This version of the page http://www.business.ua/i618/a21475/ (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2007-08-07. The original page over time could change.
“Плохая репутация банка зачастую компенсируется политической крышей”, —; БИЗНЕС №47 (618), 22 НОЯБРЯ 2004 ГОДА; ДЕНЬГИ
| Бухгалтерия | Вакансии | Прайс-листы | Подписка | Форум | Натали |
Новый номер
№47 (618), 22 НОЯБРЯ 2004 ГОДА
В НОМЕРЕ
ПРЕЖДЕ ВСЕГО
ВЛАСТЬ
АЛЬТЕР ЭГО
КОМПАНИИ И РЫНКИ
В портале
TOP публикаций
Бизнес "под ключ"
Обзоры рынков
Поиск в БИЗНЕСе
Архив
Форум
Реклама в портале
Горячая линия
Контактная информация
Маркетинговая информация
Презентация
Портрет аудитории
Профиль читателей
Условия приема рекламы
Рейтинг деловых изданий
Правила подачи оригинал-макетов
Медиапоказатели
Преимущества БИЗНЕСа

Действующие лица 
“Плохая репутация банка зачастую компенсируется политической крышей”, —

уверен Геннадий Бортников, консультант по вопросам управления рисками и анализа банков

ДОСЬЕ БИЗНЕСа


Геннадий Бортников,
консультант по вопросам управления рисками и анализа банков

  • Родился: 29 июля 1958 г. в г.Киеве.
  • Образование: Киевский госуниверситет им. Т.Шевченко, специальность — экономист (1980 г.); кандидат экономических наук (1987 г.).
  • Карьера:
    1980-1993 гг. — преподаватель в Киевском торгово-экономическом университете и Украинской академии МВД;
    1993-1994 гг. — руководитель отдела в инвестиционной компании “Омета”, отдела инвестиций банка “АЖИО”;
    1996-1998 гг. — старший экономист, начальник финансового управления Укрэксимбанка;
    1998-1999 гг. — начальник управления активно-пассивными операциями банка “Аваль”;
    1999-2003 гг. — эксперт по банковскому менеджменту и рискам “Райффайзенинвестмент-Украина”;
    2004 г. — независимый эксперт-тренер, руководитель подразделения в Украинской финансово-банковской школе, консультант по вопросам управления рисками и анализа банков, работа по контракту с НБУ по оказанию консалтинговых услуг.
  • Семейное положение: женат, воспитывает двоих детей.
  • Хобби: путешествия, музыка для души, история.

О репутации банков
    — Что вам известно о так называемых “черных” списках украинских банков?
    — В Украине за рядом банков из первой тридцатки закрепился имидж организаций, не брезгующих никакими грязными методами как при зарабатывании прибыли, так и при работе с заемщиками. Но эта информация циркулирует только внутри банковского сообщества и не выходит наружу.
    — “Черные” списки стали настоящим дамокловым мечом для банков?
    — В Украине это еще не очевидно. В России — да. Во время июльского кризиса 2004 г. в России появились сообщения о попытках шантажа руководителей отдельных банков: им угрожали компании, которые готовы были привести в действие механизм “черного” пиара. По словам президента банка “Авангард”, шантажировали его лично и банк, “угрожая организовать кампанию в СМИ, если банк не заплатит $2 млн”. За отказом согласиться с требованиями шантажистов последовала кампания в СМИ против банка, вследствие чего он понес серьезные убытки. Отток вкладов населения за июнь из “Авангарда” составил $10 млн, и это при том, что всего было вложено $60 млн.
    — Штрафные или плохие оценки, выставленные НБУ банку, могут “похоронить” банк?
    — Вопрос очень деликатный. Действительно, наказание за незначительные нарушения может обернуться для банка большими проблемами. Это может вызвать панику и отток клиентов. В то же время недосказанность, намеки в адрес провинившихся банков органами надзора, как это случилось в России летом 2004 г., могут спровоцировать начало общего кризиса доверия в финансовом секторе. В случае с российским Сод­бизнесбанком действие лицензии Центробанк приостановил уже после выявления правоохранительными органами причастности владельцев к отмыванию “криминальных” денег. Знаете, я уверен, что даже надежный банк может “похоронить” очередь вкладчиков перед кассой.
    — Вам не кажется, что в нашей стране риск испортить репутацию в последнее время становится очень реальным для банков?
    — Да, в Украине есть примеры, когда банки, испытывая серьезную нехватку ликвидных средств, спешили поднимать ставки, явно превышающие чистый доход от размещения ресурсов. Заканчивалось это созданием финансовых пирамид и последующим крахом. Подобная ситуация наблюдается и в России. Например, печально известный Содбизнесбанк был лидером по темпам прироста вкладов и по уровню ставок по депозитам, но при этом население даже не знало, что банк имеет репутацию пособника в отмывании денег.
    На развивающихся рынках годами могут существовать банки, за которыми закрепилась дурная слава или репутация слишком рискованных субъектов хозяйствования. Пообщайтесь с дилерами, и вы узнаете, что на рынке есть 4-5 ненадежных банков. Эти банки имеют очень низкий уровень доверия, и ничего удивительного, если они когда-нибудь грохнутся.
    — Получается, что о проблемах банков знают все, кроме вкладчиков. Может, государству стоило бы взять и опубликовать перечень неблагонадежных финучреждений, чтобы остальным было неповадно?
    — Мне кажется, что публикация списка проблемных банков лишит их шанса выйти из кризиса. Конечно, вкладчики имеют право на полную и достоверную информацию. Может быть, для работы с жалобами потребителей банковских продуктов в стране необходим специальный орган.

О политической крыше
    — А вы можете объяснить, почему банкиры, зная о существовании “плохих” банков, продолжают с ними сотрудничать?
    — В бизнесе часто приходится сотрудничать с теми, кого не уважаешь. Зачастую плохая репутация компенсируется политической крышей. Но поверьте, это не может продолжаться вечно. На практике каждый банк имеет свою персональную шкалу доверия к “коллегам”, что выражается в установлении лимитов на выдачу межбанковских кредитов. Показательно, что на появление информации о конфликте акционеров или санкции со стороны органов надзора реагируют быстрее и беспощаднее именно банки-контрагенты. Двум крупным украинским банкам пришлось приложить немалые усилия, чтобы восстановить свою ликвидность после публикации прошлым летом сообщений о конфликтах между собственниками.
    — Но крах одного, пусть даже небольшого, банка может обернуться кризисом для всей банковской системы…
    — Никогда нельзя гарантировать, что в условиях нервозности или нестабильности кто-то не запустит очередную порцию “черного” пиара, чтобы подорвать определенную структуру, например, питающую чью-то предвыборную кампанию. Кроме того, именно подрыв репутации может привести к резкому снижению стоимости компании. Что происходит с банком, который облили грязью? Если собственник захочет избавиться от банка с “подорванной” репутацией, на рынке ему предложат просто символическую цену. По таким ценам продавать смешно.
    Я заметил такую особенность: и в России, и в Украине публику пугала не столько причастность банка к отмыванию “грязных” денег, сколько угрозы органов надзора применить в отношении этого банка санкции.

Факторы,
влияющие на репутацию банка
  • рейтинг банка
  • удовлетво-ренность клиентов сервисом
  • вовлеченность в политику
  • репутация первых лиц банка
  • квалификация персонала
  • открытость в отношениях со СМИ
  • позиция органов надзора и регулирования
  • оценка банка рынком (банками- контр-агентами, инвесторами,
    вкладчиками, фондовой биржей)

Как вычислить ненадежный банк
    — Какие внешние признаки могут свидетельствовать о ненадежности банка?
    — Многие украинские банки с гордостью отмечают высокую динамику роста активов — более 40% в год, что в западной практике считается признаком надвигающейся угрозой: такой банк неизбежно сталкивается с проблемой роста капитализации.
В истории украинских банков были прецеденты, когда о наступающем кризисе свидетельствовали политизация банка, задержки в платежах. У западных банкиров могут вызвать тревогу фонтан в офисе, мраморные фасады с кариатидами и т. п. Оценивая банк, всегда надо обращать внимание на перемены в составе правления: откуда пришли новые руководители, почему ушли прежние, часто ли сменяются первые лица?
    Самой достоверной информацией о надежности банков обладает НБУ, который их мониторит, в том числе и на предмет соблюдения экономических нормативов.
    — Но это ведь закрытая информация! Наши вкладчики не могут знать правды: нарушил банк нормативы или нет…
    — Это проблема прозрачности банковской системы.
    — Насколько репутация банка зависит от репутации его руководства и акционеров?
    — Мне кажется, что репутация первых лиц чрезвычайно важна и в связи с усиливающейся тенденцией к консолидации банков: “чистый” банк дороже стоит, чем “грязный” или с проблемной репутацией. Размер активов здесь может иметь второстепенное значение. Люди несут деньги в банк, доверяя не какой-то безликой машине, а ее коллективу и руководителям. Ведь, в принципе, банкиру верят на слово, оставляя деньги в банке.
    — Как вы думаете, Нацбанк заинтересован в том, чтобы в Украине состоялся показательный процесс в отношении какого-нибудь банка — “мойщика грязных” денег? Или ему все же дороже сохранить имидж всей системы?
    — Было бы примитивно считать, что кто-то захочет спровоцировать кризис доверия к банкам “публичной поркой”. Другое дело, когда сам банк будет умышленно отказываться от сотрудничества с органами регулирования и надзора. Обратитесь к квалифицированным юристам и вам пояснят, насколько сложно инициировать такой показательный процесс.
    — То есть вы считаете, что до февраля, когда FATF будет рассматривать результаты борьбы с отмыванием денег в Украине, государству невыгодно жертвовать одним из банков?
    — Выскажу сугубо личное мнение. Нельзя приносить в жертву банк с его клиентами, вкладчиками и инвесторами. Да, очень важно публично раскрыть результаты расследования и выявления нарушений с принятием мер по исправлению ситуации. Это, например, было сделано в США в отношении банков, принадлежащих группе ABN Amro и Union Bank of California.

Как акционеры подрывают банк
    — Сейчас во многих банках очень слабая система оценки рисков. Должен ли орган надзора более жестко регламентировать работу системы банковского риск-менеджмента?
    — К сожалению, во многих банках риск-менеджмент оставался чем-то чужеродным, входящим в противоречие с интересами бизнеса. Мне доводилось часто видеть, как в конкретном банке разработаны одни процедуры кредитования, а на практике решения принимаются по-другому: кредитный анализ проводится необъективно, иногда даже задним числом, решение принимает только одно лицо, а не коллегиум, хотя на бумаге — все нормально. Такие банки работают, придерживаясь двойных стандартов.
НБУ не лишает банки возможности искать и применять оптимальные подходы в управлении, предоставляет свободу поиска. Но в определенных рамках.
    — Вы считаете, что не Нацбанк должен отвечать за присутствие повышенных рисков в системе, а сами банки?
    — Думаю, что НБУ не только осознает, но и принимает на себя ответственность за финансовую стабильность, за надежную работу банковской системы. В то же время акционеры банка должны сами обеспокоиться состоянием дел в банке. Но проблема еще и в другом: пока в Украине не создана цивилизованная система корпоративного управления в банках, невозможно говорить о передовой системе риск-менеджмента.

С банкиром беседовал Алексей Комаха.
Фото: Валерий Тихонов

Оцените эту статью
Читайте также
Дайте “КАСКу”!
К страхованию автомобилей наши граждане прибегают достаточно часто, особенно в случае покупки машины в кредит. Учитывая низкий уровень выплат на страховом рынке, думаем, любому потребителю полезно буд
І ми усі рахуєм, щоб не лишитись з... носом*
Ноу-хау ГНИ одного из районов Киева предполагает отъем денег лишь потому, что налогоплательщик отсутствовал на рабочем месте
Безвременье
Готовя очередное налоговое разъяснение, ГНАУ хочет обосновать бесконечный (!) срок давности для применения штрафов за несвоевременную уплату. Головотяпство налоговиков трехлетней давности должны оплат
Untitled Document
В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ
точно будет
ПРАКТИКА МЕНЕДЖМЕНТА
     Борьба за клиента, обремененного выбором в эпоху изобилия, часто выходит за отраслевые рамки, принимая формы непрямой конкуренции и являя собой определенного рода опасность для компании на пути ее развития. БИЗНЕС изучал, можно ли предугадать эту опасность и просчитать ее последствия.
 
СТРАХОВОЙ РЫНОК
     За последние годы в Украину пришло множество крупных иностранных страховщиков, занимающих лидирующие позиции
на международных финансовых рынках. В частности, дочерними страховыми компаниями в Украине обзавелись такие финансовые
монстры, как AIG, PZU SA, QBE, UNIQA, Wiener Staedtische, Allianz, Generali Group, Fortis и др. Следует отметить, что доля иностранного капитала в страховом секторе увеличивается. Если по итогам 2005 г. СК с иностранным капиталом насчитывалось 58, то по итогам 2006 г. таких компаний было уже 66. БИЗНЕС решил разобраться, как приход международных страховых корпораций отразился на местном страховом рынке.
 
ТЕНДЕНЦИИ
     Дефицита листового строительного стекла, который имел место в 2006 г., в текущем году удалось избежать, так как темпы роста украинского стекольного рынка в первом полугодии 2007 г. снизились в 2 раза. Чтобы конкурировать с китайской продукцией, производители и продавцы даже идут на снижение цен на товар.
 
РЫНОК ЦЕЛЬНОМОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
     Для реализации цельномолочной продукции украинские компании используют смешанную систему дистрибуции. Несмотря на затратность собственной дистрибуции, некоторые крупные молочники, тем не менее, в последнее время тяготеют к развитию прямых продаж.
 
НА СТРАЖЕ ЗАКРОМОВ
   Виктор Кириченко, председатель Государственного комитета по материальному резерву, в интервью БИЗНЕСу рассказал о дальнейших перспективах работы комитета, планах по "выколачиванию" долгов, а также поделился соображениями по поводу недостатков Закона "О госзакупках".
 
`
| Бухгалтерия | Вакансии | Прайс-листы | Строительство и ремонт | Подписка | Форум | Женский журнал НАТАЛИ |
автокресла детские кроватки отпугиватели фильтр nerox (нэрокс) кондитер
© Copyright 2001 Закрытое акционерное общество "Издательство "Блиц-Информ"
Горячая линия (38 044) 251-81-90, 461-83-47
Интернет-магазин Эгоистка Скалолазный портал Украины