This version of the page http://www.vd.net.ua/journals/articles-1046 (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2007-12-13. The original page over time could change.
Архив номеров



  поиск по сайту

 
 
Расширенный поиск
Карта сайта

Юрий Недашковский

 |  Февраль 2006, (№73) версия для печати

ОБЪЕКТИВКА

КТО:
Юрий Недашковский, 44 года, родился в г. Киеве.

ОБРАЗОВАНИЕ:
В 1983 г. окончил Одесский политехнический институт по специальности «атомные электрические станции и установки».

КАРЬЕРА:
1983-1993 гг. — инженер по эксплуатации реакторных установок, старший инженер, затем — начальник смены реакторного цеха, начальника смены блока, заместитель главного инженера по ядерной безопасности.
1993-1997 гг. — ведущий экономист, заместитель директора по экономике предприятия «Шар», г. Нетишин Хмельницкой области.
1997-1999 гг. — помощник, затем замгендиректора по экономике, и.о. гендиректора Хмельницкой АЭС.
1999-2003 гг. — гендиректор Хмельницкой АЭС.
2000-2003 гг. — президент национальной атомной энергогенерирующей компании (НАЭК) «Энергоатом».
2003 —2005 гг. — помощник-консультант Виктора Ющенко.
С 24 февраля 2005 г. — президент Государственного предприятия НАЭК «Энергоатом».

СЕМЬЯ:
Женат.

Атомная энергетика — вторая, после газовой, сфера, от которой зависит энергетическая безопасность Украины. Как и в случае с голубым топливом, Украина столкнулась с проблемой обеспечения АЭС сырьем, которое, как известно, имеет российское происхождение. Спор удалось не довести до конфликта, однако избежать пересмотра договоренностей о поставках топлива не получилось. А недавно Юлия Тимошенко выступила за отмену соглашения «Энергоатома» с американской Holtec о строительстве хранилища отработанного ядерного топлива (ХОЯТ). Насколько стабильны договоренности с россиянами и насколько внутриполитическая ситуация способна повлиять на работу атомной энергетики, «ВД» выясняла у президента НАЭК «Энергоатом» Юрия Недашковского.

>>На днях Юлия Тимошенко сообщила о намерении инициировать рассмотрение в Верховной Раде соглашения с американской компанией по постройке ХОЯТ. Как вы прокомментируете это заявление?

—Верховная Рада обязательно рассмотрит вопрос строительства ХОЯТ – в соответствии с законодательством Украины. Деятельность по созданию хранилища ОЯТ НАЭК «Энергоатом» ведет в строгом соответствии с законами Украины «Об обращении с радиоактивными отходами» и «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности».

Согласно положениям контракта проект ХОЯТ состоит из двух фаз. В ходе первой фазы победитель тендера предоставляет необходимую информацию заказчику и разработчику технико-экономического обоснования инвестиций до момента принятия органами государственной власти решения о разрешении на строительство хранилища.

В случае принятия положительного решения органами государственной власти начинается вторая фаза, которая предполагает проектирование, строительство и ввод ХОЯТ в эксплуатацию. В свою очередь, такое решение Верховная Рада может принять только при условии согласования размещения ХОЯТ на своей территории местными органами исполнительной власти и самоуправления после проведения местного консультативного референдума.

Кроме того, для обоснования законопроекта о размещении, проектировании и строительстве ХОЯТ ВВЭР должны быть предоставлены: технико-экономическое обоснование создания ХОЯТ; заключение государственной экспертизы технико-экономического обоснования; результаты консультативного референдума; отчет о мероприятиях по информированию сопредельных государств о возможном влиянии ХОЯТ в трансграничном контексте. И только после этого соответствующий законопроект может быть вынесен на голосование депутатского корпуса. По условиям контракта, если Рада не примет соответствующий закон, документ прекращает действие.

>>На каком этапе находится сейчас работа по этому контракту?

— Технико-экономическое обоснование сейчас разрабатывает киевский институт «Энергопроект», по договору с «Энергоатомом». На данный момент, после предварительных результатов многофакторного анализа, институт отобрал три площадки, две из которых находятся в зоне отчуждения. Сейчас наша компания планирует разработать материалы для работы с общественностью, органами государственной власти и местного самоуправления, чтобы провести публичное обсуждение вопроса территориального размещения ХОЯТ. А что касается принятия закона о его строительстве, то этим будет заниматься уже следующий состав парламента.

>>В конце января НАЭК «Энергоатом» и ОАО «ТВЭЛ» подписали документы о поставке ядерного топлива для украинских АЭС. Официальная информация гласит, что цена его несколько возросла. Вы можете назвать, насколько?

— Нам удалось найти компромисс, который выгоден Украине. В течение ближайших пяти лет будет действовать такая формула определения цены, которая, с одной стороны, прозрачна, учитывает тенденции на мировом рынке отдельных компонентов и услуг по производству ядерного топлива. А, с другой, гарантирует Украине более низкие цены (чем те, по которым топливо поставляется другим странам, к примеру, в Восточной Европе — прим. «ВД»).

>>Договоренности о поставках газа также охватывают достаточно длительный период. Тем не менее, толком неясно, по какой цене мы будем получать газ во втором полугодии 2006-го. Если проводить параллель с поставками ядерного топлива из России, то каким образом мы можем застраховаться от подобных непредвиденных ситуаций? Например, если ОАО «ТВЭЛ» попытается поднять цену на топливо?

— Такая ситуация (повышение цены на поставляемое российским ОАО «ТВЭЛ» топливо для украинских АЭС — прим. «ВД») теоретически возможна. Но даже если это и произойдет, то цена поднимется лишь до уровня, по которому российское ядерное топливо поставляется всем остальным внешним покупателям (сейчас цена поставляемого в Украину российского топлива приблизительно на треть дешевле, чем для других стран — прим. «ВД»). Поэтому, когда мы говорим о необходимости диверсификации поставок, то это должно делаться, прежде всего, с целью застраховаться от политических рисков, а (по крайней мере, в ближайшей перспективе) вовсе не для того, чтобы противодействовать повышению самой цены.

>>Вы заявили, что вследствие подорожания топлива для АЭС возможен рост тарифа «Энергоатома» менее, чем на 0,1 коп. Но о повышении тарифов вы говорили и ранее. Это означает, что нынешнее удорожание — отнюдь не последнее?

— Предыдущая власть искусственно занижала тарифы на энергоносители, позволяя таким образом собственникам энергоемких предприятий получать сверхприбыли. При этом предприятия ТЭК постепенно деградировали, а в стране накапливался инфляционный потенциал. Моя позиция такова: тариф на электроэнергию, как и на любой другой энергоресурс, должен быть высоким, оставаясь приемлемым для потребителя. А административное внедрение многочисленных программ энергосбережения — это пережиток советского времени. Они не будут работать, если нет прямой заинтересованности потребителя в сокращении затрат.

Я думаю, последовательное повышение тарифа до уровня $0,02-0,025 за 1 кВт/ч (в настоящее время тариф НАЭК «Энергоатом» составляет 8,01 коп. за 1 кВт/ч — прим. «ВД») вполне оправданно. Расчеты свидетельствуют, что такой тариф позволит обеспечить возмещение всех эксплуатационных расходов, а также реализацию инвестиционных программ.

>>Но ведь такое повышение приведет к росту цен на ГП «Энергорынок».

— На самом деле, повышение не будет столь значительным. Не стоит забывать, что сегодня низкий атомный тариф фактически сдерживает рост цен на ГП «Энергорынок» (расчетная цена на электроэнергию, произведенную ТЭС, сегодня составляет 19,8 коп. за 1 кВт/ч (без НДС) — прим. «ВД»). Если наш тариф повысить на копейку, то средняя цена электроэнергии на ГП «Энергорынок» возрастет примерно на 0,3 копейки.

>>Очевидно, что если бы можно было построить свою, украинскую АЭС, то это не только дало бы стимул отечественному машиностроению, но и гарантировало бы большую энергетическую самостоятельность Украины…

— Проект «Украинская АЭС» находится в стадии разработки. Пока это мечта. Но мечта реализуемая. Ведь сегодня в Украине есть практически все необходимые компоненты для создания ядерных энергоблоков, за исключением реакторов, парогенераторов и теплообменного оборудования из нержавеющей стали. У нас, к примеру, имеется производство прекрасно зарекомендовавших себя в эксплуатации тихоходных турбин, у россиян такого нет. Далее, насосное оборудование, изготовление деталей трубопроводов, арматурное производство — все это есть в Украине. Что же касается приборостроения, то у нас вообще наблюдается конкуренция среди внутренних производителей. Так что такой потенциал грех не задействовать.

>>Да, но у всех этих предприятий еще с советских времен сложились тесные кооперационные связи с российским машпромом. Такое сотрудничество, в свете последних событий, по вашему мнению, не несет дополнительные риски?

— Я убежден, что сотрудничество с Россией надо углублять. Но на паритетных, взаимовыгодных началах. Сегодня ядерная энергетика переживает ренессанс, но никто не думал, что этот ренессанс наступит так быстро. Тем временем многие разработки в этой сфере (в Украине и России — прим. «ВД») просто утрачены. Например, сегодняшняя способность наших российских коллег производить более одного корпуса реактора в год вызывает серьезные сомнения, а, значит, и сомнения в возможности реализовывать совместные планы нового атомного строительства в обеих странах, задействовав только российские технологии. К счастью, в мире происходит глобализация, а в сфере мирного использования ядерных технологий — в первую очередь. И в этом смысле наиболее перспективным (для Украины — прим. «ВД») видится масштабное международное сотрудничество.

>>Как будут искать компромисс между экологической и экономической безопасностью при строительстве новых реакторов в Украине?

— Действительно, сегодня, в основном, эксплуатируются реакторы так называемого второго поколения. Их свойства, если очень кратко, можно охарактеризовать следующим образом: «чем безопаснее — тем дороже». К 2030 г. ожидается начало коммерческой эксплуатации в мире реакторов четвертого поколения. В этих реакторах будут полностью исключены риски, присущие сегодняшним ядерным технологиям (возможность возникновения серьезной аварии, нарабатывание оружейных ядерных материалов и высокоактивных долгоживущих отходов).

Что же касается Украины, то мы, вероятно, займемся строительством реакторов третьего поколения с повышенным уровнем безопасности.

Беседу вел Игорь Луценко

Обсудить на форуме











К содержанию номера
год:
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь


© 2005 [ВЛАСТЬ ДЕНЕГ]
Использование материалов приветствуется при условии ссылки на www.vd.net.ua





Адрес редакции:
01135, г. Киев, ул. Павловская, 29
тел./факс: (+380 44) 502 02 23
e-mail: vd@vd.net.ua

Подписной индекс:
для юридических лиц - 90201
для физических лиц - 90202