Рус      Eng 
Главная
Знакомьтесь ближе
Гражданская позиция
Прямая речь
Дайджест
Проекты
Обратная связь
Фотоархив
Аудио/Видео




поиск на сайте









Дайджест


Также в разделе:

Вадим Колесниченко: Перспектива у Верховной Рады, исходя из ситуации, очень сомнительная
06.12.2007, 14:19
Василий Горбаль: «Сегодня Партия регионов формально не находится в оппозиции»
05.12.2007, 12:30
Юрий Мирошниченко: За последние месяцы было очень много вызовов, которые могли бы поставить Украину на грань глобального конфликта
04.12.2007, 14:43
Юрий Мирошниченко: «Я исключаю, что кто-то из Партии регионов проголосует за Тимошенко»
03.12.2007, 14:53
Инна Богословская: «Тимошенко — харизматик разрушительного типа»
28.11.2007, 14:57



Татьяна Лукаш: «Явно видно, кто саботирует работу ЦИК»


18.06.2007, 15:43

вернуться в раздел

На вопросы «Главреда» ответила член Центральной избирательной комиссии Татьяна Лукаш.

- Татьяна, насколько принципиальным является созыв заседания ЦИК именно по вопросу распределения регионов между его членами? Председатель ЦИК считает его вопросом своей компетенции, который не является предметом заседания. Почему нельзя внести в повестку дня другой вопрос, который председатель ЦИК счел бы достойным обсуждения на заседании?

- Ответ очень простой: принципиальным является не вопрос закрепления членов ЦИК за регионами, хотя я считаю, что и это требует обсуждения и согласия всех членов комиссии.

Необходимо, чтобы такое распределение, во-первых, принималось коллегиально, а не единолично, а, во-вторых, всех устраивало – ведь многие члены комиссии из прошлого состава вели определенные области, у них есть наработки, есть связи с людьми… Поэтому с точки зрения профессионализма и обеспечения деятельности избирательных комиссий такое обсуждение необходимо.

К тому же, местные выборы идут постоянно: каждый день мы получаем информацию, что где-то назначены досрочные выборы, к примеру, сельских и поселковые председателей. И ЦИК в соответствии со своими полномочиями обязана обеспечивать соблюдение предусмотренных Конституцией и законами принципов избирательного процесса.

Поэтому, может, кому-то и покажется, что процесс распределения членов ЦИК по регионам не столь значимый, не столь важный и принципиальный… Принципиально не это, принципиально соблюсти требования закона о коллегиальности принятия решений коллегиальным государственным органом...

Нас беспокоят не области, а форма принятия решений председателем ЦИК – единоличная, кулуарная. Вот это на самом деле самое важное.

- Председатель ЦИК Владимир Шаповал утверждает, что действует исключительно в рамках закона, и этот вопрос находится именно в его компетенции…

- Процитирую закон «О ЦИК»: в статье 26 о полномочиях председателя Комиссии говорится, что он осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии и руководство секретариатом, организовывает их работу. Скажите мне, пожалуйста, где здесь написано о полномочиях единолично принимать решения о консультативно-методическом обеспечении работы избирательных комиссий в регионах? Мы же абсолютно не претендуем на полномочия председателя, к которым относится и прием на работу сотрудников секретариата, и увольнения, и многое другое, касающееся внутренней деятельности Комиссии. Мы просим прекратить практику авторитарного поведения и единоличного принятия решений. Поведение Шаповала касается не только членов комиссии, с которыми он практически не общается, а и журналистов. Это первый председатель ЦИК, при котором не аккредитуются журналисты, и члены ЦИК вместе с депутатами проносят их аппаратуру и сами заказывают им пропуска.

Представьте, если б такое позволил себе Кивалов, сколько бы
шума было!? К сожалению, общественность об этом не знает …

Что касается регионов, то в соответствии со статьей 17 закона именно Комиссия, а не ее председатель, обеспечивает реализацию и защиту избирательных прав, соблюдение Конституции и принципов избирательного процесса и т.д. То есть, мы считаем, что вопрос распределения областей не относится к вопросам внутренней организации работы Комиссии. Поэтому этот вопрос и должен решаться коллегиально, открыто, в заседании, а не прячась в кабинете, единолично.

Шаповал стал председателем ЦИК только благодаря политическим договоренностям, и я считаю, что ему нужно завоевать уважение и доверие членов комиссии и обеспечить ее работу. Верю, что он хотя бы попытается это сделать.

- Можно сказать, что ситуация зашла в клинч: вы настаиваете на заседании именно по этому вопросу. Шаповал считает, что вопрос не заслуживает созыва заседания и его присутствия на нем. Можно ли найти какой-то компромисс в данной ситуации – на какие уступки вы готовы пойти?

- О каких уступках может идти речь, если не выполняются требования норм закона? В соответствии с положениями закона «О ЦИК» право созвать заседание имеют председатель, его заместители и пятеро членов Комиссии. Эти права и субъекты созыва абсолютно равны по статусу! Поэтому в данном случае мы усматриваем игнорирование требований закона и бездеятельность.

Как вы представляете себе уступки, что мы должны сказать – да ладно, ну его наш закон? Лишь бы конфликта не было? Если мы сейчас допустим нарушение норм закона и не будем настаивать на своем, что же будет дальше, когда речь пойдет о формировании окружных избирательных комиссий, подсчете голосов, установлении результатов выборов? В конце концов, председатель своим распоряжением установит результаты голосования и поставит нас в известность! Шучу.

- Председатель уже сказал, что «возможно, кто-то пришел в ЦИК, чтобы валить работу». Возможно, есть некий интерес, чтобы сделать ЦИК неполномочным и недееспособным на время избирательной кампании…

- Мы, восемь членов ЦИК, и средства массовой информации прекрасно видим сегодня, кто и что делает. Явно видно, кто саботирует работу Комиссии. Тут даже не нужно ничего комментировать. Мы четыре раза подряд настаивали на том, чтобы собралось заседание, на котором можно было бы обсудить вопрос работы комиссии. И четыре раза подряд нас полностью и без объяснений проигнорировали.

Еще раз подчеркиваю: ЦИК – орган коллегиальный, основная форма его работы – заседания, поэтому отсутствие кого-то из членов Комиссии на заседании без уважительной причины недопустимо и может расцениваться как нарушение присяги. Каждый член ЦИК, который свободен в принятии решений, приходит на заседании и определяется в голосовании: если кто-то не согласен с внесенным предложением, можно поднять руку и проголосовать «против», воздержаться или выразить отдельное мнение. То есть существует много механизмов, чтобы высказать свою позицию! Но прийти на заседание нужно!

Кстати, очень верно заметил член ЦИК Александр Чупахин, когда мы собрались в третий раз, что его очень беспокоит складывающаяся ситуация. Дело в том, что созыв заседания по инициативе членов комиссий предусмотрено не только для ЦИК, но и для избирательных комиссий низшего уровня. ЦИК дает разъяснения и проводит обучение этих комиссий. И Чупахин сказал, что если ему зададут вопрос, что делать, если комиссия не собирается на заседание по инициативе его членов, он не будет знать, что ответить. Сейчас ЦИК показывает пример, как можно не исполнять требования закона, создается прецедент! Ведь такая ситуация может сложиться в комиссии любого уровня, при решении любого вопроса!

- Председатель опасается, что при кворуме и наличии большинства, то есть восьми голосов, которые у вас есть, вполне может решиться вопрос «хвостов» - регистрации депутатов на место выбывших, не дожидаясь решения апелляционных судов. Возможно, именно этого опасается председатель?

- ЦИК – независимый и самостоятельный коллегиальный государственный орган, который принимает решения в соответствии с законом при решении любого вопроса. Единственное, что может связать нам руки, это запрет суда. В данном случае такового нет. Связи между судами, которые идут, и нашим решением нет: никакой подмены ЦИК судом быть не может.

- ЦИК может решить этот вопрос и принять решение, которое поставит крест на выборах?

- На сегодня, как и четыре дня подряд, повестка дня не менялась: там стоит всего один вопрос – о закреплении членов ЦИК за областями.

- Можно ли в ходе заседания внести изменения в повестку дня и ввести вопрос «хвостов»?

- В соответствии с законом каждый член Комиссии имеет право внести дополнения в повестку дня, и, естественно, за это голосуется. Решение принимается большинством, то есть восемью голосами.

В данном случае мы всех предупреждаем за сутки, что будет рассматриваться только один вопрос.

- Очевидно, что общее противостояние экстраполируется и на ЦИК, сформированную по политическому принципу. И буквально десять минут назад председатель Владимир Шаповал сказал следующую вещь: «Если не будет имитации подготовки к выборам, а будут РЕАЛЬНЫЕ договоренности, выборы 30 сентября состоятся». Значит ли это, что дата выборов – 30 сентября, да и сами выборы – вопрос еще нерешенный?

- Могу сказать только одно: принцип формирования ЦИК, и это ни для кого не секрет, действительно политический. И ЦИК, по сути, является продуктом политической договоренности, как собственно, и председатель, и заместители, и секретарь ЦИК. Но это касается только формирования.

Что же касается работы и принятия любых решений, мы собираемся действовать только в рамках закона и Конституции. Как и что изменится на более высоком уровне в соответствии с договоренностями, мы не знаем и в этих процессах не участвуем.

- Можно ли говорить о том, что механизм избирательной кампании на уровне ЦИК запущен или стартом будет дан именно за шестьдесят дней до выборов, в первых числах августа?

- На самом деле, есть механизм избирательной кампании, прописанный в законе. То есть «запуска» как такового еще не произошло – назначена только дата внеочередных выборов. Вот, собственно, и все. То есть говорить о том, что избирательная кампания уже началась сейчас, нельзя. Даже закон, регулирующий процедуры досрочных выборов в силу еще не вступил.




версия для печати










Официальный информационный сервер

Copyright © 1999-2007 Партия регионов
Использование материалов, размещенных на сайте разрешается
с условием размещения ссылки на сайт Партии