This version of the page http://www.judaica.kiev.ua/Conference/Conf47.htm (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2007-12-07. The original page over time could change.
Conf46
Институт Иудаики
Перечень докладов
Винницкая Иерусалимка в винницких музеях
Алла Липская
/Винница/

Март 2002 года — печальная дата: 60 лет назад (1942 г.) была уничтожена Иерусалимка, еврейские кварталы Винницы. Они разрушены бульдозерами в годы Великой отечественной войны. Остатки домов фашисты использовали для насыпи подъездных путей к мостам через Южный Буг.
Так погибло знаменитое еврейское местечковое барокко Восточного Подолья, которое начало формироваться в конце 18 века. Иерусалимка состояла из нескольких частей. Нижняя - около самой реки Буг (ныне улица 1 Мая). Здесь располагались несколько внушительных зданий синагог — Биндюжников, Похоронного братства, Ремесленников и т.д. Средняя — (в 17 ст. на этой территории стоял православный мужской монастырь, который был основан Петром Могилой). Верхняя — традиционно заселялась состоятельными слоями еврейского населения. В начале 20ст. в этом районе было построено несколько больших каменных зданий и синагога учителей (фасад облицован белым кирпичом местного производства, архитектор Артынов).
«Выравнивание» улиц (в конце 19 века), попытка губернской администрации выровнять и упорядочить кварталы вокруг старой рыночной площади Иерусалимки не имели успеха. Высокая плотность застройки являлась важной характерной особенностью жизненной среды евреев Подолья. Компактность застройки поддерживалась различными факторами. Среди них такие, как цена земли под застройку, семейные традиции, традиции Шабата (Шабес — суббота) Для шабата определялись границы, в пределах которых разрешалось гулять. Как говорят старожилы, веревки определяющие Эрув (субботние границы) натягивались и в начале 20 столетия.Гибель Иерусалимки — гибель культуры местечка в Виннице, где даже вывески в 20-30 годах 20 века на официальных учреждениях были на двух языках, а в судах заседания велись на Идиш.
Иерусалимка исчезла, но осталась в сердцах горожан, в рисунках, фотографиях, поэзии наших земляков. В Винницком краеведческом музее можно перелистать фотоальбомы, визуально побродить по узким улочкам, полюбоваться на здания, на обитателей старинных еврейских кварталов города.
Простые лица ремесленников, торговцев, извозчиков, любознательная детвора, соседство полуразрушенных и крепких домов, нищета и грязь, самолюбование богачей, уверенно смотрящих в будущее, не подозревающих о грядущей Катастрофе. Фотографии сделаны в Москве в первой четверти 20 столетия по заказам держателей лавочек и книжных магазинов. Вот их имена: Янкуель Куперман, Герш Бома, Ицко Гросман, Райхер, Шерр, Рехлис, Швахман.
А вот некоторые фотографии:
«Базар Каличи» (1905 г. издательство книжного магазина В. Райхера). Большая толпа людей, среди которых продавцы, лавочники, мясники. «Обитатели еврейского квартала Иерусалимки» издательство книжного магазина В.Райхера. На фоне двухэтажного полуразрушенного дома весело смотрят в объектив свыше двух десятков мальчишек и девчонок, в основном босоногих. На другой фотографии — большая двухэтажная деревянная синагога с множеством окон и высокой покатой крышей, крытой дранкой. На фото подпись: Главная синагога Glona Synagoga. Рядом, по рассказам старожилов, учебное заведение Талмуд-Тора. Перед синагогой большая толпа выходящих из синагоги людей, одетых по моде начала 20 ст.
А вот фото заезда превращенного в 20- 30 гг. в дом на две половины (Дом Дербармдикера). Веранда, предназначенная для празднования Суккота, располагается на галерее-балконе, служит важным элементом композиции фасада. Галереи первого этажа с низкими перилами и калиткой на низком цоколе. Постоялые дома на два этажа, соединены подсобными помещениями. Одноэтажные дома с деревянными ставнями, крытые черепицей, с галлереями, верандами. Двухэтажные дома крытые дранкой, кусками металлических листов, с подвалами, лавками, мастерскими, голярнями (парикмахерскими) Такова Иерусалимка на фотографиях наших земляков начала 20 ст. Фамилия одного фотомастера известна — И. Гершенгерц.
Кроме сугубо еврейских кварталов, владельцы книжных магазинов издавали на свои средства виды Винницы: Летний сад, улица Почтовая, улица Театральная, Свято-Преображенский собор, вид с Замостья, где у самой реки видны здания синагог Мясников и хоральная синагога «Майдан», где проходила поминальная литургия по Шолом-Алейхему. Иерусалимка отозвалась в сердцах наших земляков — мастеров кисти и пера. Светлой колыбелью эти кварталы были и для Натана Альтмана, известного художника. (Работа «Весна» 1908 г., где он зафиксировал любимый уголок своего детства и отрочества. Художник в своем дворе поставил мольберт и с натуры написал весеннюю Монастырскую улицу, с частью «Муров». На картине изобразил самого себя с девушкой под руку. Работа выдержана в мягких, прозрачно-серебристых тонах).
В светлых тонах выполнен портрет хозяйки «Дома на веранде», в котором жила его семья. С большой любовью, с нежностью, мягко, тонко написал портрет бабушки, интересный не только с художественной точки зрения, но и с этнографической. Современный исследователь теперь точно знает , как одевались пожилые еврейки Винницы в начале 20 ст. Байковая юбка в узорах, нарядная «субботняя» кофта — черный бархат с кружевной отделкой, платочек в цветочки. А вот Иерусалимка и ее обитатели глазами современного художника Михаила Цальевича Лошака, много лет работавшего над серией «Легенды Винницкой Иерусалимки». Большая часть его работ находится в фондах Винницкого художественного музея. Высокие крыши, крытые дранкой, с длинными трубами, балконы, крытые галереи, чахлые деревья. По узким улочкам идет человек с козой, лекарь с саквояжем, важный казенный раввин, кумушки после базара о чем-то спорят. Платки повязаны так, чтобы уши были открыты. Две соседки тычат одна одной дули — что-то не поделили. Мимо них проходит веселый цирюльник, спеша в свою «голярню» (парикмахерская). Красивый, спокойный Нахман — веревочник в чистой белой сорочке за работой. Мастер своего дела. Видно уважаемый человек в своем квартале. Три биндюжника, важно обсуждающие какие-то проблемы, стоят около телег с лошадьми, в сапогах, фуражках, пиджаках. Сосредоточенное лицо мужчины в очках, в тфилин шель рош, в талесе — молитва. Все обитатели этого провинциального мира естественно вписаны в архитектурную среду квартала Иерусалимка.
О Иерусалимка,
Еврейский район бедноты
На узких тропинках
Шагов моих первых следы
Здесь первые грозы
И первый рассвет и закат
Здесь детские слезы
И матери ласковый взгляд.
Так пишет о своем родном квартале в Виннице современный поэт Моня Шустер.


Институт Иудаики
Перечень докладов