This version of the page http://kut.org.ua/movie_a0015.php (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2006-10-12. The original page over time could change.
Сокуров Александр "Телец". Автор: Михаил Рабовский / Культурный тренажер. Интернет-журнал о культуре






анонсы статей

"НОВЫЕ СКАЗКИ БРАТЬЕВ ГРИММ"

Как себя чувствует зритель в этом сюрреалистическом мире, наполненном кошмарами и бессмысленным насилием? Как пятилетний ребенок, которому на ночь родители "скармливают" хоррор про глупую ведьму и умненьких ребятишек.

полный текст здесь

ЧЕ-ЛОВЕЧНЫЙ ФИЛЬМ

Это, по-видимому, один из немногих фильмов последнего времени, где в кадре нет убийств и роковой любви. Конечно, за этим дружелюбным затишьем последует не охваченное фильмом революционное кровопролитие.

полный текст здесь

НЕ ПОНИМАЮ

Фичей "Переводчицы", фактической экзотикой должны были стать съемки в штаб-квартире ООН. Да, забавно, но не более, и эта дорогостоящая и никчемная безделушка картонному фильму правдоподобности не добавляет.

полный текст здесь

ЖМУРИКИ

Кинематографический поезд вагоновожатого Балабанова "Жмурки" прибыл к нашему перрону с небывалым опозданием - в целых десять лет.
полный текст здесь

ФИЛЬМ НЕ О ТОМ, ИЛИ О ЧЁМ МОЛЧАТ ГЕРОИ "ТРИО ИЗ БЕЛЬВИЛЛЯ"

"Трио из Бельвилля" - это отнюдь не весёлая история о милых бабульках, а по-чеховски печальный рассказ о тщете жизни, об однонаправленной колее, из которой не то чтобы выбраться невозможно, а и желания не возникает.

полный текст здесь

НАБЕРЕЖНАЯ ОРФЕВР, 36

Полицейская криминальная драма от Оливье Маршала - голливудское блюдо под французским соусом. "Набережная Орфевр, 36" - от одного названия уже тянет Францией, романтичной и загадочной. Однако в фильме все гораздо прозаичней.

полный текст здесь

ЗАЛОЖНИК БОЕВИКА

Если Вы не фанат Уиллиса, главного героя, или не любите боевики - вряд ли Вам удастся получить огромное удовольствие от просмотра фильма "Заложник".

полный текст здесь

ВЫВЕРНУТЫЕ НАИЗНАНКУ

Анатомия насилия (жестокие изнасилования и убийство), на котором строится фильм Гаспара Ноэ "Необратимость", - намеренный ли это эпатаж или горькая правда жизни?

полный текст здесь

МНОГО ШУМА ИЗ НИЧЕГО

Полунаучная теория ФЭГ (феномен электрического голоса умерших), - простой способ засадить главного героя фильма "Белый шум", тоскующего по своей умершей жене, за экран монитора разгадывать чьи-то послания. В итоге, кинолента об аномальных явлениях превращается в полицейскую историю.

полный текст здесь

БОЙСЯ, О СМЕРТНЫЙ, КЕЙТАЯ, ЗВОНКИ ИЗДАЮЩЕГО…

«2 пропущенный звонок» — сиквел вышедшего в январе 2004 года и имевшего в Японии огромный успех фильма «1 пропущенный звонок». Построены они по одной логической схеме: у Вас звонит телефон; на дисплее Ваш собственный номер...

полный текст здесь

ВОЙНА МИРОВ ЗА 72 ДНЯ

Картина Стивена Спилберга была отснята всего лишь за 72 дня. Естественно, на чем-нибудь время пришлось экономить. Сэкономили на сценарии. В фильме масса несуразностей и логических нестыковок.

полный текст здесь

ВЕСЬ ШЕКСПИР — ЗА ОДИН ВЕЧЕР

Ставить Шексира сегодня не актуально, вернее, это не может и не должно быть актуальна. Потому что, если предположить обратное, то мы придем к безрадостному заключению: наш театр еще более мертв, чем не наш Шекспир. Как же обстоят дела с поставкой Виталия Малахова?

полный текст здесь

НЕ УХОДИ

Фильм «Не уходи» режиссера Серджио Кастелито можно назвать "мистической любовной трагедией". Это современная и тактичная иллюстрация к библейским истинам, где страстная эротика сродни атмосфере «Песни Песней».

полный текст здесь

"ПРИХОВАНЕ КОХАННЯ", ИЛИ НЕСТАРЕЮЩАЯ "ЭЛОИЗА"

Театр «Сузір’я» (Киев) продолжает премьерные показы спектакля «Приховане кохання», созданного по пьесе Эрика Эммануэля Шмидта «Загадочные вариации». Это история о любви учителя к ученице, их разлуке и о растянувшемся на годы романе в письмах.

полный текст здесь

ЖИЗНЬ КАК ЧУДО

В фильме Эмира Кустурицы «Жизнь как чудо» смеховое начало переполнено трагическими и лирическими интонациями. Да и смеяться там, собственно, не над чем. Реальность, данная в ощущениях одной отдельно взятой семьи, как избушка в сказке, поворачивается к нам все больше задом.

полный текст здесь

архив статей о кино и театре

можна подивитися тут



Дядя Володя в Вишневом саду

Михаил РАБОВСКИЙ, Днепропетровск.
Июнь 20, 2005 г., понедельник.

В этом году один из телеканалов, доступных моему созерцанию, отметил 135 годовщину со дня рождения В.И.Ленина показом фильма А.Н.Сокурова "Телец". Надо сказать, что этот фильм мне доводилось видеть и раньше. И даже на большом экране. Но в первый раз увлеченный сюжетом и ожиданием чего-то необычного, что по идее непременно должно быть в фильме о Ленине, снятом таким режиссером как Сокуров, я не очень-то пытался понять, что же собственно хотел сказать режиссер. И после просмотра вышел из кинозала с чувством тягостного недоумения.

Мне почему-то казалось, что Сокуров, обратившись к образу Ленина, непременно должен снять нечто монументально-трагически-величественное в духе Лукино Висконти. А получилось непонятно что. Какая-то зеленая размытость на экране, звук, доносящийся словно через стенку несмотря на все Dolby Digital, сюжет… В общем-то Сокуров никогда не баловал зрителя крепко закрученным сюжетом. Не его это конек. Но так, чтобы он принципиально отсутствовал, этого я не помню. У меня даже возникло подозрение, что Александр Сокуров просто-напросто разучился снимать кино. Настолько странным показалось мне увиденное на экране.

И только посмотрев фильм во второй раз, я наконец-то понял, что это комедия. Комедия в том смысле, в каком понимал ее Чехов, именно так обозначив жанр "Вишневого сада". Александр Сокуров и его постоянный сценарист Юрий Арабов придумали поистине гениальный ход, представив жизнь В.И.Ленина в Горках в виде сцен из усадебной жизни столь любимых Чеховым, которого в свою очередь, как известно, очень любил В.И.Ленин. Что же получилось в результате? А вот что:

Дядя Володя в вишневом саду (х/ф «Телец»)
комедийные сцены из деревенской жизни

Действующие лица

Ульянов-Ленин Владимир Ильич, председатель Совета народных комиссаров, вождь русской революции, потомственный дворянин, 52 года.
Крупская Надежда Константиновна, его жена, революционерка, из дворян, 53 года.
Ульянова Мария Ильинична (Маняша), сестра В.И.Ульянова-Ленина.
Врач.
Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович, генеральный секретарь ЦК РКП(б), 43 года.
Фотограф, охранник, служанки.

Действие происходит в усадьбе Горки в 1922 году.

Да, кстати, а почему комедия? Широко известно признание Чехова о "Вишневом саде": "Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс". Ведь не смешно же, а совсем наоборот. Возможно, что и сам Чехов не слишком хорошо понимал, что он написал, но он ощущал приближение чего-то страшного. Вот и пытался спрятать владевший им ужас за шуточками. Перефразируя классика можно сказать: он пытается смешить, а пугает.

Современники же не очень хорошо понимали драматические произведения Чехова. Увлеченные большими идеями, они не осознавали, как страшное возникает из обыденного. Из ничего не значащих фраз, случайных жестов, вскользь брошенных слов. Даже гениальный Станиславский не ощущал всего ужаса, стоящего за абсурдно-смешными репликами персонажей чеховской пьесы. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать соответствующую главу из "Моей жизни в искусстве". Из всех великих режиссеров ХХ века разве что Альфред Хичкок был в полной мере конгениален последней чеховской пьесе, и он мог бы ее поставить или экранизировать так, как она того заслуживает, в полной мере передав чеховское ощущение ужаса. Но этого, к сожалению, не произошло.

И вот Александр Сокуров решил воспользоваться чеховским материалом, чтобы снять фильм о Ленине. Фильм называется "Телец". Это и зодиакальный знак, под которым родился вождь мирового пролетариата, и одновременно указание на жертвенное предназначение главного героя. Но фильм вполне можно было бы назвать как-нибудь иначе. Например, "Возвращение", "…лет спустя" или просто: "После".

Ведь что происходит на самом деле. Приблизительно двадцать лет спустя после бегства из "Вишневого сада" некоторые персонажи возвратились назад. За это время многое изменилось. И главное, свершилось то страшное, которое незримо присутствовало в пьесе Чехова. Но ведь согласно законам чеховской драматургии все страшное, трагическое происходит за сценой. О нем знают автор и зрители, но не персонажи, поступками которых управляет рок.

Вот и Ленин, превращенный волей Арабова и Сокурова в чеховского персонажа, такой же. Провинциальный помещик, нелепо проживший свою жизнь, а теперь разбитый параличом, постепенно теряющий свой разум и угасающий. Доктор, как и всякий чеховский доктор, ироничный и в глубине души не верящий в медицину, называет его «господин вождь». Ленин не обижается. Обычный домашний юмор. Так принято.

О, эта прелестная усадебная жизнь столь любимая Чеховым. И милая, хотя и слегка жалкая дворянская непрактичность. Надежда Константиновна пытается стирать. Получается у нее неважно. Мыло выскальзывает из рук. Зачем она это делает? Ах, ну разве можно сидеть, сложа руки, когда страдает народ. Нужно что-то делать. Вот хотя бы стирать. А еще нужно строить школы, учить крестьянских детей грамоте. Разве не для народа, не для его счастья была совершена революция?

А сам Ленин, однако, сомневается. Что-то пошло не так. Что-то не сложилось. Впрочем, все эти мысли где-то на периферии его сознания. А главное — это вспомнить, сколько будет двадцать два помноженное на семнадцать. Если удастся вспомнить — значит выздоровел. Так сказал доктор. Но это вряд ли. На самом деле болезнь Ленина — это не последствия инсульта, а усталость. Усталость от жизни, оказавшейся бессмысленно-бесполезной. Именно поэтому он НЕ ХОЧЕТ помнить, кто такой Сталин.

Его поведение по своей сути, как и у всех чеховских персонажей, игра, карнавал, пародия. У каждого из персонажей фильма своя маска, из-за которой виднеется истинное лицо актера. Контраст между комедийными ролями, требующими от актеров нарочито несерьезного поведения, и их подлинным трагическим настроением создает неповторимую ауру чеховской драматургии.

В пьесах Чехова актер должен как бы раздваиваться и быть трагиком, вынужденным играть комедийную роль. Если по Станиславскому актер должен вживаться в роль, превращаться в своего персонажа, то в пьесах Чехова актер должен демонстрировать и сам процесс вживания, и неизбежно сопутствующее этому действию отвращение, и свою ненависть к режиссеру, драматургу, театру и самому мирозданию и творцу, заставляющего его все время играть, а не просто быть собой. Отсюда и постоянное стремление актера выскочить из собственной роли. Три сестры хотят в Москву, милейший дядя Ваня сначала покушается на профессора Серебрякова, а потом хочет убить себя. Не говоря уже у о Треплеве и Иванове. Да и персонажи "Вишевого сада" стремительно убегают со сцены, забывая о преданном Фирсе. В сущности, всех чеховских персонажей можно разделить на две категории: на тех, кому надоела их роль, и тех, кто от нее еще не устал. Первые, безусловно, являются главными.


Фотодокументы.
Ленин и Сталин в Горках в 1922 году.
Вот и в "Тельце" как, безусловно, чеховском по духу произведении главный герой, большую часть своей жизни, игравший роль революционера Ленина (а чем иным, спрашивается, является революция как не грандиозным спектаклем?), хочет опять стать просто Владимиром Ульяновым. Но у него не получается. Вот в чем его трагедия! Остальные персонажи просто не дают ему это сделать. Потому что без него рассыплется все действие пьесы, рухнет сюжет, остальные актеры станут безработными. Поэтому-то и усадьба Горки превращена для него в тюрьму. Талантливый актер просто стал пленником своего успеха. Но ему очень хочется убежать. И он талантливо играет безумие, надеясь на освобождение по болезни.

И эта надежда приходит в образе Сталина. Вообще, сцена встречи Ленина и Сталина — одна из самых сильных в фильме. Разумеется, зритель хотя бы поверхностно знакомый с отечественной историей знает, что "всо сафсем нэ так било, сафсэм всо нэ так". Не мог Сталин трепать по щеке Крупскую, говоря: "Молодец. Ты за ним хорошо смотришь", не мог обнимать Ленина, в принципе, не мог изображать из себя шута. Но в рамках чеховской парадигмы такое поведение не кажется неуместным. Чеховские персонажи и должны себя вести нарочито несерьезно, пародируя свои жизненные роли, произнося нарочито нелепые монологи.

Это хорошо понимал Никита Михалков, снимая, например, "Неоконченную пьесу". Вот и Сокуров, подчиняясь чеховской логике, спародировал в эпизоде встречи Ленина и Сталина кинематографическую манеру Никиты Михалкова. Так и представляешь, КАК эту сцену снял бы сам Никита Сергеевич, изображая Сталина, а роль Ленина, поручив, допустим, Александру Калягину.


Фотодокументы.
Ленин и Сталин в Горках в 1922 году.
У Сокурова, однако, получилось не смешно. От сталинского шутовства, от его улыбки, просачивающейся из-под усов, веет жутью. Сталин в фильме — актер, которому еще НЕ НАДОЕЛО играть свою роль. В отличие от Ульянова, которому смертельно надоело быть Лениным, Джугашвили еще не наскучила роль Сталина.

Большинству он по инерции представляется второстепенным персонажем, но Ленин знает, кто идет ему на смену. Поэтому и разговаривает с ним серьезно, без юродства. И что же он говорит ему? Я решил просить у партии яду. Иными словами: освободите меня, отпустите на волю! Но Сталин — это тот же чеховский Лопахин, но без сантиментов, истинный ХОЗЯИН и Горок, и самого Ленина, и партии, и России. И своим имуществом он управляет расчетливо. Разумеется, никакого яду Ленин от него не получит. Не такой он дурак, чтобы просто так отпустить Ленина. Позволить ему убежать, дезертировать со сцены. Не-е-ет. Ленин — это капитал. И этот капитал принадлежит ему целиком, и душой, и телом. Поэтому, даже после смерти он оставит Ленина на сцене, чтобы украсить ее. Так он до сих пор там и лежит, словно Фирс забытый в доме: "Жизнь-то прошла, словно бы и не жил. Я полежу… Силушки-то у тебя нету, ничего не осталось, ничего…".

Известное высказывание Дантона гласит, что революции пожирают своих детей. Это верно лишь отчасти. Революции пожирают не только своих детей, но и отцов, матерей. Единожды начавшись, революция не может закончиться до тех пор, пока не съест самое себя. Вот и та революция себя съела без остатка, оставив после себя на память потомкам лишь мумию в мавзолее. И нет в этом ни урока, ни справедливости, ни возмездия, ни победы добра над злом. А есть просто закон природы, о котором, возможно, догадывался не доживший до революции Чехов, и который хорошо знает современник новейших революций Александр Сокуров.