This version of the page http://archiv.orthodoxy.org.ua/page-881.html (0.0.0.0) stored by archive.org.ua. It represents a snapshot of the page as of 2006-10-02. The original page over time could change.
Домашнее насилие: куда девался мир из «малой церкви»?
    
 ЦеркваНовиниСтаттіІнтерв'юГалереяРесурсиАвтори 
Календар 

Православіє 
 Основи віри
 Церква

Літопис 
 Новини
 Міжнародні новини

Галерея 
 Події

Письмена 
 Храми і монастирі
 Церковна історія
 Богословіє
 Філософія, культура
 Православний погляд
 Православіє і педагогика
 Молодіжне служіння
 Церква і суспільство
 Порада мирянину
 Суспільство про Церкву
 Церква і держава
 Міжконфесійні відносини
 Розколи
 Єресі та секти
 Подія
 Ювілей
 Дата
 Люди Божі

Слово 
 Слово пастиря
 Інтерв'ю

Православний світ 
 Ресурси
 Нове у мережі
 Періодичні видання
 Православний ефір
 Релігійна статистика
 Электронная лавка
 Бібліотека

Послух 
 Автори

 Юлия КОМИНКО.   Домашнее насилие: куда девался мир из «малой церкви»?

Венчание, брак, семейная жизнь у православных верующих ассоциируется с чем-то очень хорошим. Это и защита, и помощь, и поддержка на долгие годы неизвестности. Но если семья — радость, то откуда в нашем обществе появился термин «домашнее насилие»? На тему насилия в семье проводятся семинары и круглые столы, даже приняты законы, призванные его предотвратить и защитить женщин от издевательств со стороны «сильной половины». Государство, насадившее обществу воинствующий атеизм и отделившее от себя Церковь, теперь заламывает руки и вопиет о безнравственности, падении уровня культуры и аморальности людей. Создаются всевозможные комитеты и комиссии по защите прав человека, но права одних людей нарушают и попирают другие, а принудительно заставить уважать личность государство не в силах никого. Безбожное общество пожинает плоды своего безбожия.
Благо, есть Церковь, которая заботится не столько о защите прав, сколько о спасении души каждого из своих чад. Именно поэтому она стремится не просто излечить ту или иную болезнь общества, а исцелить всего человека, вернуть ему спасительные ценности и приоритеты, восстановить гармонию с Богом.

Одно из госучреждений, созданных для помощи женщинам, пострадавшим от домашнего насилия, открылось в Киеве пять лет назад в аккуратном небольшом здании по улице Мельникова. Центр по работе с женщинами при Киевгосадминистрации раньше был чуть ли не единственным в Украине, а сейчас подобные организации действуют уже в нескольких районах столицы. Изо дня в день Центр принимает десятки заявлений, выслушивает беды и проблемы своих посетительниц.

Пути преодоления домашнего насилия и у государства, и у Церкви на первый взгляд похожи. Как говорит руководитель Центра Галина Гончарук, возглавляемая ею структура работает «как религиозная организация» — с каждым индивидуально. Священники на исповеди тоже выслушивают прихожан по очереди, предлагая каждому свое «лекарство». Но где же корень проблемы — почему в семьях присутствует насилие? Что говорить людям, чем помочь и как вернуть в семью мир, который как в «малой церкви» должен там царить?

Передохнуть, «и снова в бой»
Не так давно Верховная Рада Украины в дополнение к действующему закону «О предупреждении насилия в семье» приняла еще один — «О внесении изменений в Кодекс Украины про административные правонарушения относительно установления ответственности за совершения насилия в семье или неисполнения защитного предписания». Он предусматривает наложение штрафа, исправительные работы или административный арест (до 15 суток) за какой-либо из видов физического, психологического или экономического насилия в семье. По мнению Галины Гончарук, этот документ «развяжет» руки возглавляемому ею центру в деле защиты женщин от домашнего насилия, ведь отныне к возмутителям семейного спокойствия уже можно будет применить достойное наказание.

Проблема насилия в семье в Украине стоит очень остро. За 5 лет существования Центра сюда поступило более 25 тысяч обращений со стороны женщин и около 2 тысяч — от мужчин. Что касается последних, то дело здесь отнюдь не в побоях или издевательствах. В Центр приходят как в случае домашнего насилия, так и за информацией, юридической помощью. Например, людей интересуют вопросы раздела имущества во время разводов, воспитания детей, возможностей связей с общественными организациями, государственными учреждениями. Но больше всего — проблем домашнего насилия.

Случается, издевательствам в семье подвергаются не только жены от мужей, но и дети со стороны родителей. Или престарелые родители со стороны взрослых уже детей. Как, например, пожилая женщина, которая живет с дочерью и маленькой внучкой. Мало того, что пенсионерка вынуждена в одиночку заботиться о внучке, ей еще приходится бороться с пристрастиями дочери — алкоголем и наркотиками. А та выносит из дому, и распродает все ценные вещи, постоянно издевается над матерью. Будучи, не в силах больше терпеть оскорбления и унижения, женщина приходит в Центр за помощью и поддержкой.
Но все же насилие родителей над детьми или наоборот — одинокие случаи, которые встречаются довольно редко. В основном приходят в Центр жены. Что же заставляет мужа поднимать руку на родную женщину? По мнению Галины Гончарук, главная причина — в недостатке культуры и воспитания, а вопросы бытовые и финансовые стоят на втором плане. «В обществе считают, что раз муж бьет жену, значит, виновата бедность, — говорит Галина Иосифовна. — Нет. Статистика показывает, что в наш приют попадают и женщины высокого образовательного, интеллектуального уровня, у которых мужья хорошо зарабатывают — банкиры, генералы, руководители крупных предприятий».

Случается, мужа увольняют, он не может трудоустроиться и сидит дома, а женщина в это время выкладывается на трех-четырех работах. Прямо, как в фильме «Принцесса на бобах». Героиня — и посудомойка, и уборщица, и дети на ней, а бывший муж живет за ее счет, лежит целыми днями на диване, читая книги. Такая ситуация встречается очень часто. Конечно, мужчинам в этом случае тоже тяжело. Но притом, что женщина работает, тянется, еле сводит концы с концами, он еще может запить, а там и до рукоприкладства недалеко.

А сколько в семьях насилия не физического, а психологического! Именно оно, по словам руководителя Центра, стоит на первом месте: «Ну не насилие ли это, когда муж-банкир приходит домой и воспринимает жену как предмет. Как тумбочку! Ни поговорить, ни поинтересоваться как дела, ни посоветоваться. В его представлении она существует только для того, чтобы мыть посуду. А приходить домой и просто молчать? Неделями не разговаривать, не замечать! Женщине с этим справиться очень тяжело».

Как говорят в Центре, «мы все делаем для того, чтобы в любом случае сохранить семью». Советуют испробовать всевозможные способы для восстановления мира между супругами. Но нельзя утверждать категорически, что никто не должен расходиться — бывают из ряда вон выходящие ситуации, когда дальнейшее совместное проживание мужа и жены просто немыслимо. Есть причины, которые нельзя простить и забыть, подходить к этому нужно по-человечески. Но это редкость, а потому основная линия, которой придерживается Центр в работе, одна — семья должна сохраниться.

Чем же конкретно помогает Центр женщинам, которые обращаются в связи с насилием в семье? Как рассказала Г. Гончарук, пострадавшим предоставляется место в приюте на 30 дней. Приют находится за городом, рассчитан на 15 человек, и очень часто бывает переполнен. Там созданы все бытовые условия для полноценного отдыха: чистая постель, комната для досуга, кухня, где можно приготовить еду, стиральная машина, медпункт. Кроме того, каждый день в помещении Центра принимает юрист, психолог и психотерапевт. Священников для работы с пострадавшими женщинами не приглашают, железно мотивируя тем, что Церковь от государства отделена. Как будто не людям нужна помощь Церкви, а наоборот.
Домашнее насилие, как утверждают в Центре, распространенное явление не только в Украине, но и за рубежом. Приюты, подобные киевскому, существуют в Германии, Швеции и других европейских странах. Как справиться с этим социальным недугом, не подскажет никто. Да и помочь каждой отдельной семье — тоже трудность. К примеру, в приют приходит пожилая женщина просто провести выходные. Не месяц, не два, а только выходные. Она подвергается насилию со стороны сына. Пока он в будние дни на работе — еще как-то можно жить: уходит рано и приходит поздно, не пьет, потому что утром снова на работу. Но как только выходные — так и пьянки. Выпьет — издевается над матерью. Она находится в приюте субботу и воскресенье, а в понедельник возвращается домой. Передохнет пару дней — «и снова в бой». Что бы работники Центра ей не советовали, она все равно отказывается бросить сына, каким бы он не был: «Если я уйду от него, он умрет под забором».

Женщины, над которыми издеваются мужья, тоже стремятся из приюта домой, ведь есть дети, которых надо растить, как бы не складывались отношения у родителей. Приют — временное пристанище, небольшой островок спасения, но жить постоянно там нельзя. Пусть в нем созданы все условия, женщины защищены законом от любых притеснений и издевательств, им рассказывают об их правах, «подковывают» в знании отечественного законодательства. Ситуация в семье не меняется. Территория супругов — это маленькое государство в государстве со своими собственными законами. И как бы жена не заявляла мужу о правах, пусть даже гарантированных Конституцией, все равно повседневная жизнь семьи протекает по правилам, установленным отдельно в каждом доме. Но, как считают в Центре, их задача — показать женщине, как заботится о ее защите государство, снабдить ее необходимой информацией. Дальше — она сама будет решать семейные проблемы, находить выходы из критических ситуаций, как-то жить. Может быть, ее жизнь после помощи и советов опытных психологов и психотерапевтов изменится, но в Центре, как правило, об этом не узнают. На вопрос, как сложилась в дальнейшем судьба у той или иной посетительницы, там отвечали: «Слава Богу, больше не обращалась».
И действительно, слава Богу. Но ведь неверующее государство не уповает на Бога. Уверено, что своими силами может справиться со всеми сложностями, и создает очередные ведомства для борьбы с огромным количеством все увеличивающихся проблем.

«…И обрящете покой душам вашим» (Мф 11; 29)
Но Церковь живет по-своему. И спасает по-своему, а потому ситуация среди православных верующих немного иная. По словам клирика Свято-Вознесенского храма Киева протоиерея Константина Курбанова, большого и постоянного насилия в православных семьях попросту нет. Да, женщинам приходится терпеть очень многое, но до рукоприкладства дело доходит довольно редко. В основном его претерпевают в неблагополучных семьях, причем там, где пьет не только муж, но и жена — в этом случае возникают совершенно другие принципы взаимоотношений, присутствуют и драки. Но чтобы в обычной нормальной семье насилие было распространено, бывает не так часто Современные женщины насилия не терпят, пользуются защитой государства, и если возникают семейные конфликты, духовникам приходится просто таки уговаривать супругов простить обоюдные обиды, сохранить семью, и с этим бывают огромные проблемы. Женщины сейчас не то, что рукоприкладство, грубые слова с трудом выдерживают.

Как считает отец Константин, взаимоотношения в православных семьях еще не полностью устоялись. В нашей стране соединены многие народы, и часто люди с определенным менталитетом и темпераментом живут по каким-то своим принципам, с которыми нужно считаться. Вот, к примеру, человек кавказских кровей в силу культурных убеждений требует, чтобы жена относилась к нему с особым почтением. А женщина, случается, этого не понимает, привыкла к другой ситуации в своей семье и не способна промолчать в тот момент, когда гневается супруг. Это может закончиться и дракой. Причем не избиением, а именно дракой, где насилие исходит от обеих сторон. Но это не норма семейных отношений, а их кризисное явление. В нормальной христианской семье принуждения и насилия в отношениях между мужем и женой просто нет. Иначе обстоит дело с детьми — мы должны постоянно их понуждать к благому: чтобы вовремя вставали, ограничивали себя в потребностях, излишествах и безнравственности.

Часто случаются недоразумения, когда супруг не имеет устремления к насилию, но жена не учитывает его темперамент, и своим поведением просто выводит его из себя, провоцируя его на грубое поведение. Такое случается особенно в молодых семьях. В этом случае священник требует разумного отношения и считает виноватыми обоих: муж должен обуздывать темперамент, а супруга ему в этом помогать.

По словам отца Константина, часто именно жена выступает в семье инициатором скандалов. Женщины настолько не приучены в своих семьях к терпению, к тому, что супружество это взаимное ограничение, настолько к этому не привыкли, что даже иногда и христианкам, не то что нецерковным женам, кажется, будто муж слишком ущемляет их права. Любой призыв ограничить себя, исходя из потребностей семьи, находит в душе женщины довольно агрессивный отпор, и она идет на конфликт. А все потому, что нет правильного примера. «С детства будущие жены не видят жертвенного самообуздания со стороны женщин, — считает священник. — Напротив, сейчас повсюду звучат только постоянные требования, призывы самоутверждаться, культивировать чувственность. Всяческие необдуманные эмоциональные порывы выдаются за истинные и единственно важные. Это очень большой недостаток нашего воспитания, у женщин в частности, не обдумывать душевные устремления, более того, считать их критерием, которого необходимо придерживаться в жизни».

Безусловно, на атмосферу в семьях повлиял и атеизм. Но нужно сказать еще вот о чем. Отношения в древних семьях основывались на очень четкой иерархии, строгом повиновении, когда муж имел большое главенство, а жена находилась в довольно униженном положении. Христианство принесло особый идеал — не насильственной добродетели, а осознанной и жертвенной. Когда я ограничиваю себя, терплю нечто не из-за страха, а ради ближнего, семьи, народа — от малого до великого. Такой идеал предполагает особые отношения в семье — не нужно насилия, принуждения. С детства мальчики и девочки воспитываются на примерах особенной жизни, жертвенности, когда для человека радостью становится служение ближнему, то есть самопожертвование.

Но безбожие все перевернуло вверх дном. Христианская свобода основывается на религиозности, и без нее превращается в свою противоположность. Семья, воспринявшая христианский идеал взаимной свободы и отказавшаяся от Бога, не может существовать. Когда нет сознательного самопожертвования, а есть полная вседозволенность, все рушится. И это безбожие началось гораздо раньше официально провозглашенного воинствующего атеизма. Революция 1917 года — итог отрицания Бога и Христианства, неправильного восприятия свободы.

Приходящим в церковь со своими бедами верующим супругам священники предлагают не просто выговориться и излить душу. Общение с духовником в стенах храма не ограничивается терпеливым выслушиванием наболевших проблем и банальными книжными советами. Служитель Божий отличается от госслужащего именно уникальностью помощи — исповедь и причастие способны утешить и успокоить мятущуюся душу, стереть из сердца все обиды и успокоить даже самый неистовый гнев. Помощь Божия обязательно придет, нужно только за ней обратиться. А мужу и жене, особенно молодым, во избежание недоразумений и ссор в супружеской жизни Церковь неустанно напоминает, что семья — это такое мерило, которое требует от человека пресечения, отсечения негативных качеств и приращения к добродетели. Без этого нельзя. Осознание каждым из супругов того, что он должен идти по этому пути, поможет и поддержит в деле создания крепкой, здоровой, по-настоящему православной семьи.





 Юлия КОМИНКО. «Мама, жить!»
 Юлия КОМИНКО. Одна бабка сказала, или Что в Церкви нужно пропускать мимо ушей
 Юлия КОМИНКО. Неполученное письмо
  Юлия КОМИНКО. Как аукнется…
 Юлия КОМИНКО. За Добро обидно. Нелегко ему пришлось в «Ночном дозоре»
 Юлия КОМИНКО. Почему я не понимаю греко-католиков
 Юлия КОМИНКО. «Vivat Academia!»
 Юлия КОМИНКО. Хорошее дело браком не назовут. Гражданским.
 Юлия КОМИНКО. Сколько Пречистых?
 Юлия КОМИНКО. На месте зверинца - святыня
 Юлия Коминко
 Юлия КОМИНКО. Скажем Гоблину «Спасибо!»
 Юлия КОМИНКО. Что делать в храмах с «обертками от конфет»?
 Юлия КОМИНКО. Кто победит в романе Достоевского?
 Юлия КОМИНКО. Кто пишет ноты для реквиема по мечте?
 В разные годы над сайтом работали
 
© протоиерей Георгий Коваленко '1998
© Официальный сервер УПЦ "Православие в Украине" (при перепечатке материалов - ссылка желательна)
экспорт RSS новостей в utf-8 в cp-1251

Украинский хостинг - UNIX хостинг & ASP хостинг
Регистрация доменов