Путешествия -> Дальнее зарубежье - Заметки о Сирии

Путешествия -> Дальнее зарубежье /  Заметки о Сирии

Андрей Сапунов


ЗАМЕТКИ О СИРИИ


Если взглянуть на политическую карту мира, то между часто посещаемыми в последние годы туристскими странами Турцией на севере и Египтом на юге, между охваченным гражданской войной Ираком с востока и необьятным Средиземным морем с запада лежит небольшое государство - Сирия. Путешественники с нашей страны нечасто заглядывают сюда, на что есть веские причины.

Туристская привлекательность. Большинство туристов из Украины, планируя проведение своего досуга в период отпусков, ставят перед собой цель “отдохнуть”. Под этим как правило подразумевается купаться в море, загорать на пляже и коротать вечера с бокалом вина в руке. Множество прелестных уголков на земном шаре удовлетворяют подобным требованиям, но тот край, о котором пойдет у нас с вами речь, к их числу не принадлежит. Если попытаться охарактеризовать Сирию в двух словах, можно особо не раздумывая упомянуть об арабах и исламе, и при этом точно попасть в цель. Именно эти факторы практически исключают поездку сюда с традиционными для нашего обывателя целями. Нельзя не сказать и о высокой цене на авиабилеты, о ничтожном количестве турфирм, работающих по данному направлению, о дурной славе, представляющей Сирию как одну из стран, поддерживающую (пусть и тайно) международный терроризм.

О соотечественниках. Совокупность этих причин привела к практически полному отсутствию украинских (да и вообще русскоговорящих) туристов в этой интересной самобытной стране. За время путешествия, а объехать мне удалось почти все интересные места, я не встретил ни одного “нашего”. Хотя иностранцев было хоть отбавляй – поляки, немцы, японцы, англичане... Большинство из них были самостоятельными путешественниками, приехавшими на Восток изучать культуру и науку, некоторых можно было скорее охарактеризовать как любителей приключений. Они не пользовались услугами турфирм, во всем доверяясь карте, путеводителям и собственному опыту. Останавливаясь по стране в гостиницах, я неоднократно интересовался у администраторов, бывали ли здесь когда-нибудь украинцы, россияне? Лишь один раз я услышал, что пару месяцев назад девушка с российским паспортом переночевала в отеле одну ночь, во всех остальных случаях были лишь отрицательные ответы.

Люди, едущие в это ближневосточное государство, ставят перед собой специфические задачи: пешие походы по пустыне, встречи с бедуинами, исследование природы, осмотр многочисленных крепостей, средневековых жилых кварталов, помпезных античных храмов, общение с людьми иного, нежели мы, европейцы, склада ума, изучение ислама. Чем больше люди в нашей стране будут интересоваться этими вопросами, тем чаще можно будет слышать на Востоке русскую речь.

Об исторических достопримечательностях. Столичный город Дамаск – один из древнейших в мире, еще 37 веков назад им правили египетские фараоны. Когда-то он являлся центром Дамасского царства, затем входил в состав империи Александра Македонского, Древнего Рима. Арабы живут здесь с 7 века. На средневековых улочках города, шириной порою три-четыре метра, течет бурная восточная жизнь. Порой охватывает удивление, почему сирийцы не живут так богато, как могли бы. Всюду кипит работа – куют железо, пилят доски, красят, строят, торгуют... Такое впечатление, что никто не остается без дела. Может быть поэтому сохранились в хорошем состоянии дома 17−18 вв., которыми застроена вся старая часть мегаполиса. Туристы обычно осматривают цитадель, старинные мечети, многочисленные музеи. Значительная часть приезжих – из Саудовской Аравии, Кувейта, Иордании, Ливана. По разноцветным номерам и эмблемам на автомобилях можно судить, что Сирия весьма посещаема своими соседями.

В Алеппо, втором по размеру городе в стране, проживает огромное количество армян. Отсюда и вывески на двух языках, и величественные христианские храмы, и специализированные рестораны с алкоголем в меню. К слову говоря, арабы не пьют вообще, поэтому водку или вино можно купить только в большом супермаркете или в редко встречающихся барах по ломовым ценам, в отличии от чрезвычайно дешевой еды, которую можно увидеть повсюду. И поделом! Если человек приехал в страну и не хочет жить в гармонии с ее законами – пускай платит втридорога. А распитие пива на улице равно запрещено и на Востоке, и на Западе, и лишь в странах СНГ это не считается предосудительным.

Любители античного мира посещают Пальмиру – прекрасно сохранившийся древний город 1-3 вв. По раскинутому в пустыне на огромной площади заповеднику с переплетением улиц, колоннадами, дворцами, башенными гробницами ходят, щелкая фотокамерами, туристы из богатых стран. Ходят достаточно редко, чтобы не испортить ощущения маленького путешествия в глубь веков, однако достаточно часто, чтобы не почувствовать себя в одиночестве и обменяться впечатлениями на международном английском языке. После одного-двух дней, проведенных здесь, о нескольких сохранившихся колоннах в нашем Херсонесе не хочется и вспоминать. Это просто несравнимые величины.

В местечке Крак де Шевалье среди холмов высится замок крестоносцев, в городе Хама можно осмотреть древнеримские водяные колеса, использовавшиеся для ирригации пустыни, в Апамее – руины греко-римского города 3 в. до н.э. Большая часть достопримечательностей бесплатна, в остальные билеты стоят не более 2-4 долларов.

О климате и пляжах. Достаточно мельком взглянуть на карту, чтобы убедиться в том, что Сирия лежит на берегу Средиземного моря. Но несмотря на теплый климат большую часть года почти никто здесь не купается. У восточных народов не очень принято плавать вообще, тем более загорать. Впрочем, даже если они и полюбили бы это занятие, то понежиться на солнышке все равно могли бы позволить себе только мужчины, разоблачаться женщинам – тяжкий грех. Даже в Турции, вполне светской стране, вдоль всего побережья Черного моря нет ни одного приличного пляжа. Кафе, пальмы, музыка – пожалуйста, а купаться никто не любит. Этим и объсняется, кстати, что на Черном море отдыхают только турки, а европейцы предпочитают побережье Средиземного, где создана привычная для христиан инфраструктура развлечений и отдыха.

В портовом городе Тартусе мне все же посчастливилось искупаться на городском пляже. Представьте себе узкую, метров двадцать шириной, полоску песка, тянущуюся вдоль берега моря. Каждый квадратный метр здесь засыпан разнообразнейшим мусором, который выкидывают прогуливающиеся по набережной горожане. Подобное отношение к экологии, кстати, характерно для аборигенов, выкидывать в урну бутылки и пакеты здесь не принято. Часть отдыхающих у моря сидит со спиннингами, другие что-то читают, малая часть таки купается. Девушки идут в море во всей одежде, в длинных юбках и с косынками на головах. В качестве надувных матрацев используются старые автомобильные камеры – принадлежностей для отдыха на воде местная промышленность не выпускает.

Зимой здесь весьма прохладно, часто идут дожди, а на вершинах гор в северной части страны иногда бывает снег.

О ценах и торговле. У всех сирийцев единое отношение к жителям Европы – будь ты украинец или француз, особой разницы при общении с арабами не почувствуешь. Отношение это двойственно: с одной стороны Коран учит каждого мусульманина почтению к людям путешествующим, гостям в твоей стране, а значит и в твоем доме, с другой стороны каждый приезжий – человек не бедный, и неплохо бы его немножко надуть. В большинстве сирийских магазинов и лавок цены не указаны, и нужно торговаться. Что такое кассовые аппараты, они не знают вообще.

Забавна ситуация с гостиницами – их обязывают вывешивать свои расценки, но даже написанная цена отнюдь не является окончательной, иногда оказывается, что, мол, все номера заняты, и вам предлагают только самый дорогой «люкс», и лишь потом поднявшись на этаж вы убеждаетесь в том, что гостиница практически пуста. Но цена изменяется от написанной не только в сторону увеличения - во многих случаях ее можно снижать. Так, в городе Латаккья меня поселили в номер за полтора доллара в сутки при официальной цене в два только за то, что я являлся первым украинцем, переночевавшим у них. Приехав в известный туристский город Тадмор я узнал, что молодежный отель, указанный во многих путеводителях, стоит четыре доллара. Решив сразу не останавливаться там, я вскоре нашел чешских путешественников, уже разместившихся в этом отеле. Оказалось, что англичане и французы сразу платят указанную администратором сумму, а они, как жители не столь богатой Восточной Европы, провели торги, после которых сбили цену до двух «зеленых». Решив идти до конца в процессе переговоров, я попросил их проводить меня к хозяину, здраво рассудив, что в этом случае не придется начинать торг с первоначальной цены. И оказался совершенно прав. Два бакса мне предложили сразу, а после 40-минутной беседы, в течении которой мы успели обсудить Джорджа Буша и войну в Ираке, футбол и местную еду, я сумел снизить цену до одного доллара за ночь.

С оплатой проезда в маршрутных такси, в изобилии снующих по узким улочкам каждого более-менее крупного населенного пункта, еще более интересная ситуация: если для местных проезд, скажем в городе Алеппо, стоит 3 фунта, то вам как иностранцу назовут цену – 25. Добиться справедливости можно, но тяжело, самый лучший выход – сразу приготовить мелочь без сдачи.

Что примечательно, подобное обращение с приезжими в сфере торговли отнюдь не означает негативного отношения к ним в целом. Просто на Востоке четко действуют правила игры, которые нужно выучить. Желание и умение торговаться отнюдь не является признаком плохого воспитания или жадности, как принято зачатую считать у нас, а наоборот, превращает вас из дурачка-иностранца, которого все норовят облапошить, в человека уважаемого. Если процесс общения будет происходить при этом на арабском, взаимопонимание достигается гораздо легче и быстрее.

О политике и свободе передвижения. Как и в подавляющем большинстве стран Азии, с демократией у сирийцев не сложилось. Правивший страной много лет недавно скончавшийся президент Хафиз Аcсад являл собою образ если не живого Бога, то некоего подобия Владимира Ильича. Его скульптурное изображение или портрет можно увидеть у входа в каждое учреждение, школу, открытки с президентом продают на улицах, его фото - на рекламных щитах и на лобовых стеклах не менее чем половины автомобилей в стране. Молодой президент Башар Асcад – сын вождя, пока не может соревноваться по количеству изображений со своим отцом, но все указывает на то, что через несколько лет всенародная любовь к нему возрастет до должного уровня.

Сирия – удивительная страна, где тоталитаризм для своих граждан совершенно не мешает иностранцам свободно получать въездные визы и перемещаться в любом направлении. Украинцы, к слову говоря, могут получить разрешение на въезд в страну прямо на границе с Турцией, откуда направлялся я, или в аэропорту Дамаска за 36 долларов. О некоторой несвободе свидетельствуют лишь многочисленные надписи «Military zone. No camera», которые сопровождают тебя на всех основных трассах и на окраинах городов, да крайне редко встречающийся дорогой интернет с закрытым доступом на все неправительственные сайты о Сирии. А так – полная свобода. Полицейские не обращают на иностранцев никакого внимания и можно свободно поехать в любую точку страны.

Для автора этой статьи Сирия была конечным пунктом в большой автостопной экспедиции, маршрут которой проходил из Украины через российский Северный Кавказ, Южную Осетию, Грузию и Турцию. Меняя ежедневно по семь-десять автомобилей, проходя пешком посты дорожной полиции и таможни, я имел полную возможность оценить масштаб тех препон, которые порой ставят власти на пути путешественника. Никаких серьезных инцидентов, к счастью, не произошло, но дотошный обыск личных вещей и беспрерывные проверки документов, которые сопровождают путь каждого едущего по сопредельным с Чечней регионам, хорошо врезались в память. Так же как и вымогательство взятки грузинскими пограничниками, грозившимися не выпустить меня из своей маленькой, но гордой страны. В Сирии ничего подобного не происходит, руководство страны прекрасно осознает размер дохода, который может принести в страну поток иностранных туристов. За все время пребывания здесь у меня не проверили документы ни разу.

Единственное, чего остерегался я и, думаю, следует остерегаться другим – менять валюту с рук. Хотя желающих предложить выгодный обмен на улицах предостаточно, надо помнить, что за это светит по сирийским законам несколько лет тюрьмы. И хотя местные утверждают, что отношение властей в этом вопросе за последние годы заметно смягчилось, все же наверное лучше пойти в банк. К слову говоря, кредитных карточек в стране почти никто не принимает, а системы «Вестерн Юнион» нет вообще.

О женщинах и моде. Сирия не является страной столь строгого ислама, как Афганистан или Иран, поэтому появление на улице в парандже, закрывающей все тело и лицо от любопытных взглядов, здесь не является обязательным. Облик женщин тут сильно зависит от того, проживают они на западе страны или на востоке. В континентальной мусульманской части большинство лиц слабого пола закутаны с головы до ног в просторные черные покрывала, и лишь по лицу можно определить, кто стоит перед тобой, да и то не всегда – носящих чачван (сетку на лице) тоже хватает. Приморские же портовые города более либеральны – многие дамы носят брюки и ходят с непокрытой головой. А подошедшие как-то раз познакомиться со мной пару тинейджеров носили американские футболки с надписями по-английски – вещь совершенно немыслимая в центральной части страны. «В другом месте меня бы убили за это, а здесь у нас город свободный», - уверил меня один из юных обитателей Латаккьи.

Особенности Сирии налагают свои правила для приезжих фотолюбителей. Кроме уже упомянутых военных зон, нежелательно фотографировать ортодоксальных верующих (хотя большинство обычных граждан сами страстно желают вам попозировать) и женщин. Самое разумное – всегда спрашивать разрешения. Любопытно, что закутанные с головы до ног мусульманки, у которых на свет Божий предстают только кончики пальцев на руках, обычно не соглашаются, а если девушка идет с открытым лицом, да еще на ваше приветствие изрекает какое-нибудь интернациональное
«хэллоу», то возможно вам повезло, и фотография будет сделана.

В путешествиях по странам арабского мира погружение в национальную среду, уважительное отношение к местным традициям, знание языка, склонность к эмоциональному общению, готовность к экспромту дают гораздо больший коэффициент полезного действия, чем заранее продуманный до мелочей план поездки, помощь гида-проводника и пристрастие с традиционным формам отдыха.

Религиозные верования. 90 процентов населения в стране – мусульмане. Мечеть можно увидеть в каждом, даже самом маленьком сирийском поселении. Пять раз в день воздух оглашается криками зазывающих на молитву муэдзинов. Голоса их многократно усиливаются громкоговорителями, установленными на вершинах минаретов. 10 процентов населения – христиане. В стране существуют римско-католические, православные и армянские храмы.

Валюта. Денежная единица – сирийский фунт. 50 фунтов приблизительно равняются одному доллару. Курс обмена в банках и у менял практически не отличаются. В обращении монеты номиналом от 1 до 25 фунтов и купюры от 50 фунтов и выше. В ориентированных на туристов кафе и некоторых магазинах неофициально принимают к оплате доллары.

Интернет. Очень дорогой – от 1.5 до 4 долларов за час, и только в больших городах.

Фотопленки. Стоит купить заранее в Украине, чтобы не переплачивать в 1.5-2 раза.

Языки. Большинство населения владеет только арабским, английский знают люди, работающие с туристами, и некоторая часть бизнесменов. Люди старшего поколения могут помнить французский, так как Сирия до 1946 года являлась де-факто французской колонией. Русский могут знать только студенты, учившиеся в годы существования СССР у нас по обмену. Говорят, что иногда таких встретить можно, но лично мне не везло.

Болезни. Оформление медицинской страховки для въезда в страну не требуется, нужно покупать полис или нет – каждый решает сам за себя. На широте Сирии малярия не встречается, есть риск заболеть какой-либо формой дизентерии, так как санитария здесь не на высоком уровне.

январь 2004 года

Дальнее зарубежье-> | По Украине | По странам СНГ | Дальнее зарубежье | Теория и практика |
Developed by Deep Vision