Рус      Eng 
Главная
Знакомьтесь ближе
Гражданская позиция
Прямая речь
Дайджест
Проекты
Обратная связь
Фотоархив
Аудио/Видео




поиск на сайте









Прямая речь


Также в разделе:

Николай Азаров: «На чемоданах мы не сидим, а работаем в нормальном режиме»



Виступ Прем'єр-міністра України В. Ф. Януковича на 8-му позачерговому з'їзді суддів України



Виктор Янукович: Перспектив у них нет и не может быть



Стенограма брифінгу Першого віце-прем’єр-міністра України М. Я. Азарова 21 листопада 2007 р.



Виступ Прем'єр-міністра України В. Ф. Януковича на урочистому засіданні з нагоди Дня працівників сільського господарства





Евгений Кушнарев:

Подмену понятий “федерализм” и “сепаратизм” совершают либо политические циники, либо политические недоучки


21.03.2006, 16:50

вернуться в раздел

“В идее федерализации нужно искать все то, что будет способствовать становлению оптимального внутреннего устройства государства”.

“Главный сепаратист”, экс-губернатор Харьковской области заявил, что Партия регионов не ведет переговоров по поводу коалиции ни с “Нашей Украиной”, ни с БЮТ. Правда, уточнил: до выборов. После отношения “будут строиться с учетом оценки, которую им дадут избиратели”. Евгений КУШНАРЕВ не отрицает возможности объединения в коалицию политических врагов. И, по его прогнозам, “двумя цветами” она не ограничится.

— Каковы, на Ваш взгляд, особенности нынешней избирательной кампании?

— Преимуществом и главной ее отличительной чертой является прямое соревнование партий. Парламент сделал очень правильный шаг, приняв пропорциональную избирательную модель, которая на порядок уменьшает возможности использования административного ресурса. К минусам я отношу то, что парламентская кампания фактически унаследовала от президентской крайний радикализм, а также эксплуатацию тех тем и лозунгов, которые, к сожалению, не консолидируют нацию, а углубляют раскол.

— Но по-прежнему идет состязание лидеров, а не партийных программ. Выяснилось также, что многие партии — “бумажные”: у них не хватило людей даже для того, чтобы укомплектовать участковые избиркомы...

— Все и сразу получить невозможно. Слава богу, что в первой же кампании по новым правилам мы увидели слабость нашей многопартийной системы и искусственность многих партий. Это значит, что через пару таких кампаний мы выйдем на нормальное соревнование партийных программ, хотя роль лидера и команды, по-моему, останется большой.

— Темы, которые, по Вашему выражению, раскалывают Украину — НАТО, русский язык, согласно соцопросам, не являются приоритетными для украинского общества. Почему же тогда на них строятся кампании?

— Логика избирательной борьбы заставляет партии эксплуатировать темы, созвучные настроениям больших групп населения. И то, что для консолидации своего электората “оранжевые”, к примеру, используют тему НАТО, а Партия регионов и другие оппозиционные партии — темы восстановления добрососедских отношений с Россией и придания русскому языку статуса второго государственного,— абсолютно нормально. Другое дело, что после выборов нужно остыть и определить перечень проблем, которые в нынешних условиях работают на раскол. Отдельные вопросы — вообще снять с повестки дня или отложить их решение до того времени, когда общество будет готово их воспринимать.

— Как в этом смысле расценивать идею федерализации Украины?

— Начнем с того, что подмену абсолютно противоположных понятий “федерализм” и “сепаратизм” совершают либо политические циники, либо политические недоучки. Если мы хотим всерьез говорить о федерализации Украины, то давайте ответим на понятные всем вопросы: выступает ли общество за то, чтобы руководители территорий избирались, а не назначались? Стремится ли к децентрализации управления и бюджетов? Если да, то это шаг на пути к федерализму. Далее следуют вопросы, которые могут вызвать противоречивые и даже противоположные оценки. К примеру, нужно ли, чтобы отношения между территориями в государстве основывались на федеративном договоре? Чтобы субъекты федерации имели собственные конституции? В этих предложениях можно усмотреть опасность развития центробежных тенденций. Тогда давайте говорить о них открыто, в конце концов, отказываться от них. В идее федерализации нужно искать все то, что будет способствовать становлению оптимального внутреннего устройства государства. Если мы пойдем по этому пути, то выйдем на формулу европейского регионализма, которая является мягкой формой федерализма. И это будет великолепно.

— Но сможет ли федерализация сыграть на преодоление раскола?

— Если не подходить к ней огульно. Важно признать, что украинцы — разные: ментально, в культурно-языковой и религиозной сферах. Нужно отказаться от любых попыток силового навязывания друг другу своих жизненных ценностей.

— Как объяснить то, что большинство крупных партий и их лидеров сознательно уходят от четкого позиционирования по тем или иным вопросам? К примеру, лидер ПР Виктор Янукович вдруг заговорил о европейском выборе Украины...

— Четко позиционируются только радикальные политические силы. Из-за этого они оказываются далеко на флангах, поскольку жесткость их позиции, как правило, воспринимается (и слава богу!) абсолютным меньшинством населения. Это как бы флажки, границы, за которые здравомыслящим людям переходить нельзя, а лучше и вовсе не приближаться. Чем ближе к центру, тем больше способность к компромиссу и тем сильнее размытость идеологических позиций. Формула всеобщего примирения, которую предлагают сегодня некоторые политические силы, при всей ее заманчивости, весьма и весьма аморфна. Хотя, по большому счету, в стратегическом плане она, наверное, единственно правильная. Я не вижу никаких противоречий в заявлениях Виктора Януковича в отношении евроинтеграции. В нашем представлении она выглядит так. Вначале — экономический рост. На его основе — улучшение качества жизни людей. Добиться этого можно за счет глубокой экономической интеграции с Россией, Белоруссией и Казахстаном в рамках ЕЭП. А затем, вместе с РФ, — вступление в Европейский Союз. Но уже в качестве равноправных партнеров, а не бедных родственников. Для этого понадобится, наверное, не год, и не пять, а может быть, и не десять. Но по-другому входить в европейское сообщество недопустимо.

— Какую модель партнерства Вы подразумеваете, говоря о ЕЭП, — зону свободной торговли или “полновесный” союз с наднациональными органами?

— Надстройки, которые бы определяли политическое будущее, тем более отбирали бы у Украины часть суверенитета, недопустимы. В то же время, тем, кого это приводит в неописуемый ужас, я хочу напомнить, что Европа весь послевоенный период развивается в направлении создания наднациональных структур. Те страны, которые намереваются оставаться исключительно в своих национальных квартирах, рискуют очень серьезно проиграть в экономическом соперничестве сегодняшнего глобального мира. Думаю, что все европейские центростремительные тенденции связаны, прежде всего, с попытками Старого Света защитить себя от экономической экспансии США.

— Какой Вам видится в идеале будущая парламентская коалиция?

— Сейчас я скажу то, что, может быть, так явно не говорил до этого ни разу. Ни “оранжевое”, ни “антиоранжевое” большинство не способно успешно решить ни одну из проблем, которые сегодня стоят перед украинским обществом. Формула Ден Сяо Пина — “пусть цветут все цветы” — должна быть реализована в Украине. Одноцветная Украина невозможна.

— То есть Вы допускаете создание двуцветной коалиции?

— Я говорил не о двуцветной коалиции, которая противоестественна для сегодняшней Украины, а о многоцветном союзе. Кроме синего и оранжевого, в этой радуге достаточно четко видны и малиновый, и зеленый цвета...

— А красный?

— Оставим красному и черно-красному возможности обозначить правый и левый фланги.

— В СМИ проходила информация о том, что лидеры фракций Партии регионов Раиса Богатырева и “Нашей Украины” Николай Мартыненко ведут переговоры о создании коалиции...

— Это неправда. Поочередные обвинения друг друга “Нашей Украиной” и БЮТ в том, что они ведут подобные переговоры с ПР, — не более чем форма борьбы за “оранжевый” электорат. Партия регионов не собирается быть в этой борьбе третьим, опосредованным участником. И я уже неоднократно просил лидеров “НУ” и БЮТ не использовать доброе имя ПР в своих собственных предвыборных разборках.

— Какие политические силы являются для ПР потенциальными союзниками?

— Наиболее естественно для нас создание коалиции вместе с блоком Владимира Литвина и с теми оппозиционными партиями, с которыми мы сотрудничали на выборах 2004 года. Я не буду их сейчас называть. Не мне, а избирателю решать, пройдут ли они в парламент.

— Как сегодня складываются отношения ПР с этими политическими силами, ведь идеологическая близость предопределяет и игру на одном электоральном поле?

— У любого соперничества есть свои законы. Выиграть хочет каждый. Другое дело, что мы рассматриваем их не как противников, а как соперников.

— Как Вы оцениваете возможность признания недействительными результатов выборов в отдельных округах?

— Реализация этого сценария особенно вероятна там, где Партия регионов имеет наибольшую поддержку. Однако вся ответственность за неготовность участков к выборам, некомплектность избирательных комиссий и возможные провокации ложится на власть и лично Президента Виктора Ющенко. Он гарантировал всему миру честность, прозрачность и демократичность украинских выборов. Как мне кажется, власть об этой ответственности вспомнила лишь в последний момент и, наконец, зашевелилась.

— Партию регионов обвиняют в намерениях использовать админресурс на востоке страны...

— Да ерунда это. На самом деле админресурс — в руках исполнительной власти, которую по всей вертикали сейчас представляют “НУ”, БЮТ и СПУ.


Наталья Бабанина
Экономические известия, №49 (354)

версия для печати










Официальный информационный сервер

Copyright © 1999-2007 Партия регионов
Использование материалов, размещенных на сайте разрешается
с условием размещения ссылки на сайт Партии