительные фонды и молодежные организации, включая Общество анатолийской молодежи, «Идеалистические очаги» и «Очаги Аль-перена», контролируемые исламистской Партией благополучия, пантюркистскими партиями — «Националистическое движение» и «Великое единство». Полугосударственная пантюркистская организация «Турецкие очаги», финансируемая из бюджета, осуществляет контакты с лидерами татар, приглашает их на свои курултаи, содействует распространению антиславянских, антирусских настроений среди представителей татарской общины полуострова.

Для более эффективной реализации планов по укреплению собственных позиций в Крыму государственные и негосударственные структуры Турции активно используют ряд обществ и благотворительных фондов, объединяющих представителей турецкой крымскотатарской диаспоры. Наращивает активность в АРК Евразийский фонд просвещения, культуры и дружбы, принадлежащий к течению сулейманитов (исповедуют идеи пантюркизма и замены светского государства теократическим). За короткое время количество официальных представителей фонда в Крыму увеличилось до двух десятков. Под его эгидой открылись две новые школы-медресе, уровень оснащенности которых свидетельствует о больших финансовых возможностях организации.

Крымский фонд «Эмиль» финансирует изучение истории, культуры и языков тюркских народов мира, издает литературу пантюркистского толка, оказывает материальную помощь организациям, объединяющим представителей тюркских народов, проводит конференции и семинары.

Ассоциация обществ культуры и взаимопомощи крымских татар (АОКВКТ) занимается культурно-просветительской, благотворительной и издательской деятельностью, организует поездки активистов в Крым и приглашает в Турцию функционеров крымскотатарского меджлиса и националистических организаций. Под ее эгидой действует благотворительный фонд «Крым», оказывающий помощь крымскотатарской общине полуострова в развитии теле- и радиовещательных сетей на татарском языке. Фонд курирует вопросы предоставления общежитий и выделения стипендий для прибывших в Турцию на учебу студентов-мусульман из Крыма. Молодежное крыло АОКВКТ развивает связи со сверстниками из татарских организаций АРК, готовит активистов, пропагандирует пантюркизм, регулярно организует курултаи крымскотатарской молодежи...

В заключение

Вероятно, не стоит забывать, что Россия, по официальным данным, импортирует в Турцию настолько весомую часть продукции, что стала первым по значимости импортером на турецкий рынок (12,7% в прошлом году). А ведь у России есть не менее очевидные интересы в Крыму. В то же время Турция, по крайней мере официально, не входит даже в первые тринадцать стран-лидеров по инвестициям в Украину. При этом для нас это самый крупный партнер в Азии, в нынешнем году мы экспортировали в Турцию продукцию на сумму более чем 2 млрд. долл., а вывезли из нее товаров всего на сумму около полумиллиарда долларов (из Китая — 1,64 млрд. долл.). Среди направлений украинского экспорта Турция уверенно занимает второе место после РФ, а вот по импорту в Украину даже не входит в десятку.

Так что, может быть, стоит задуматься над нашим вечным оптимизмом. Ведь вполне может быть, с оглядкой на столь уверенно берущего на нашей территории, как ему кажется, свое южного соседа — этот оптимизм не к месту. В системе отношений Турции Украина — страна далеко не последняя...

 
Обсудить на форуме Версия для печати
Отправить ссылку другу Все материалы автора
Другие статьи на тему "Пульс":

Законы джунглей

Размышления после думских выборов

Почему Медведев приглашает Путина в премьеры

Билл Гейтс снова хочет помочь ООН

Запад провоцирует рост цен на газ для Украины


№44 (388)
2 - 8 ноября
2007 года
Визави

Справа — «пираньи», слева — «разгром»

Юрий ШИБКО: «Иногда создается впечатление, что она — самостоятельный игрок. Но это не так. Есть люди, которые, образно говоря, ею управляют»
«Дело Румянцева»-2
 
345 человек погибли из-за антисанитарии в английских госпиталях
 
Грязные игры вокруг коалиции
 
«Опель» из дуба
 
КРАСНОМУ ОКТЯБРЮ — 90
Субъектиные мысли
 
Шестой серый и «сказки Андерсена»
 
«Значение особых отношений с Украиной для России невозможно переоценить»
 
СМИ об Украине
 
Гротескная диктатура Бирмы смеется над «волной демократии»
 
Противоракетный радар в Чехии: быть или не быть?
 
Юля всех заобаяла
 
Власти демократов народ мешает
 
Эстония в первой десятке
 
50 млрд. на шпионаж
 
Имя: 
Пароль: 
Регистрация  ::  Запомнить
НОВОСТИ
14:59 Гриценко больше не примет никаких предложений от Президента Ющенко
14:58 Disney уволил актрису за откровенные фото
14:58 Кличко уверен, что Тимошенко гарантирует досрочные выборы мэра Киева
14:56 Porsche приостановил "рождение" гибридного Cayenne
14:55 Украинцы смогут получить номера серии КМ и ВР
14:54 В Киеве презентовали 3D модель пещер Киево-Печерской Лавры
14:54 В Европе обрадовались назначению Тимошенко
14:53 В Приморье судят милиционеров, выбивавших показания дубинками
14:50 Гонщик "Формулы-1" остался без прав
14:50 Источником заболевания в детсадах ХМАО стала зараженная вода
Вся хроника дня
Прогноз погоды
Курс валют