ГЛАВНАЯ  |  ВИРТУАЛЬНЫЙ СЕМИНАР  |  ОБСУЖДЕНИЯ  |  ГОСТЕВАЯ КНИГА     


ОБ ИСТИНЕ И БОЛЬШИНСТВЕ

За что казнили Сократа?

        Когда в курсе философии дело доходит до Сократа, преподаватель, как говорят, раскрывает образ народного мудреца, сурового критика недостатков афинской демократии, павшего жертвой жестокой несправедливости. Суд присяжных, числом в пятьсот человек, с перевесом всего в тридцать голосов, приговорил его к смертной казни через собственноручное отравление. Бедняге пришлось выпить кубок яду. Подводя итог правдивому рассказу, преподаватель обычно заявляет что-нибудь вроде того, что "Сократ явил собой высочайший пример кристально честного, независимого мыслителя" (из Философского словаря), искание истины было для него выше всех других побуждений. Много лет и я так же раскрывал образ Сократа и подводил такой вот итог. Но однажды в моем сознании на почетном месте, где всегда пребывал Сократ, вдруг оказался чеховский злоумышленник, общественно опасное деяние которого заключалось, как известно, в отвинчивании гаек на железнодорожном полотне. Такая метаморфоза меня удивила, пришлось разбираться.

        В "Апологии Сократа" Платон передает нам речи обвиняемого мудреца на заключительной стадии процесса. Сократ оправдывает себя, а обвинителей осуждает. Не от своего имени, а от имени Истины, это хотелось бы подчеркнуть. Он обращается к судьям: "И вот я, осужденный вами, ухожу на смерть, а они, осужденные истиной, уходят на зло и неправду". Понимать это надо так: Сократа судят люди, слабые и склонные к ошибкам, а его обвинителей судит Истина. Не сама по себе, правда, а в лице своего представителя. Сократ вообще много на себя брал.

        Он был страстно предан Истине. Это его и погубило. Началось с того, что давным-давно в Дельфийском храме пришло молодому Сократу от имени бога слово. Сказано было, что нет на свете никого мудрее его. Ну, сказал бог, иди себе домой и довольствуйся комплиментом. Нет же, Сократ стал ходить по разным людям, слывшим мудрецами, и испытывать их на мудрость. У него, стало быть, не было веры в современном смысле. Он не поверил богу и занялся испытанием откровения. Хотя сам он говорил, что занимае