This version of the page http://management.web-standart.net/articles/1060/ (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2007-08-26. The original page over time could change.
Офисные КОМФОРмисты / Управление компанией
АТМОСФЕРА ДЛЯ РОЖДЕНИЯ НОВЫХ ИДЕЙ

Рассылка
новости
публикации
УК рекомендует
анонс номера
 

Рубрикатор
Быть миллионером
Миссия, стратегия, видение
Личная эффективность
Лидерство
Креатив
Управление персоналом
Корпоративная культура
Инновации
Управление изменениями
Финансовый менеджмент
Управление проектами
Информационные технологии
Выдающиеся лидеры и мыслители
Лучшие практики
Публикации
16.07.2007
Рубрика: Управление персоналом
Автор: Мария Хованская
просмотров: 99
комментариев: 0

Офисные КОМФОРмисты







Эксперты связали появление новых тенденций в области дресс-кода с наступлением эры высоких технологий. В эпоху интернет-бума работодатели начали придавать больше значения мотивации персонала, потому что стали ценить в работниках инициативность, творческую активность и гибкость мышления. В малом и среднем бизнесе дресс-код традиционно был свободнее, чем в крупных компаниях. Но после отказа многих компаний от четкого рабочего графика, установки Интернета в домах сотрудников и введения практики дистанционной работы нужда в дресс-коде вообще отпала. Крупные компании продолжали придерживаться традиций. Но и здесь атмосфера в офисах сильно изменилась. В моду вошел демократичный, командный стиль управления. Авторитарные методы и строгая иерархия остались в прошлом. Общая демократизация не могла не сказаться на стиле одежды. Взоры многих обратились к компании Microsoft, которая славилась либеральным дресс-кодом. Например, американский сайт The Business Research Lab разместил статью, в которой утверждается: "Успех таких компаний, как Microsoft, показывает, что строгий костюм отнюдь не обязательное условие процветания бизнеса". В той же статье говорится, что компания, в которой принят свободный стиль одежды, относится к работникам как к личностям, а не как к винтикам в системе. Превыше всего здесь ценится личный вклад сотрудника в общее дело, а не его положение в должностной иерархии. Уже одно это мотивирует сотрудника на достижение результата.

Но, как показывает практика, демократичный стиль подходит далеко не всем компаниям. Уже в 1995 году американский журнал Psychology Today отреагировал на новые тенденции в бизнесе статьей "When Style is Vile" ("Дурнойстиль"). Авторы публикации признают, что сотрудники корпораций со свободным дресс-кодом меньше соблюдают иерархию, обращаются друг к другу по именам и открыто высказывают свое мнение. "Однако такой стиль хорош для фирм по разработке передовых компьютерных технологий, но совершенно не годится для банков, страховых и юридических фирм, а также для других компаний, где акцент делается на ежедневной рабочей дисциплине, детальном подходе и логическом мышлении", – считают авторы. Более того, фривольно одетый банкир или юрист может просто дезориентировать клиента. Подобный случай произошел в американской компании Cisco, когда она заключала сделку о покупке компании Stratacom. Юрист, защищавший интересы Cisco, приехал на переговоры в джинсах и футболке. Юридические консультанты Stratacom отказались его слушать, так как не признали в нем коллегу. Другие многочисленные случаи показали, что небрежный вид вызывает сомнения в профессионализме работника и демотивирует его самого, потому что мешает ему сосредоточиться на работе.

В начале нового тысячелетия многие компании стали возвращаться к строгому дресс-коду. В 2002 году сайт ABCNews.com сообщил, что такие крупные фирмы на Уолл-стрит, как Lehman Brothers, Deutsche Bank и Bear Stearns, потребовали, чтобы сотрудники носили одежду, которая "создает более серьезный, профессиональный имидж". Менеджерам отныне приписывалось надевать пиджаки и галстуки, а женщинам – строгие деловые костюмы. Дресс-коды усложнились до такой степени, что стали включать по 50,а то и более правил. Работники сначала подчинились, а потом заговорили об ущемлении своих свобод, дискомфорте и демотивации. В США было возбуждено множество дел против работодателей из-за слишком строгого дресс-кода. Но самый громкий процесс разразился в Великобритании. Мэттью Томпсон (Matthew Thompson), сотрудник службы помощи безработным и инвалидам JobCentre Plus (существующей при министерстве социального обеспечения Великобритании) решил отстоять в суде свое право ходить на работу без галстука. Он заявил, что стал жертвой сексуальной дискриминации, потому что в его офисе женщины носили футболки, а мужчинам предписывалось являться в галстуках и пиджаках. Томпсону же было неудобно работать в костюме, потому что он занимался сортировкой почты, ксерокопированием и разборкой документов. В течение рабочего дня он переносил по офису тяжелые ящики с письмами и документами. Клерк выиграл суд, после чего многие британские компании вынуждены были смягчить требования к внешнему виду сотрудников.

В России пока подобных прецедентов не было. Единственный бунт против дресс-кода подняли свердловские журналисты. Правила, которые были разосланы всем СМИ, предписывали не появляться в здании областного парламента в шортах, топах и майках. Журналисты организовали акцию протеста, но депутаты думы никак на нее не отреагировали. В суд журналисты не пошли.

Тем не менее исследование, проведенное компанией HR Partners, показало, что в российских фирмах дресс-код предписывается даже чаще, чем в западных (79% против 70%). Во многих организациях нет специального свода правил, который фиксирует, что и как носить. Однако существует негласный дресс-код. Согласно исследованию, только 44% российских компаний ввели Casual Friday ("свободная пятница"), разрешив сотрудникам раз в неделю являться в свободном виде. Специалисты связывают это с попытками руководителей воспитать в работниках понятие корпоративного стиля одежды и привить западные стандарты работы. Менеджеров можно понять. Например, в одной компании молодой сотрудник ходил на работу в строгом костюме, но надевал к нему вульгарный галстук с изображением американского мультипликационного героя Симпсона. В другой компании работник категорически отказывался носить галстук, хотя не имел для этого никаких оснований. Жаль только, что строгие стандарты прививаются жесткими методами.

Возникает закономерный вопрос: если на Западе слишком строгий дресс-код демотивировал многих сотрудников, то может ли подобное случиться со временем и в России? Как руководителю найти "золотую середину" и ввести разумные правила в отношении одежды персонала? "Имидж сотрудника должен, в первую очередь, соответствовать характеру работы. Одно дело – шоу-бизнес, другое – банк", – уверена Татьяна Даниленко, консультант по этикету Высшей школы менеджмента при Дипломатической академии МИД РФ. "Одежда – наша вторая кожа. Костюм создает определенный образ и говорит, как к нам надо относиться. Стиль одежды делового человека влияет на его карьеру. Правильно выбранный костюм способствует созданию нужной рабочей атмосферы и определяет наш социальный статус", – добавляет она.

Больше всего о социальном статусе пекутся банки и финансовые структуры. "Строгий консервативный стиль ассоциируется с добросовестностью, порядочностью, ответственностью за взятые на себя обязательства. Подобного стиля крупный промышленный капитал придерживается уже лет 150", – рассказывает Геннадий Красовский, начальник отдела по работе с инвесторами "ЛУКойла". Когда имидж компании оценивается в десятки, а то и сотни миллионов долларов, выбор одежды перестает быть личным делом сотрудника. Однако менеджеры чувствуют себя довольно комфортно. Ограничение личной свободы компенсируется гордостью за компанию и осознанием своей принадлежности к команде.

Дресс-код создает имидж и в других сферах бизнеса. А в некоторых компаниях он становится частью спектакля, который разыгрывают перед клиентом. К примеру, при входе в украинский ресторан "Шинок", принадлежащий Ресторанному дому Андрея Деллоса, гостей встречают молодые люди в украинских народных костюмах. Они говорят посетителям: "Здоровеньки-буде, здравствуйте". В другом заведении Деллоса, в русском трактире "Бочка", девушки одеты в одинаковые длинные сорочки и фартуки, а на юношах – одинаковые брюки. Совсем по-другому выглядит обслуживающий персонал еще одного ресторана Деллоса, "Пушкина". Здесь принят дворянский стиль и все официанты носят сюртуки. Они чинно двигаются между столиками и, обращаясь к гостю, называют его "сударь". Форму для работников разрабатывает стилист-имиджмейкер. Он создает одежду и предписывает персоналу определенную манеру поведения. "Сегодня люди ходят в рестораны за атмосферой. Сотрудники – это часть спектакля, который мы разыгрываем перед гостем", – рассказывает Ирина Васильева, директор по персоналу и член совета директоров ресторанного дома. Ирина считает, что форма помогает работникам удержаться в образе. Она, безусловно, мотивирует, позволяя почувствовать себя немного актерами. "Это – стилизованная одежда, а не театральные костюмы, – уточняет Ирина.– Она удобна и функциональна". Официанты легко выполняют в ней свои обязанности.

Интересно, что есть рестораны, где форма демотивирует работников именно потому, что она неудобна. Так, в одном московском трактире официантка призналась, что чувствует себя некомфортно в русском народном костюме, но не заикается об этом начальству, потому что боится увольнения. Конечно, неудобная одежда не способствует желанию хорошо работать. Как выяснилось, в этом трактире официанты меняются достаточно часто.

Специалисты подтверждают, что одежда может мотивировать человека на определенный вид деятельности только когда он чувствует себя в ней комфортно как физически, так и морально. "Люди выбирают себе работу и, соответственно, стиль одежды, основываясь на внутренней свободе", – утверждает самый востребованный в российском шоу-бизнесе дизайнер Алиса Толкачева. По ее словам, менеджер – это человек, который должен контролировать свои эмоции и ставить себя в определенные рамки. Строгий костюм ему в этом помогает.

Причем "чем жестче бизнес, тем строже костюм", – добавляет Вера Васильева, руководитель и практикующий психолог центра психологического консультирования "ВерФь". Кроме того, жесткий дресс-код или одинаковая для всех форма позволяют сосредоточиться на своих обязанностях. "Человек надевает форму и чувствует свою принадлежность к профессии. Он начинает себя соответственно вести", – считает Ольга Чернышева, доцент кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. По-другому одеваются работники творческих организаций. "Их внутренняя свобода получает творческое выражение в одежде", – утверждает Вера Васильева. А Алиса Толкачева рассказывает о своей творческой мастерской: "У меня работают люди, у которых нет дресс-кода". Дизайнеры выплескивают свои эмоции и превращают их в красивую, неповторимую одежду. Любое ограничение может их демотивировать, потому что ограничит полет творческой фантазии. И все же сама работа выставляет определенные рамки. Ведь в мастерской приходится и на коленях работать, чтобы шов или драпировку посмотреть. "Я ценю в одежде комфорт. Так легче работать. Поэтому предпочитаю брюки и вообще ношу демократичные, удобные вещи", – говорит Алиса. Похоже, комфортность одежды ценят представители многих профессий. Все хотят чувствовать как физический, так и моральный комфорт на работе. Специалисты тоже соглашаются с этим мнением. Они подчеркивают, что удобная одежда мотивирует человека на более четкое выполнение своих обязанностей.

Некоторые уверены, что в будущем работодатели будут уделять все больше внимания комфорту сотрудников на работе, потому что в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке компании станут больше заботиться о росте продуктивности, снижении текучки кадров и дополнительной мотивации персонала. Уже сейчас специалисты американского журнала для работодателей Employment Digest пишут: "Мы должны все принять тот факт, что комфорт пробуждает творческую активность и повышает производительность труда".
Источник: HR-Portal

Оценить статью
 
 
Оставить комментарий
Имя:
Комментарий:
Ваш логин

Пароль

Регистрация



На эту тему
В журнале
Новости
Публикации